Мнение об образовательном стандарте (с цитатами оригинала)
18-02-2011 21:50
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Признаюсь честно, чтение образовательного стандарта – далеко не самое интересное времяпровождение в пятницу вечером. семьдесят страниц юридического текста это…брр в общем. Просто мнения слишком отличаются, чтобы составлять свое не читая самого первоисточника.
Далее буду приводить текст первоисточника со своими комментариями.
Если прочитать все, что должно сформироваться в процессе обучения, то создается впечатление, что в первую очередь учеба в школе направлена на развитие личности. И только потом у нас идет образовательная часть… Причемличностное формирование явно идет традиционным для России путем – человек для страны, а не страна для человека. Самый первый пункт – о патриотизме и великом будущем страны, при выборе профессии идет разговор об участии в решении общенациональных, государственных проблем.. в общем патриотизм явно на первом месте.
9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания ( науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);
6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг и др.);
9) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) сформированность основ эстетического образования, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания еѐ ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем;
13) сформированность основ экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни ( любви, равноправия, заботы, ответственности ( и их реализации в отношении членов своей семьи.
10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования устанавливаются на интегрированном, базовом и профильном уровнях, ориентированных на приоритетное решение соответствующих комплексов задач.
Предметные результаты на интегрированном уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний.
Предметные результаты на базовом уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности.
Предметные результаты на профильном уровне должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования с учѐтом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Приводить все стандарты по предметам не буду, но математика меня поразила… То есть, елси бы стандарт не писался для старших классов, то все было бы нормально.. но по-моему следующие требования должны быть выполнены в классе 5-ом….
Математика (базовый уровень):
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимания возможности аксиоматического построения математических теорий;….
Математика (профильный уровень) ( требования к предметным результатам освоения курса математики на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
Я вот совершенно уверена, что об этом надо рассказывать в начале изучения математики… И совершенно не понимаю, почему необходимость доказательства математических утверждений это уже профильный уровень.. типа теорема есть – это базовый. А ей доказательство – профильный? А чему они тогда вообще будут на базовом учить???
С физикой, кстати, тоже самое.. начинается описание базового курса с «роли и месте в мировой культуре»…
Физика (профильный уровень) ( требования к результатам освоения курса физики на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях;
То есть законы физики только на профильном уровне будут проходить???
В химии самостоятельно проводятся эксперименты только на профильном уровне… Чем дальше, тем сильнее мне кажется, что я ВСЕ предметы изучала на профильном уровне нового стандарта….И я бы не сказала, что перенапряглась при их изучении… успевала еще и в МЭШДОМ на журналистику ездить и к двум репетиторам ходить, и на заочных курсах заниматься…Наверно, дело в Ом. Что я не была отличницей и считала. Что неинтересные мне предметы вполне можно знать на 4… ну ладно, чего греха таить и на 3… Но тогда получается, что ВСЕ ученики по новому стандарту должны быть отличниками. Потому что одно дело предмет на профильном уровне знать на 3, а другое дело на урезанном базовом.
I. Учебные предметы выбираемые обучающимися из указанных
ниже обязательных предметных областей:
1. Филология
«русская словесность» (интегрированный уровень)
«русский язык и литература» (базовый или профильный уровень)
«родной (нерусский) язык и литература» (базовый или профильный
уровень)
Обучающийся в обязательном порядке выбирает либо «русскую
словесность» на интегрированном уровне, либо «русский язык и литературу»
на профильном или базовом уровне. Кроме того, при желании выбирается
для изучения «родной (нерусский) язык и литература» на одном из
представленных уровней.
2. Иностранный язык
«иностранный язык» (базовый или профильный уровень)
«второй иностранный язык» (базовый или профильный уровень)
Обучающийся выбирает один или оба предмета на любом из уровней
их изучения.
3. Общественные науки
«обществознание» (интегрированный уровень)
«история» (базовый или профильный уровень)
«география» (базовый или профильный уровень)
«экономика» (профильный уровень)
«право» (профильный уровень)
Обучающийся выбирает один или два предмета на любом из
представленных уровней их изучения.
4. Математика и информатика
«математика и информатика» (интегрированный уровень)
«математика» (базовый или профильный уровень)
«информатика» (базовый или профильный уровень)
Обучающийся выбирает либо «математику и информатику» на
интегрированном уровне, либо «математику» на одном из уровней изучения.
Кроме того, при желании вместе с предметом «математика» может быть
выбрана «информатика» на любом из представленных уровней.
5. Естественные науки
«естествознание» (интегрированный уровень)
«физика» (базовый или профильный уровень)
«химия» (базовый или профильный уровень)
«биология» (базовый или профильный уровень)
«экология» (базовый уровень)
Обучающийся выбирает один или два предмета на любом из уровней
их изучения.
II. В учебный план в обязательном порядке включаются учебные
предметы общие для освоения всеми обучающимися: «Россия в мире»
(интегрированный уровень), «физическая культура» (базовый уровень),
«основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).
III. Учебные предметы (курсы) по выбору участников
образовательного процесса.
В дополнение к выбранным для изучения учебным предметам из
обязательных предметных областей обучающийся может выбрать: один-два предмета из выше указанных предметных областей или курс, например:
«астрономия», «искусство», «технология», «дизайн», «хореография» и др.,
или курс, предложенный образовательным учреждением.
Для всех обучающихся в учебный план включается обязательное
выполнение индивидуального проекта, который должен быть направлен как
на расширение академических рамок обучения, на применение знаний в
реальных жизненных ситуациях, так и на создание условий для социального
становления и саморазвития обучающихся.
При составлении индивидуального учебного плана обучающихся, а
также при формировании образовательным учреждением профилей
обучения общее количество учебных предметов из обязательных
предметных областей не должно превышать 6(7), при этом 3(4) учебных
предмета выбираются для освоения на профильном уровне. Таким образом,
учебный план с учетом общих для освоения всеми обучающимися учебных
предметов (Россия в мире, физическая культура, основы безопасности
жизнедеятельности) должен включать 9 (10) предметов, а также
индивидуальный учебный проект.
Учебный план образовательного учреждения формируется исходя из
обеспечения нагрузки обучающегося в объеме не менее 30 часов, но не более
36 часов в неделю
То есть одновременно физику, химию и биологию изучать нельзя, географию, историю и экономику и право тоже…С одной стороны, будь я старшеклассником и дай мне возможность выбирать, я бы о химии отказалась. В старших классах изучают органическую, а я её не понимаю.. с другой стороны тогда бы я вообще не имела представление об органической химии… Ну и такой же пример с общественными науками. То есть в старших классах собираются готовить патриотов, четко выбравших свою будущую профессию и собирающихся поступать в конкретный вуз на благо своей страны… Меня такой стандарт не устраивает.
1 – перегиб в патриотизме, я понимаю что любить родину надо, но не фанатично же!
2 – слишком низкий уровень базового курса предметов.. если я конечно правильно поняла стандарт – читать юридический документы я не мастер
3 – отсутствие гарантии, что в старшие классы придут полностью сформированные личности, уже выбравшие будущую профессию… Народ с профессией иногда к пятому курсу института определиться не может
4 – Проблемы при получении второго высшего образования. Например, готовилась я на инженера, изучала математику и физику.. а тут пошла в журналистику.. а по литературе и русскому я прослушала базовый курс… и как я буду учиться?
Зы. изучать систему оплаты работы учителей не стала... Здесь я не компетентна (да и надоел этот стандарт, честно говоря)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote