• Авторизация


Нафс-примитивная душа. Человеческое "я" во власти зла 28-11-2019 10:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


IMG-20190529-WA0042 (482x400, 25Kb)

Испорченность материальной природы

 

Або'л-Хасан Са'игх утверждает следующее: "Желание и надежда имеют своим истоком испорченность материальной природы".

 

Дикость материальной природы

 

Материальная природа человека агрессивна и жестока. Эти качества, унаследованные от предков, глубоко внедрены в человеческую психику.

 

Как указывает Са'ади,

 

Если эта дикость вымрет в твоей природе, 

Ты всю оставшуюся жизнь будешь живым 

в духе человеческого совершенства,

 

Согласно Руми,

 

Природа человека стремится отомстить противнику;

Интеллект действует как железные цепи,

сковывающие нафс.

****

Нет более враждебного тирана 
Для странника, чем приказывающий нафс.
Ты не можешь повернуться лицом к Кибле, 
И не в состоянии пойти ни налево, ни направо. 
По правую руку расположен сад Незримого;
По левую руку — сад заблуждения. 
Меж этих двух садов находится 
Всегда затаившийся, 
Враждебный от природы нафс.
Все, что приходит слева или справа 
И свободно от изъяна и несовершенства, 
Нафс отбрасывает своей жадностью и похотью
Или загрязняет чванством и лицемерием. 
Все существующее, будь то люди, или иное, 
Либо пытается избежать Божьей воли,
Либо выполняет ее словом и делом. 
Однако от этого злобного, уродливого нафса,
Сжавшего тебя в своем объятъе, 
Невозможно избавиться ни посредством осторожности, 
Ни при помощи уловок. 
Ни доброта, ни элоумышленностъ 
Не освободят тебя от него. 
В этом заключена тайна "Твой нафс более враждебен, чем твой недруг...

***

Психика, которая дана человеку от рождения, известна под названием "материальной природы". Иными словами, материальная природа представляет собой совокупность психологических особенностей, которыми человек наделяется при рождении. Она может быть описана как психологическая конституция, которую каждый человек наследует от своих родителей и предков. Необходимо отметить, что характеристики материальной природы оказывают огромное влияние на формирование нафса.

 

Как указывает 'Аттар:

 

Что такое материальная природа?

Тащиться от одной грязной лужи к другой, 

Подобно ослу, повторяющему свой путь

вновь и вновь.

 

По словам Руми:

 

Пожалей Иисуса, а не осла;

Не давай материальной природе одолеть твой разум.

Пусть она рыдает и причитает.

Возьми у нее и отдай своей душе. 

Долгие годы ты был слугой у осла,

Довольно этого, ведь слуга осла шествует

позади него.

 

НАФС

****************************************

Материальная природа наследуется от рождения; впоследствии она развивается в то, что обозначают термином нафс. Происходит это в результате взаимодействия с окружающей средой и в процессе социальной адаптации в семье и школе. Основная тенденция нафса заключена в том, что он бесцеремонно навязывает свои желания, беспокоясь только о собственной удовлетворенности. Интеллект в противоположность нафсу является сдерживающей силой и советником, рекомендуя нафсу уместные поступки, которые надлежит совершить, и советуя, от каких поступков следует воздержаться.

Нафс на самом деле представляет собой эго со всеми его тенденциями, тогда как интеллект — это умелый ревизор, пытающийся направить эго в сторону тех тенденций, которые, будучи проявлены в обществе, не приносят людям вреда. Интеллект ведет нафс в направлении, которое является социально приемлемым и в то же время улучшает состояние нафса.

Каждый человек имеет нафс и использует его, функционируя в обществе. Хотя некоторые люди руководствуются интеллектом, большинство подчиняется только нафсу. Однако на высших стадиях развития психики, от уровня сердца до уровня полного воплощения, интеллект всегда служит духу человеческого совершенства.

Следует пояснить, что термин "интеллект" в данном контексте относится к "частному интеллекту" ('акл-и джозви) и прежде всего к "рассудку" ('акл-и истидлали), служащему основой как для теософов, так и для философов-материалистов. Интеллект не способен познать Реальность, поскольку он постоянно меняет свои взгляды, каждый день отрицая то, что утверждал вчера.

 

В этой связи Руми пишет:

 

У тех, кто рассуждает, – деревянные ноги;

А деревянные ноги особенно шатки.

 

На уровне нафса все люди более или менее равны. Человеческая психика, однако, должна перейти с этого уровня на стадию сердца, если человек хочет двигаться к совершенству и познанию Реальности.

 

Читать далее>>>

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Нафс-примитивная душа. Человеческое "я" во власти зла | Эхо_суфиев - Любовь – это бескрайний океан без начала и конца | Лента друзей Эхо_суфиев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»