
Абу Сулайман ‘Абд ар-Рахим б. ‘Атийа ад-Дарани (ум. 830)
— сирийский подвижник, ученик ‘Абд ал-Вахида б. Зийада (ум. 792).
Считается одним из основателей учения о суфийском Пути и суфийской этике,
который основал в Басре первые суфийские сообщества. Дарани
был одним из тех, кто дал мистическую интерпретацию райским гуриям.
Как считал Аси́н-Палáсьос (испанский арабист, священник), в этой интерпретации
содержатся первые задатки идеи дантовой Беатриче.
*************************
Все части тела обретут отдохновенье,
Когда все действия из сердца - вдохновенье
*************************
То, что в сердце, разве можно скрыть? О, нет!
Там лишь то, что Он вложил: Его лишь свет
*************************
Абу Суляйман ад-Дарани говорил:
“Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря которому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть великая глупость!”
*************************
«Если бы весь мир этот принадлежал мне и я подарил его одному из своих братьев, то, поистине, посчитал бы я, что и этого для него мало!»
*************************
«Если ты желаешь чего-либо из дуньи и ахирата, не ешь, пока не получишь это. Поистине, еда изменяет разум».
*************************
«В каком бы сердце ни нашла себе пристанище эта дунья, как непременно это сердце покидает ахира».
«Дунья — это место деяний, платой за которые является ахира. Тот, кто не будет трудиться в мире этом, пожалеет в мире вечном». [Ахмад Ибн Ханбаль].
*************************
«Для меня лучше воздержаться от кусочка еды на ужине, чем съесть его и простоять всю ночь в молитве».
*************************
К черствости сердца приводит постоянная сытость.
*************************
«Иногда мне могут прийти мысли, но из них я принимаю только те, которые соответствуют Корану и Сунне»
*************************
«Поистине, когда я совершаю грех, то чувствую в поведении моей жены и скотины».
*************************
"Тот, кто занят собой, отвлечён от людей, — это стадия действующих; тот, кто занят своим Господом, отвлечён от себя, — это стадия знающих. Аскет должен непременно находиться на одной из этих стадий.
*************************
Первая его стадия — занимать себя самим собой, и при этом равны для него и похвала, и порицание, наличие чего-либо или его отсутствие, и из того, что у него остаётся некоторое имущество, не следует делать вывод, будто он вовсе лишился аскетизма".
*************************
"Когда действие перейдёт в сердце, все части тела получают отдохновение".
*************************
"Стремящийся к (благам) земной жизни из любви к ней каждый раз, получая что-то, будет хотеть большего. Стремящийся к (благам) Последней жизни из любви к ней каждый раз, получая что-то, будет хотеть большего. И нет предела ни у этого, ни у того".
*************************
“Зухд (аскетизм) – это отказ от того, что отвлекает от Всевышнего”.
*************************
“Не говори ни о ком, что он достиг отречения, ибо отречение находится в сердце”.
*************************
Когда Абу Сулейман ад-Дарани спросили: «Поистине такой-то и такой-то не нравятся моему сердцу. Он ответил: и, ни моему сердцу, однако быть может мы пришли из моего и твоего сердца, быть может, в нас нет добра, и не любим праведных».
*************************
Абу Сулейман ад-Дарани говорил: «Люди поклонения в ночах своих испытывают большее наслаждение, чем люди развлечения во время развлечений»
*************************
Ахмад ибн Абу Аль-Хавари сказал: «Я слышал как Абу Сулейман Ад-Дарани, говорил: «Обращайтесь к Всевышнему посредством ваших сердец». Смысл этих слов: «Очищайте и исправляйте ваши сердца и не упускайте ничего из явных деяний».
*************************
Сказанное Абу Сулайманом Ад-Дарани похоже на переданное нами от уважаемого господина Абу Али Аль-Фудзайл ибн Ияда: «По нашему мнению, достигшие желаемого люди получили это не посредством многочисленных молитв (намазов) и постов, а посредством великодушия, чистоты сердца и искренности к людям (умме)».
*************************
Абу Сулейман ад-Дарани говорил: "Всё, что отвлекает тебя от Всевышнего, — твоя напасть".
*************************