
Хасан аль-Басри. Родился: 642 г., Медина, Хиджаз. Умер: 15 октября 728 г. (86 лет), Басра
Абу Саи́д аль-Ха́сан ибн Яса́р аль-Басри — исламский богослов и знаток хадисов, один из первых исламских аскетов, предшественник суфизма.
„Поистине, этот мир — временная обитель, и никто не останется здесь навсегда. И, поистине, Адам был низведён сюда в наказание. Посему, остерегайся этого мира. Здесь запасаются тем, от чего отказываются, и богатеют тогда, когда бедствуют. Каждый миг он приносит жертвы, унижает тех, кто почитает его, и делает нищим того, кто копит [земные богатства]. Его [блага] подобны яду: вкушает его только тот, кто не знает, что это такое, и гибнет от него. Живи в этом мире, как больной, залечивающий раны. Он соблюдает диету короткий период, опасаясь затяжной болезни, и терпит то, что ему неприятно, опасаясь долгого испытания. Остерегайся этого обольщающего мира, который обманывает своими красотами и дарит надежды, прельщает и завораживает. Он словно принаряженная невеста. Взоры притягиваются к ней, сердца очаровываются ею, души влюбляются в неё. Но эта невеста убивает всех своих мужей.“
*********************************
„Мирская жизнь состоит из трех дней. (1) Что же касается вчерашнего дня, то он прошел вместе с тем, что было в нем. (2) Что же касается завтрашнего дня, то быть может, ты не застанешь его. (3) Что же касается сегодняшнего дня, то он принадлежит тебе. Так совершай дела в нем.“
*********************************
„В этом мире ожидания сопряжены с испытаниями, и пребывание в нём есть умирание. Его радости смешаны с горем. То, что теряешь в нём, не возвращается, и [никогда] не знаешь, что ожидает [тебя] впереди. Его обещания лживы, а надежды [, которые он вселяет, ] обманчивы. [Самое] чистое в нём не лишено примеси, и жизнь здесь в тягость.“
*********************************
„Ты спрашиваешь меня о мире этом и мире вечном! Поистине, мир этот и мир вечный — словно восток и запад: приближаясь к одному, ты непременно отдаляешься от другого… И ты говоришь мне: мол, опиши мне эту обитель. А что здесь описывать, если начало её — страдание, а конец её — исчезновение, и за дозволенное в ней будет расчёт, а за запретное — наказание? Разбогатевший в ней впадает в обольщение, а обедневший печалится…“
*********************************
„Остерегайся откладывать (дела на потом), ведь ты живешь сегодня, а не завтра. И если ты доживешь до завтрашнего дня, то проведи его так же, как сегодняшний, а если нет – то не придется сожалеть о том, что упустил сегодня.“
*********************************
„Я застал людей, которые заботились о своём времени больше, чем вы заботитесь о своих дирхемах и динарах.“
*********************************