Английская наука, как и любой другой аспект национальной жизни, отвечала реалиям английского национального существования. Есть такой миф, что якобы наука интернациональна и изучает абсолютные ценности. Что за бред! наука изучает то, что ей скажут власти.
, 1766-1834.
В результате огораживаний, большая часть англичан превратились в нищих, без имущества и перспектив к существованию. Мальтус объяснил, почему так должно быть. Дело в том, что человек -- это такая пакость, что размножается беспрерывно, пока ему хватает пищи, и будет размножаться, пока пища не кончится -- а посему, голод неизбежен.
Основная работа Мальтуса -- книга "An Essay on the Principle of Population" (1798). Весьма показательно, что текст величайшего мракобеса XVIII века начинается с витиеватого гимна книгопечатанию, Просвещению и Французской Революции
THE great and unlooked for discoveries that have taken place of late years in natural philosophy, the increasing diffusion of general knowledge from the extension of the art of printing, the ardent and unshackled spirit of inquiry that prevails throughout the lettered and even unlettered world, the new and extraordinary lights that have been thrown on political subjects which dazzle and astonish the understanding, and particularly that tremendous phenomenon in the political horizon, the French Revolution, which, like a blazing comet, seems destined either to inspire with fresh life and vigour, or to scorch up and destroy the shrinking inhabitants of the earth, have all concurred to lead many able men into the opinion that we were touching on a period big with the most important changes, changes that would in some measure be decisive of the future fate of mankind.
Впрочем, с первой же главы, Мальтус с жаром опровергает мифы Просвещения об изначально благой (или способной воспринимать благо) природе человека, и сводит все человеческие интеракции к константам -- еде и сексу, с которыми предполагается бороться во избежание голода. Голод и войны, таким образом, выступают в роли спасителей человечества, а размножение оказывается чуть ли не преступлением.
Мальтус отвечал социальному заказу -- пытался объяснить, почему в Англии появилось так много нищих, почему в этом нет ничего плохого и как с ними бороться. По его рекомендациям для бедных были организованы работные дома, куда их заключали как в тюрьму без суда. Мужчины и женщины в работных домах содержались сугубо раздельно, чтобы не занимались сексом.
Через примерно 200 лет, теорию Мальтуса развили американские мракобесы Ларри Нивен и Джерри Поурнелл в одной из наиболее культовых книг этого столетия -- романе "The Mote in God's Eye".
[показать]
Larry Niven and Jerry Pournelle
30 лет, прошедших после Мальтуса, англичане провели, тщетно пытаясь создать для нищих условия, в которых их существование прекратится с минимумом неудобств для хозяев. Работные дома были предварительной репетицией Освенцима. Но спустя какое-то время, оказалось, что бедные -- это не опасные паразиты, нуждающиеся в уничтожении (как думали Мальтус и английские власти), а наоборот, полезные и даже необходимые члены общества. Экономическая ситуация изменилась: для дальнейшего процветания, Англия нуждалась в миллионах человекочасов дешевого, неквалифицированного (желательно детского) труда. Действие типичного романа Диккенса происходит посреди трущобы, жизни персонажей (в основном, детей) состоят из бесконечных унижений, но обездоленные персонажи полны нечеловеческого благородства, любви и христианского смирения. Нельзя думать, что у англичан неожиданно взыграла совесть. На самом деле Диккенс отвечал на конкретный социальный заказ, аналогичный заказу, полученному Мальтусом. Эксплуатация изгоев заменила их уничтожение -- при условии, разумеется, сохранения изгоями христианского смирения и любви к ближнему.
Это проливает определенный свет и на историю либерализма -- про-военные и мизантропские убеждения Мальтуса оказываются на проверку ничуть не менее людоедскими, чем гуманизм либералов.источник