Мир пьяный, спящий и иллюзорный противопоставлен у
Шабистари вечно бдящему Творцу:
Его очи не замечают всего бытия,
Как оно войдет в Него в конец пьяное и спящее.
(«Цветник тайны», бейт 758)
Что касается «яйности», то здесь Шабистари признает возможность наличия «я» только у Истины и действительно считает человеческое «я» иллюзорным...
С точки зрения Шабистари, воплощение Бога в человеке или вселение
Бога в человека совершенно невозможно, потому что для этого необходимы
двое – Бог и человек, но коль скоро есть только Бог, Единый, то нет никаких
условий для соединения с ним чего-то иного по отношению к нему:
Знай, что обретать обретенное – полный абсурд.
(«Цветник тайны», бейт 112)
Соответственно и «Я» может быть только у Бога. Сама по себе эта идея
была озвучена еще в раннем суфизме Абу Саидом ал-Харазом (ум. 899)
Представление о наличии человеческого «я» для Шабистари –
такая же иллюзия и абсурд, как и представление о наличии бытия иного бытию.
Наряду с бытием может быть лишь небытие как отсутствие бытия, и именно
этим небытием являются множественные фантомы Единого, воспринимаемые
как вещи множественного мира. Наделение же
их бытием, с точки зрения Шабистари, является актом смешения бытия и небытия или присваивания небытию характеристики бытия, что ложно не только
по Шабистари, но и по Аристотелю...
А. Лукашин "Я - Истина" Мансура Ал-Халладжа
