
Теоретические основы суфизма разработали в IX в. арабские подвижники Зу - н - Нун аль - Мисри и Абу Абдаллах аль-Мухасиби. В основе учения суфиев лежал мистический транс, как основной источник истинного знания, с помощью которого вначале изучались нормы ислама - это называлось "шариат".
Затем аскетической практикой постигалась внутренняя духовно-интуитивная сущность человека и ученик становится "мюридом" - эта ступень духовной практики называлась "тарикат".
Затем мюрид - суфий овладевал психотехникой мистического религиозного экстатического слияния с Богом, эта ступень называлась "марифат". Овладевший третьей ступенью, имел право обучать других.
Высшая ступень духовной трансовой практики называлась "хакикат", овладевали этой ступенью немногие, так как эта ступень означала постижение воли Всевышнем и слияние с ним, но тот, кто овладевал, становился пророком.
Весь путь духовного самосовершенствования суфиев назывался "тарикат" и в некоторых суфийских системах насчитывал 10-12 ступеней. Каждая ступень тариката -это определенная глубина транса, сближающая суфия с Богом через любовь к нему и отказ от всего личного.
Аль - Мухасиби создал учение о мгновенном мистическом озарении - "хал", а в 12 веке Суфий Сухравади создал учение о мистическом озарении и свете - "ишрак". Ишрак - это обостренное систематической духовной практикой и аскетизмом интуитивное мышление, которое дает согласно Сухравади полное и истинное знание.
Считалось, что через ступени ишрака можно познать Бога или Истину, заключающуюся в том, что материя и Реальность это свет, а все объекты материального мира - сгустки света. Цель практики - это познание Абсолютной Истины - "света светов" (нур-аль - анвар).
Зу-н-Нун ал-Мисри (ок.796 – 860/1). Египетский суфий
Зу-н-Нун ал-Мисри, Абу-л-Файд Саубан б.Ибрахим (ок. 796-860/1 гг.) - наиболее известный представитель раннего суфизма в Египте. Родился в Ахмиме (Верхний Египет) в многодетной семье нубийца Маула. Его учителем был некий мистический Садун из Каира. Большую часть жизни Зу-н-Нун провел в Каире, много проповедовал, странствовал, побывал в Мекке, Дамаске, Антиохии. Зу-н-Нун подвергся гонениям со стороны властей. Незадолго до своей кончины он был доставлен в резиденцию халифа, который был потрясен красноречием и благочестием своего пленника. Зу-н-Нуна освободили, некоторое время он провел в Багдаде, где приобрел много учеников. Похоронен в Гизе, где его могила существует и поныне.
Зу-н-Нуну принадлежат около полутора десятков сочинений. Суфийская традиция считает его основателем учения о «стоянках и состоянках» (макамат ва ахвал) мистического Пути.
В сочинениях поздних суфиев, особенно ас-Сухраварди, Зу-н-Нун ал-Мисри изображается, как носитель «вечной мудрости», пришедшей к нему от греков-пифагорейцев.
(О пифагорейском наследии - "Сказки Мудрецов" - Великий посвященный ПИФАГОР)
О его жизни сохранилось не так много сведений. Он много путешествовал по Сирии и Аравии, был учителем многих суфийских мудрецов, в том числе его учеником был Сахл ат-Тустари. В 829 году был арестован по обвинению в ереси и отправлен в тюрьму в Багдад, но затем был отпущен благодаря вмешательству халифа аль-Мутаваккиля, который проникся красноречием пленника. После освобождения отправился в места, где впоследствии был возведён Каир, где и умер.
Считается одним из самых могущественных ранних суфийских святых, алхимиком, чудотворцем, покровителем врачей, умевшим, кроме всего этого, читать древнеегипетские иероглифы. Ему также приписывается введение понятия «гнозис» в исламе. Ни одна из его письменных работ не сохранилась, но существует огромное количество стихов, поговорок и афоризмов, сохранившихся в устной традиции, авторство которых приписывается ему.
Духовный путь аль-Мисри с восхищением описывал суфийский поэт Ходжа Ахмед Ясави в цикле стихов «Дивани хикмат».
((()))
Один я шел по кромке горя,
В пустыне странником бродя,
Без цели, цель не находя,
И вдруг, навстречу… с горем споря,
Выходит женщина старуха.
- Она, наверно, знает жизнь, -
Такая вдруг мелькнула мысль.
И эта мысль достигла слуха
Старухи… Тихо засмеявшись,
Она сказала: - Ну, спроси.
- Что значит здесь конец любви? –
Спросил уж я, не удержавшись.
- Простак! В любви же нет конца!
- Но, почему? Ведь столько бед!
- Конца Возлюбленному нет,
Как нет конца и у кольца…
((()))
Посредством Бога я познал…
Его. А то, что кроме Бога,
Познал посредством звука слова
Его Посланника. Бог дал.
((()))
В грехах раскается обычный человек,
Но в невнимательности - знающий свой век...
((()))
Все, что читал… забудь...
И уничтожь... что писал ...
Так лишь увидишь свой путь,
Мир без завес, покрывал.
((()))
Суфий - тот, чья речь подобна поведенью...
Чье молчание расскажет состоянье,
Кто мирские связи рвет без содроганья,
Кто не знает ни хвалы, ни осужденья..
*****************
Когда его спросили о суфиях, он ответил: «Это люди, которые предпочли Господа всему остальному, и Бог удостоил их предпочтением перед всеми остальными». Это и был путь, которому Зу-н-Нун посвятил себя.
Из его слов: «Радость верующего и удовольствие заключаются в уединении со своим Господом и в общении с Ним».
Как-то его спросили о низших людях, и он ответил: «Это те, которые не знают путь к Богу и не уделяют внимание тому, чтобы познать этот путь».
Зу-н-Нун говорил: «Люди придерживаются пути, пока они испытывают страх. Когда же они перестают испытывать страх, они сбиваются с пути».
Чтобы добиться успеха на этом пути, необходимо иметь терпение и сильную волю. Нашу душу, подобно сорнякам со всех сторон, опутывают страсти и - чтобы обрести совершенство - душа должна взять верх над страстями! Одним из первых шагов к укрощению страстей является голод.
Зу-н-Нун говорил: «Мудрость не станет обитать в желудке, наполненном едой». Он также говорил: «Каждый раз, когда я наедался, я впадал в грех, или же у меня было… намерение совершить его».
Мы говорили, что праведники считают грехом даже отвлечение от поминания Бога. А полный желудок, как минимум, приводит к лени и тем самым отвлекает от поминания Всевышнего.