В Накшбандийском тарикате существуют 11 принципов медитации:
1. «Хуш дар-дам» (сознательное дыхание).
2. «Назар дар-кадам» (наблюдение за шагами).
3. «Сафар дарватан» (путешествие по Родине) – внутреннее странствование в собственной душе.
4. «Халват дар-анджуман» (одиночество на людях, «халват» – уединение).
5. «Яд-кард» (поминание).
6. «Баз-гашт» (возвращение) – чтение зикра с мыслями только об Боге.
7. «Нигах-дашт» (бдительность).
8. «Яд-дашт» (вспоминовение).
9. «Вукуф-и замани» (остановка на времени).
10. «Вукуф-и адади» (остановка для исчисления).
11. «Вукуф-и кальби» (остановка на сердце).
Так, пятый принцип медитации – «Яд-кард» (поминание) – поминание Бога языком и сердцем непосредственно связано с концентрацией на латаифах – энергетических центрах тонкого тела (системе чакр). Согласно суфизму, Дух человека находится в области сердца и называется «Калб». Это одна из главных мест сосредоточивания Духа и поэтому выступает главной точкой созерцания суфия во время его медитации.
Начиная с IX-X вв. суфии начали описывать отдельные центры тонкого восприятия, названные им «латаифами» (в единственном числе «латифа»). Теоретически латифа рассматривается ими как «первичный орган духовного восприятия». Этот термин образован от арабского корня ЛТФ. На энергетическом уровне активизация тонких центров восприятия – латаиф – является частью суфийской практики. Эти центры и выступают точками медитации. У суфийских братств нет единой точки зрения по поводу количества латаифов. В эзотерической литературе упоминается о пяти, шести и иногда семи латаифах, относящихся к Миру Божьего Повеления. Первые пять латаиф признаются всеми братствами (рис. 1).

Первоначально речь шла о пяти латаифах, которых должен был посредством духовных практик пробудить суфий. В последующие века, благодаря углубленной духовной работе и интуитивному прозрению (кашф), суфийские мистики могли обнаружить десять латаиф, хотя в классификации этих тонких центров восприятия нет однозначного представления. И у разных суфиев, которые классифицируют расположения, функции и наименования латаифов, их количество и цвета, различаются
. Так, в XIV в. суфий ас-Семнани выделял семь латаиф:
1. Латифа калабийя – область копчика, промежности.
2. Латифа нафсийя – ниже пупка на два пальца.
3. Латифа калбийя – (сердце).
4. Латифа сиррийа – область горла.
5. Латифа рухийа – область лба.
6. Латифа хафийа – в какой-то мере этот центр соотносим с Сахасрарой.
7. Латифа хакийа – выходит за пределы физического тела.
Согласно тарикату (братству) Накшбандийа, существует пять латаифов, возникших как Мир Божьего Повеления – «Калб», «Рух», «Сирр», «Хафи» и «Ахфа.
Рассмотрим последовательно все средоточия тонкого восприятия, которые излагается З. Расулевым в работе «Божественные истины, постижение которых необходимо для муридов суфийского братства Накшбандийа»
. Итак, наименования латаифов, их расположения, основные функции, их количество и цвета:
1. «Калб тахта кадам Адам алейхи салям». Калб переводится как «сердце».
Область локализации: сердце – эта латифа расположена на два пальца ниже левого соска, где находится наше физическое сердце.
Зикр, направляемый в эту область физического тела (молитва, мантра, священное слово), «Ак Саид» (счастье, счастливый).
Соответствует пророкам Адаму и Лоту.
Благодетель покаяния.
Цвет данной латифы – желтый.
На сердце изливаются благодеяния [от Аллаха] и его «душой» (нафс) является «уарид» (откровение свыше).
2. «Рух тахта кадам Нух уа Ибрахим алейхима ас-салям». Рух переводится как «Тайна».
Область локализации: печень – расположена на два пальца ниже правого соска.
Зикр, посылаемый в эту область физического тела (молитва, мантра, священное слово), «Ак Сахиб» (спутник, наставник).
Соответствует пророкам Нуху и Ибрахиму.
Благодетель веры, решимости, настойчивости.
Цвет – красный.
Дух, который под ногами этих пророков, испускает красный свет, является местом излияния благодеяний [от Аллаха] и его воздухом (һауа) является «уарид» (откровение свыше от Аллаха).
3. «Сирр тахта кадам Муса алейхи ас-салям». Сирр переводится как «Тайна тайн».
Область локализации: расположена прямо над сердцем, выше левого соска на два пальца. Зикр – «Ак Сиддик» (Правдивый).
Соответствует пророку Мусе.
Благодетель противостояния «злу», внутренний закон-стержень.
Цвет – белый.
Эта Тайна тайн испускает белый свет и является местом излияния благодеяний [от Аллаха] и ее водой (ма-ун) является «уарид» (откровение свыше от Бога).
4. «Хафи тахта кадам Иса алейхи ас-салям». Хафи – переводится как «Завуалированное, скрытое, тайное».
Область локализации: расположена непосредственно над Рухом – на два пальца выше правого соска.
Зикр – «Ак Расул» (посланник).
Соответствует пророкам Исе.
Благодетель милосердия, гуманизма, равновесия.
Цвет – зеленый.
Это «тайное» [место] является местом излияния благодеяний [от Аллаха] и его огнем (нар) является «уарид» (откровение свыше от Бога).
5. «Ахфа тахт кадам сеййиди аль-мурсалин салла Аллаху алейхи уа ас-салям». Ахфа – переводится как «Самое тайное и скрытое».
Область локализации: расположена прямо в центре груди. Эта латифа соответствует чакре тимуса, которая находится между Анахатой и Вишудхой чакрами.
Зикр – «Ак Аллах» (Аллах).
Соответствует пророку Мухаммеду.
Благодетель безупречной любви и чистоты.
Цвет – черный.
Это место является местом излияния благодеяний [от Аллаха] и его землей (тураб) является «уарид» (откровение свыше от Аллаха).
На этой пятой латифе – Ахфа – световые или энергетические излучения испытываются по сути как Безусловная Любовь.
Итак, нами рассмотрены пять латаиф, возникшие как Мир Божьего Повеления – «калб», «рух», «сирр», «хафи» и «ахфа» и строго локализованные в физическом теле человека как части человеческого духа.
Практикуясь посредством таких методов и средств самосовершенствования, как зикр, самоанализ, медитация и аскеза, а также активизация своих тонких центров восприятия – латаиф (чакр), суфий приближается к интуитивному постижению Истины. То, что имеет отношение к прозрению (кашф), не может быть выражено словами. И потому суфии утверждают: «То, что может быть высказано, – суфизмом не является». Суфизм – это сущность человека, в котором пребывает сама Истина.
Нет сомнения, что духовная практика суфизма оздоровляет, укрепляет, очищает и гармонизирует человека как целостного существа. Посредством духовных практик, включающий прежде всего медитацию на латаифы, ищущий Путь прозрения получит возможность достижения Божественного Присутствия.