В исламе и суфизме есть религиозная практика, называемая "фикр". Обычно она переводится на русский как "размышление". С арабского языка слово «фикр» переводится, как «знать, постигать, понимать, понимать ситуацию».
Шейх аш-Шазили в "Книге мудростей" пишет:
Ничто не принесет пользу сердцу, как уединение, посредством которого оно [сердце] войдет в область размышлений.
Здесь под словом "размышления" имеется в виду фикр.
Суфийская традиция насквозь поэтична. В стихах поэтов-суфиев, таких как Руми или Навои, словесно воплощены мистические прозрения, низошедшие на этих мастеров. Поэтому ещё одним из объектов такой медитации в суфизме может быть и поэзия. Суфийская книга стихов может стать неисчерпаемым источником откровений, если подходить к ней с точки зрения духовной практики: суфий, читая или слушая стихи, встречает строки, которые как бы ударяют его, толкают в сердце. И тогда он берёт эти строки и с благоговением вглядывается в их смысл, сосредотачивая внимание на них. И вот, в определённый момент смысл этих строк вдруг открывается ему в ошеломляющей экстатической полноте.
В буддизме подобная практика является разновидностью випашьяны, аналитической медитации*. Наиболее ярко этот метод представлен в Дзэн-буддийской школе Риндзай (кит.Линьцзи). Здесь точно таким же образом применяются специальные, задаваемые учителем темы или истории, называемые коанами (кит. гунъань), призванные пробудить в ученике праджню. Классическим коаном, например, является такой: «Ты можешь услышать хлопок двух ладоней. Каков хлопок одной ладони?»
Известная история с Шибли**, к которому пришёл некий человек и постучал в дверь, может быть представлена в виде своего рода коана.
Понять её в полной мере человек сможет лишь познав то состояние сознания, из которого Шибли говорил. То же касается и других подобных историй.
**Когда к Шибли пришёл некто и, постучавшись в дверь, сказал что ищет Шибли, тот ответил, что сам его ищет уже много лет и не может найти.
----------------------------------------
*Другая разновидность випашьяны соответствует практике, называемой в суфизме "муракаба".
Из хадисов:
1.Час размышления дороже семидесяти лет поклонения.
Размышление ведет к просветлению сердца.
Нет поклонения, подобного размышлению.
2.А ‘Али принадлежит фраза: «Пробуди свое сердце посредством размышления».
Изречения суфийских наставников:
3."Самое благородное и достойное собрание — сидеть, размышляя, в саду Единства." (Джунайд Багдади)
4."Размышление — это понимание сердцем значения объектов ради постижения Субъекта." (Джурджани)*
5."Размышление — это исчезновение в поминании Бога." (Шах Мухаммад Дараби)
6."Тот, кто молится и постится, близок к людям, тогда как тот, кто размышляет, близок к Богу." (Шейх Абу Харакани)
7. Речь без мудрости — это чума, и молчание без размышления — похоть и нерадивость, но благороднейшее действие состоит в размышлении, исполненном самоотрицания. (Хасан Басри)
8. Размышление пробивает брешь в проявленном, чтобы обнаружить деяние Божества. (Харис Мухасиби)
9. Час размышления дороже ночи, проведенной в молитвах. (Хасан Басри)
10. Апостолы спросили Иисуса, есть ли кто-либо подобный ему на земле. «Да,—отвечал он, — любой, чья речь — молитва, чье молчание — размышление и чье восприятие раскрыто осведомленностью о знаках». (Газали)
11. Мысль для обычного человека — плавание в море иллюзий, тогда как размышление избранных — погружение в океан постижения. (Рузбихан)
12. Размышление ведет тебя к Богу, тогда как молитва приносит Божественные награды. То, что ведет к Богу, более ценно, чем ведущее к тому, что Богом не является. (Фахр ад-Дин Рази)
13. В начале размышление направляет внимание к необходимому пониманию, а в конце размышление ведет от знания к вопрошанию, от формы к значению, от твари к Творцу. (Шах Ни‘матулла)
