
Я — Вечность, ей нет и не будет конца,
Я — чудо творенья и сила Творца,
Я — кравчий, наполнивший чашу познанья,
Я — Свет, что пронзит все людские сердца!
Хуруфизм (от араб. «хуруф» — буквы) одна из ветвей суфизма (шиизма). Представляет собой учение о том, что Коран подлежит толкованию посредством системы 28 букв. У хуруфитов число 7 считается священной цифрой. Создателем этой ветви был Фазлуллах Наими.
В долгих скитаниях по разным странам в поисках знаний Фазлуллах Наими разработал учение хуруфизма, о чём он официально объявил в 1376—1377 годах в Тебризе. По этим причинам хуруфиты называли Азербайджан «Сарзамин-е рестахиз» («Место пробуждения»). Фазлуллах Наими, будучи в заточении, написал своё знаменитое «Джавидан-намэ» («Книга о вечности»), или «Джавидан-е Кабир» («Великая вечность»), почитаемая его соратниками, как «Коран хуруфизма» распространенная в конце XIV — начале XV века на территории нынешнего Азербайджана, Ирана и Турции.
Лицом, сформировавшим хуруфизм в качестве философско-религиозной системы путем развития идей о техническом строении цифр, стал азербайджанский тюрок Шахабаддин Фейзуллах Астрабади Наими (1339-40/1394), который в 1386 году в Тебризе объявил о своем учении с последующим распространением его идей в Исфахане. Фейзуллах Наими, долгое время ведший аскетический образ жизни в пещере, объявил себя пророком Мехди и со своими преданными учениками стал пропагандировать свое учение. За короткий срок люди из разных слоев общества примкнули к новому учению.
Имамеддин Насими, после долгих скитаний по Анадолу, сумел привлечь в хуруфизм большое количество последователей.
В хуруфизме анализ и толкование Корана основывается на цифрах. Это течение хотя и является шиитским, с момента зарождения сумело найти сподвижников как среди шиитов, так и среди суннитов, оказывая влияние на литературу и другие учения посредством тасаввура.
Согласно хуруфизму, Вселенная вечна и различные периоды заменяют друг друга.
Хуруфизм как идейное течение в более организованном виде начал распространяться в конце XIV века. Их религиозно-философские идеи берут свое начало из философии Среднего и Ближнего Востока. Хуруфизм, найдя в Азербайджане таких сподвижников, как Наими, Насими, Сурури, Али-уль Ала. Хуруфизм охватывал большие территории (Иран, Азербайджан, сурия, Османская Турция). Основную массу хуруфистов составляли крестьяне и городская интеллигенция.
Хуруфисты для распространения своих идей не ограничивались собственной территорией: они путешествовали по различным странам мусульманского востока и привлекали в свои ряды множество людей.
Историческая необходимость зарождения хуруфизма была продиктована монгольским игом, господствовавшим на Востоке в течение двухсот лет. Волнения и вступления в этот период были направлены как против местных феодалов, так и против ортодоксальной исламской религии.
Хуруфизм – типичная для городов Ближнего и Среднего Востока идея, выражающая интересы народа.
Основа хуруфисткой философии лежит в мистическом пантеизме. Согласно хуруфизму, тайна мироздания и творения заключается в мистических цифрах. Хуруфисты полагали, что человек сам Аллах или же люди – это куски от тела Аллаха. Только человек совершенный (кусок тела Аллаха) будет вновь сливаться с Аллахом. Это произойдет тогда, когда человек достигнет пика своего развития. Первые элементы хуруфизма встречаются в период становления философии.
По мнению Фейзуллы, Аллах – тайное сокровище. Действительность, существование и душа всего – это звуки. Первое проявление Аллаха – это звуки в виде изречений. Чистота звука – изречение, то есть слово. Изречение же проявляется в человеке и в звуке. Изречение приобретает некоторые формы в виде группы элементов. Хуруфиты объявили 28 букв арабского и 32 буквы персидского алфавита основой всего сущего, видели в этих буквах проявление божественного лика, искали комбинации этих букв даже в чертах человеческого лица.
Согласно учению, Вселенная полна звуков, а совершенной формой звуков является слово.
Хуруфизм был одним из известных учений, которое оказало влияние на все последующие учения в Азербайджане и на Востоке в целом.
В указанный период самые прекрасные образцы воплощения суфизма и перипатетизма в поэзии были созданы Мухаммедом Физули, который был прекрасно знаком с греческой и восточной философией. Его философские взгляды нашли свое отражение в труде Матлауль-етигад, в котором поэт упоминает западных философов Аристотеля, Платона, Сократа, Эмпедокла, Демокрита, Пифагора, а также восточных философов Фараби, Наззама, Ибн Сину, Н.Туси и других. Литературные философские взгляды Физули встречаются также в трудах его произведениях.
По мнению Физули, согласиться со взглядами мутакаллимов не препятствует признанию абсолютного бытия. Так, он рассматривал обязательное и допускаемое бытие в перипатетической философии не как первопричину. Мыслитель Физули, говоря о десяти теориях разума, отмечает, что десять из этих теорий управляют небесами, а один – человеком, перечисляя степени человеческого разума.
Выступления против династии Тимуридов привело к тому что был издан указ о казни Наими. Приговор привел в исполнение сын Тимура Миран-шах в 1394 году после захвата Алинджа гала, Нахичевань. Сообщают, что Миран-шах привез Наими из Ширвана в эту крепость, повесил его на глазах его защитников, а затем, приказав привязать его труп к хвосту коня, велел, чтобы «на глазах у всех поволокли его по городу».