
Зун-Нун аль-Мисри
(796-860; "египтянин")
Египетский суфий. Его прозвище «аль-Мисри» в переводе означает «египетский». Считается одним из самых могущественных ранних суфийских святых, алхимиком, чудотворцем, покровителем врачей, умевшим, кроме всего этого, читать древнеегипетские иероглифы. Ему также приписывается введение понятия «гнозис» в исламе. Ни одна из его письменных работ не сохранилась, но существует огромное количество стихов, поговорок и афоризмов, сохранившихся в устной традиции, авторство которых приписывается ему.
"Существуют четыре симптома при отмирании сердца: человек не ощущает сладости в богослужении, не боится Бога, не прислушивается к порицанию, не воспринимает знание, которому его учат"
*✦✦✦✦✦
Простак! В любви же нету края!
Но почему? Ведь столько бед!
Конца возлюбленному нет,
Как нет кольца на вратах рая…
✦✦✦✦✦
Радость верующего и удовольствие заключаются в уединении со своим Господом и в общении с Ним.
✦✦✦✦✦
Раскаяние без отдаления от грехов – это раскаяние неправдивых.
✦✦✦✦✦
Один я шел по краю горя,
Пустынным странником бродя,
Без цели и без счастья доли,
И вдруг навстречу… с горем в споре,
Выходит женщина одна.
«Она, наверно, знает жизнь», –
Вдруг у меня мелькнула мысль.
И эта мысль достигла слуха
Старухи… Тихо засмеявшись,
Она сказала: – Ну, спроси.
– Неужто здесь конец любви? –
Спросил уж я, не удержавшись.
✦✦✦✦✦
Признаком болезни тела являются боли. Признаком болезни сердца являются грехи. Также, как больное тело теряет удовольствие от пищи, так и сердце того, кто совершает грехи – не чувствует удовольствие от поклонения.
✦✦✦✦✦
Все, что читал ты ранее, забудь
И уничтожь, что писано когда то.
Так лишь увидишь свой далекий путь,
Мир без прикрас и все его красоты.
✦✦✦✦✦
Когда его спросили о суфиях, он ответил: «Это люди, которые предпочли Аллаха всему остальному, и Аллах удостоил их предпочтением перед всеми остальными».
✦✦✦✦✦
Простолюдины раскаиваются в совершённых ими грехах, а избранные – в небрежении.
✦✦✦✦✦
Признаком любящего Аллаха является следование за Любимцем Аллаха, будь то в нравах, в деяниях или же велениях.
✦✦✦✦✦
Посредством Бога я познал…
Его бытие. А то, что кроме,
Познал посредством звука слова
Его Посланника. Бог дал.
✦✦✦✦✦
Как-то его спросили о низших людях, и он ответил: «Это те, которые не знают путь к Аллаху и не уделяют внимание тому, чтобы познать этот путь».
✦✦✦✦✦
В грехах раскается обычный человек,
Но в невнимательности – знающий свой век.
✦✦✦✦✦
Один молодой человек пришел к Зун-Нуну и сказал, что суфии не правы и многое другое.
Зун-Нун сказал: «Отнеси это кольцо к рыночным торговцам и посмотри, сможешь ли ты получить за него золотой». И никто на золотом рынке не предложил за кольцо больше, чем одну серебряную монету. Молодой человек принес ему кольцо назад. «А теперь, – сказал Зун-Нун, – отнеси его к настоящему ювелиру, посмотрим, сколько он заплатит за него». И ювелир заплатил за кольцо 1000 золотых. Молодой человек был поражен. «Сейчас твои знания о суфиях, – сказал Зун-Нун, – так же велики, как знания торговцев о ювелирных изделиях. Если ты хочешь оценить драгоценности, стань ювелиром.
✦✦✦✦✦
Суфий – тот, чья речь подобна поведенью,
Кто молчанием молвит состоянье,
Кто мирские связи рвет без содроганья,
Кто не знает ни хвалы, ни осужденья.
✦✦✦✦✦
Люди придерживаются пути, пока они испытывают страх. Когда же они перестают испытывать страх, они сбиваются с пути.
✦✦✦✦✦
Истинная суть раскаяния в том, что земля для тебя становится тесной, несмотря на её просторность, и ты теряешь покой и душа твоя испытывает стеснение, как сообщает Всевышний об этом в Коране.
✦✦✦✦✦
Зу-н-Нун говорил: «Мудрость не станет обитать в желудке, наполненном едой». Он также говорил: «Каждый раз, когда я наедался, я впадал в грех, или же у меня было… намерение совершить его».
✦✦✦✦✦
Раскаяние вбирает в себя несколько понятий: первое – сожаление о произошедшем, второе – намерение впредь не совершать грех, третье – возмещение упущенных обязанностей (фарзов), четвёртое – исправление несправедливостей, которые были совершены, как по отношению к имуществу, так и к чести других людей, пятое – сжигание мяса, которое выросло на запретном (посредством голода и частого поминания), шестое – заставлять себя испытывать мучения от поклонения, также как раньше испытывал сладость от совершения грехов.