
Танцует не тот, кто подняться готов,
Как праха щепотка, кружимая ветром,
В любое мгновение, боли не испытавши.
Танец - это когда ты встаешь
Превыше обоих миров,
Разорвав свое сердце на части
И душу отдавши.
Руми
В 2005, 2008 году ЮНЕСКО объявила Церемонию Сема Мевлеви шедевром устного и нематериального культурного наследия.
Мевлеви́ — суфийский тарикат, основанный в XIII веке в Турции. В его основе лежит учение и культ персидского поэта и мистика маулана Джалал ад-Дина Руми. В мевлеви особое значение придаётся музыке, пению и танцам во время радений (сама) и коллективного зикра, отсюда оно известно как «братство вертящихся дервишей».
Центром Мевлеви служит мавзолей Руми в городе Конья (Турция).
Сама состоит из 4 частей, не считая вступления и завершения. В каждой из этих частей дервиши подходят по одному к шейху и после благословления начинают кружиться, каждый в своем ритме.
Кружась, семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.
Сема — это не танец, это процесс.
Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.
Когда дервиш кружится, его длинная юбка раскрываются, как белая лилиия, но на самом деле она символизируют саван для эгоизма, а высокая войлочная шапка это его надгробие. Исполняя саму - самазен прорастает сквозь пустыню собственного эго совершая восхождение к божественной любви, и возвращается из своего духовного путешествия человеком более зрелым и совершенным. Танцуя, дервиш вращается с права на лево вокруг своего сердца как бы обнимая с любовью и нежностью весь мир. Начиная вращаться, он держит руки крестом на груди, выражая покорность Богу, за тем руки раскрываются. Правая повернута ладонью к небу, готовая получить благословение, а левая повернута к земле. Самазен превращается в проводника. Так через сему на людей снисходит благодать свыше, от бога неустанно за нами наблюдающего.
Высокие войлочные колпаки – атрибут именно ордена Мевлеви:
Одеяния для самы - только черный и белый цвет, но несут в себе глубокий смысл.
«Черная накидка, которая сбрасывается, когда начинается мистический танец, с одной стороны, и дервишы в своих белых одеждах с другой указывают соответственно на материальные и духовные аспекты плоти» (Аннемари Шиммель «Распознавание символов Бога»).
Другая трактовка: «такая смена одежд истолковывается как смерть и воскресение» (К. Эрнст «Суфийские музыка и танец»).
Белое одеянье символизирует саван, шапка – могильную плиту, а накидка – гробовые покровы. Танец дервищей – это размышление о мире, драма смерти и возрождения, недаром бренные гробовые покровы сброшены в самом начале».
Для самих суфиев СЕМА (сэма, сама) – это религиозная церемония, их собственный внутренний безмолвный монолог с богом, мистическое духовное путешествие к божественной реальности и духовному совершенству.
Само слово сэма означает – слушание. Слушание СЕРДЦЕМ музыки – поэзии, мелодий, чистота которых влечет к Богу.
Одежда суфиев символична до мельчайших деталей. ВСЕ имеет значение! Цвет (каждый цвет означал достижение суфием определенной ступени на пути познания Бога), длина халатов, ширина рукавов, форма чалмы. И даже количество узлов на поясе-кушаке!
Например, "подразумевалось, что ворот хирки соотносится с терпением (сабр) и символизирует упразднение связей с людьми; два рукава соотносили со страхом и надеждой в отношении к Богу, а также связывали с соблюдением закона и воздержанностью; внутренние швы символизировали крепость веры и наполняли хирку умиротворенностью в состоянии «присутствия Бога»;
кайма соотносилась с состоянием искренности и олицетворяла пребывание в обители единения.
Согласно суфийской трактовки эти аллегорические соответствия отражают состояния стоянок (макамат) на мистическом Пути суфия" ( Из статьи Е.Маликовой «Хирка: предмет силы или одеяние нравственности»):
«Считалось, что одежда хранит в себе бараку - энергетику (благодать) ее владельца, особенно сильную у святого или правителя. Обычай передавать одежду при передаче власти прежнего правителя новому правителю, от святого своему ученику обозначал передачу им и своего благословения - бараки.
Кроме того, одежда и головной убор "являются выражением измененного эго человеческого бытия. Сменить одежду у суфиев означало смену личности.
Сжечь одежду врага означало физически уничтожить его. Смена обычной одежды на лохмотья нищего знаменовала отказ от земных радостей и вступление на путь мистического единения с Богом.» (Зухра Рахимова, "Одежда суфиев в поздне-гератской миниатюре")
