Абу ‘Али аль-Фудайль ибн ‘Ийяд ибн Мас‘уд ибн Бишр ат-Тамими аль-Йарбу‘и аль-Хурасани.
Известный исламский богослов, хадисовед, аскет.
Почитается суфиями как «святой» (авлия). Аль-Фудайль был родом из Абиварда, родился в Самарканде в (725 год). Умер в Мекке в (803 год)
Фудайл ибн Ийад - был разбойником, промышлявшим на дороге между городами Абивард и Сарахс. Однажды, направляясь к своей возлюбленной, он случайно услышал стих из Корана и немедленно оставил свое ремесло, чтобы поселиться в Куфе и посвятить остаток жизни изучению преданий о Пророке. Хотя Фудайл был женат, он считал семейную жизнь одним из величайших препятствий на пути к Богу. Говорят, его видели улыбающимся только однажды за тридцать лет, когда умер его сын - для него это было знаком божественной милости:
***
«Когда Бог любит своего раба, Он насылает на него беду, а когда Он любит его очень сильно, то полностью завладевает им и не оставляет ему ни семьи, ни богатства».
***
Ожесточают сердце множество речей
И пища сытная, работа для печей
***
Когда раба Бог любит, шлет ему беду...
А, если любит очень сильно, то владеет
Он им всецело. Тот семьи уж не имеет,
И не имеет он богатства, здесь в миру...
***
Не заключай союза с тем,
Кто в гневе может клеветать,
Ведь и тебя он оболгать
Не постесняется затем
***
Некоторые из высказываний Аль-Фудайль ибн ‘Ийяда, которые приобрели известность у его современников и ученых последующих поколений:
„Каждый из нас, кто полюбил главенство, обязательно начинает завидовать, притеснять, выслеживать недостатки людей и проявлять нежелание хорошо отзываться о ком-то.“
***
Люди умирают так, как они живут.
***
„Кто увидел, как его брат совершает порицаемый поступок, и улыбнулся ему в лицо, — тот предал его.“
***
„О, несчастный, ты являешься грешником в то время как думаешь, что ты благодетельный. Ты невежествен, а думаешь, что ты знающий. Ты скупой, но думаешь, что ты щедрый. Ты глуп, но считаешь себя разумным. Срок твой короткий, а надежды длинные.“
***
“«Души подобны воинам! Те из них, которые познают друг друга, объединяются, а те из них, которые не узнают друг друга, расходятся». аль-Бухари. И не может быть такого, чтобы приверженец Сунны содействовал приверженцу нововведений, кроме как это будет проявлением лицемерия”.
***
“Так называемых ученых много, а мудрых из них мало. И поистине, под знанием подразумевается мудрость, «а тот, кому дарована мудрость, наделен великим благом!»
***
“Следуй по прямому пути, и тебе не повредит малочисленность спасшихся. И остерегайся путей заблуждения, не обольщаясь многочисленностью этих погибших!”
***
“Если бы у меня была мольба, которая обязательно примется, то я обратился бы с ней за правителя”. Его спросили: “Как это о Абу ‘Али?!” Он ответил: “Если я применю ее лишь к себе, то этого будет недостаточно, а если я применю ее к правителю, то это будет благом для всех. Ведь если правитель праведный, то будут праведными и народы, и города!”
***
“Остерегайся сидеть с теми, кто может испортить твое сердце!” .
***
"Верующий покрывает и даёт добрый совет, а нечестивец порочит и упрекает."
***
“Приверженцы Сунны – это те, кто знает о том, что попадает им желудок только дозволенное!”
***
«Я знаю таких людей, которые подсчитывают все свои слова от пятницы до пятницы».
***
Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше»
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд в отношении этого аята сказал: “Это значит: у кого деяния будут искренними и правильными!” Его спросили: “А что значит: искренними и правильными?” Он ответил: “Поистине, если деяния были искренними, но не были правильными, они не примутся, и если деяния были правильными, но не были искренними, они не примутся до тех пор, пока не станут искренними и правильными. Искренним является то, что совершается ради Аллаха, а правильным - то, что соответствует Сунне”.
***
"Для нас постигшим является не тот, кто совершает много молитв и часто постится. Постигшими для нас являются обладающие щедрыми душами и чистыми сердцами и проявляющие искренность по отношению к людям ".
***
«Прекращение совершения добрых дел ради людей – рия, и совершение добрых дел ради людей – малый ширк. Настоящая искренность в делах – это когда Аллах хранит тебя от обеих этих крайностей».
***
"Аллах низвел откровение некоторым пророкам: "Если ослушается Меня тот, кто знает меня, то Я дам над ним власть тому, кто не знает Меня".
***
«Ученый не ведает тем знанием, которое приобрел, до тех пор, пока не использует его, а если использует, то становится знающим».
***
“Что ты будешь делать, когда наступят такие времена, когда ты будешь видеть людей, неспособных отличить истину ото лжи, верующего от неверного, предателя от правдивого и невежду от ученого?!”
***
"Если сказал тебе джахмит: "я не верую в Господа, который удаляется с места своего, то скажи ему, что я верую в Господа, который делает что пожелает".
***
"Считалось непристойным, когда человек показывал смиренности больше, чем она могла быть у него в сердце". Некоторые, видя человека принявшего смиренную позу, говорили: "Эй ты, смиренность вот здесь" и указывали на грудь, "а не здесь", указывая на плечи.
***
"Коран был ниспослан лишь для того, чтобы действовать по нему, а люди сочли его чтение действием", Ему сказали: "А как действовать по нему?" Он ответил: "Разрешать то, что он разрешил, запрещать, то что он запретил, приказывать к тому, к чему он приказывает, и предостерегать от того, от чего он запрещает"
***
"Не перестает алим быть невежественным о том, что он знает, до тех пор, пока не будет действовать согласно этому. И если он будет действовать согласно этому, тогда он станет алимом!"
***
Ибн Абу Хавара рассказывал, что к аль-Фудайлю ибн 'Ийаду пришли люди, желающие приобрести у него знания. Он им сказал: "Если бы вы решили изучить Писание Аллаха, то нашли бы в нём исцеление всего, что вам нужно". Люди ответили: "Мы уже изучили Кур'ан". Он сказал: "Чтобы изучить Кур'ан вам нужно будет потратить всю свою жизнь и жизни ваших детей". Они спросили: "Что это значит, о Абу Али?" Он пояснил: "Вы не изучите Кур'ана, пока не узнаете словоизменение в нём, его ясные и иносказательные, отменяющие отмененные аяты. А когда вы изучите это, вы перестанете нуждаться в словах Фудайля и Ибн 'Уйайны"
***
"Тот,кто считает свои слова делами, мало говорит о том, что его не касается".
***
«Всевышний ревнует сердце верующего к тому, чтобы в нем было нечто такое, в чем находил бы он радость и успокоение. Поэтому, Аллах омрачает этот мир и его обитателей для него, дабы человек был склонен и привязан только к Нему».
***
"Ты хочешь Рая, в котором пророки и правдивые? Ты хочешь стоять в рядах вместе с Нухом, Ибрахимом и Мухаммадом, благословение им и мир? За какие же дела? За какие страсти, которые ты оставил ради Аллаха, Всемогущ Он и велик? Из-за какого близкого, которого ты оставил ради Аллаха? Из-за какого далекого, которого ты приблизил ради Аллаха?".
***
Затем сказал, да помилует его Аллах: "Шайтан не оставляет человека, пока не обманет его любым путем. Он вытянет из него то, что он расскажет о своих делах. Может быть он совершит много тавафа и скажет "какой приятный таваф был ночью". Или он постился и скажет "каким тяжелым был сухур и какая сильная жажда". И если ты сможешь не рассказывай и не говори. Если ты красноречив, то скажут "до чего он красноречив, и как прекрасна его речь, и прекрасен его голос". Это обольстит тебя и ты начнешь важничать, а если ты не красноречив и у тебя нет прекрасного голоса, то скажут "он не может нормально рассказывать и у него нет прекрасного голоса". Если тебя это опечалит и станет тяжким для тебя, то ты делал на показ, а если ты сядешь и заговоришь, не обращая внимания на того, кто тебя порицает и на того, кто тебя хвалит, то говори".
***
Передаётся, что сын Фудейля ибн `Ияда однажды сказал своему отцу:«О отец! Как же благозвучны (прекрасны) речи сподвижников!»
Аль-Фудейль сказал: «Сынок, знаешь ли ты, почему они были столь благозвучны?»
Тот ответил: «Нет отец, я не знаю».
И он сказал: «Потому что они стремились к Всевышнему Аллаху, когда их произносили».
***
"Верующий мало говорит и делает много, в то время как лицемер (мунафик) много говорит и мало делает. Когда верующий говорит, то говорит с мудростью, а когда он молчит, то находится в глубокой задумчивости. Когда он видит, то берёт из этого урок, а когда он действует, то это исцеление. И если ты таков, то ты находишься в постоянном поклонении (Аллаху).
***