Французский художник Джеймс Тиссо
Джеймс Тиссо (англ. James Tissot, собственное имя Жак-Жозеф Тиссо, 15 октября 1836 г. — 8 августа 1902г.) — французский художник, жил и работал в Англии.
[показать]
Jacques Joseph Tissot родился 15 октября 1836 года в Нанте (Франция), в буржуазной семье. Учился в парижской Школе Изящных искусств у Энгра.
[показать]
Его друзьями и учителями стали Эдуард Мане и Эдгар Дега, написавший портрет Тиссо.
Но подлинным кумиром юного художника стал Джеймс Уистлер, в честь его Тиссо даже англизировал свое имя.
Его карьера была стремительной:
В первый раз показал свои картины в Салоне в возрасте 23 лет.
[показать]
В 1861 г. экспонировалась картина «Встреча Фауста и Маргариты», которая была приобретена государством для Люксембургской галереи.
[показать]
Писал декорации для исторических пьес, романтические,
[показать]
исторические костюмные жанровые сцены с точно изученными костюмами и обстановкой XV столетия,
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
но затем он весьма быстро стал популярен как салонный художник, автор множества колоритных женских портретов.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Стиль Тиссо формировался под влиянием импрессионистов. Его картины имеют определенные черты сходства с их работами в передаче воздушной среды и характере композиций. Однако изящные и очаровательные полотна Тиссо больше напоминают иллюстрации к модным светским журналам.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Тиссо был близким другом Дега,но они поссорились, и Тиссо даже отказался участвовать в Импрессионистских выставках.
[показать]
[показать]
[показать]
Художник – участник Франко-Прусской войны, он оказывал помощь бойцам Парижской коммуны. После поражения революции и гибели тысяч людей, художник, спасаясь от ареста, уехал в Лондон, где создал множество жанровых картин.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Переселившись в Лондон, художник, приблизительно в 1864году, перешел к сценам из современной жизни, и стал изображать разные типы молодых элегантных женщин. В эти годы была написана серия работ, названная La Femme a Paris.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Впоследствии Тиссо написал аналогичную серию акварелей уже с дамами из высшего общества Лондона. Его работы охотно раскупались, семья жила в полном достатке. Более того, именно в Англии Тиссо был признан непревзойденным мастером, певцом общественной жизни викторианской элиты.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Говоря о Тиссо-портретисте, надо заметить, что у него не только великолепные женские портреты, но и замечательная "мужская" галерея.
Как писали газеты той эпохи, «…есть некая ирония в том, что непревзойденным по элегантности, блеску, отточености деталей среди английских художников считается француз…».
[показать]
В течение одиннадцати лет, что он проработал в Англии, он достиг славы и финансового успеха, рисуя то, что теперь признано считать его лучшими картинами. Первая из его крупномасштабных картин – «Слишком рано» (Too Early) - была показана в Королевской Академии в 1873 году.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Живописец Луиза Джоплин, друг Тиссо, описала это как «новое направление в искусстве, как остроумное представление современной жизни». «Никто из английских художников не может сравниться с Тиссо в блестящей технике, комбинации стиля, элегантности и остроумии» - писали газеты.
[показать]
[показать]
[показать]
Тиссо был таким успешным художником, что позволил себе иметь дом в престижном районе северо-западного Лондона - Wood St John's. Это был один из первых лондонских пригородов, в котором отмечалась большая плотность вилл.
В1874 писатель Эдмон де Гонкур саркастически заметил, что Тиссо имеет «студию с залом ожидания, где в любое время к услугам посетителей есть шампанское со льдом, а около студии сад, где в течение всего дня можно видеть лакея в шелковых чулках, протирающего до блеска листья кустарников».
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
В эти годы Тиссо создает серию работ, замечательных по мастерству исполнения.
[показать]
Несмотря на успех 1873 года, выставленные в 1875 году три новые картины Тиссо, среди которых была и «Hush», подверглись нападкам самых серьезных критиков, включая Оскара Уайльда, Генри Джеймса и Джона Рёскина, которые увидели в его «цветных фотографиях» картины вульгарного богатства. Но даже эта высокомерная оценка не остановила продажу его картин.
[показать]
Главной его натурщицей, единственной подругой жизни была женщина нежной и печальной красоты, ирландка Кэтлин Ньютон,
с которой он познакомился в 1876 году.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Она стала его гражданской женой. Кэтлин переехала в дом Тиссо и жила с ним до своей смерти в 1882 г.
[показать]
В возрасте 28 лет, не перенеся страданий от болей на поздней стадии туберкулёза, Кэтлин покончила жизнь самоубийством.
Тиссо увековечил ее в цикле «Тихие картины», «Хризантемах» и многих других картинах.
[показать]
После смерти возлюбленной Тиссо уезжает сначала в Париж, а затем в Палестину.
[показать]
Он обратился к основной теме своего художественного наследия — созданию семисот акварелей, иллюстрирующих жизнь Иисуса и Ветхий Завет.
[показать]
[показать]
[показать]
В 1896 г. серия из 350 рисунков по Новому Завету была выставлена в Париже, на следующий год — в Лондоне. Затем они были опубликованы парижской фирмой «Лемерсье», заплатившей за них 1 100 000 франков.
В настоящий момент коллекция из полутысячи рисунков, акварелей и картин маслом из этой серии находится в коллекции Бруклинского музея. Затем настала очередь ветхозаветных сюжетов, работой над которыми он продолжал заниматься до самой смерти.
Практически все работы Тиссо, посвященные библейской тематике, писались или задумывались на Святой земле.
[показать]
В начале ХХ столетия Джеймс Тиссо вернулся на родину – во Францию.
Умер Джеймс Тиссо 8 августа 1902 года в Париже.