• Авторизация


Человек имеет право! (Ассертивные права человека) 18-01-2010 06:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 К своему удивлению, часто сталкиваюсь с ситуациями, когда человек НЕ ЗНАЕТ своих прав. Даже не о конвенционных и конституционных правах идет речь, а о более базовых, неразрывносвязанных с самим человеком и формирующим его поведение.

А именно, о его ассертивных правах (перечислю их ниже):

1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия

Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и свое поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более 
умудреенный и авторитетный.

2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение

Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки.

3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей

Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.

4. Я имею право изменить своё мнение

Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.

5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки

Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.

6. Я имею право сказать: «я не знаю»

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.

7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.

8. Я имею право принимать нелогичные решения

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.

9. Я имею право сказать: «я тебя не понимаю»

Манипулятивное предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен «читать их мысли». В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить.

10. Я имею право сказать: «меня это не интересует»

Манипулятивное предубеждение: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, безразличный.

Это права, сформулированные психологами, и им дается пояснение, именно знание своих ассертивных прав - делает человека цельным, и полноценным гражданином общества, а манипулятивная предубежденность блокирует эти права.

В юридических формулах, данные права выражены иначе: право на свободу слова, убеждений и т.д.

Выбор, остается за человеком, поскольку есть две модели реализации прав: пассивная и агрессивная, с одинаково негативными проявлениями, о которых нужно знать

Понятие "Ассертивные права" - были сформулированы Мануэлем Смитом, американским психологом, не понимание этих прав, влечет за собой не понимание и более сложных, но юридически значимых прав.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Exit_2000 18-01-2010-07:47 удалить
Поддерживаю мнение. Но - откуда это? Не последствия-ли это нашего воспитания школой, системой образования в целом? А что может привить семья, если оба родителя (дай Бог оба!) получили то же воспитание и все 10 ассертивных прав заменены предубеждениями, на уровне подсознания? Ведь часть этих предубеждений - существующая "мерка" поведения человека в обществе. Нашем обществе. Надо подумать. Спасибо за пост. Заберу, если не против
igor_Korn 18-01-2010-08:29 удалить
Exit_2000, Полагаю, это идет с детства, с того самого момента когда родители начинают манипулировать ребенком. Впрочем, я написал об этом, точнее к чему это приводит: http://wapkin.livejournal.com/117410.html
Exit_2000 18-01-2010-12:10 удалить
Нельзя-ли перепостить (пусть в коментах) статью в ЖЖ?
igor_Korn 18-01-2010-12:24 удалить
Ответ на комментарий Exit_2000 # К сожалению, часто приходится слышать от родителей: "У меня непослушный ребенок.", "Он, чуть подрос, как с цепи сорвался...", "Он делает, что хочет...", эти жалобы, сетования, причитания, наводят меня на мысль о том, что есть целый пласт упущений в вопросах защиты прав ребенка, его свобод и его взаимоотношений с родителями. По-сути, если ребенку, начиная с детского сада не объяснить концепцию ассертивных прав, и не придавать им значения в школе, то вряд ли мы получим активного члена гражданского общества, да и на создание и развитие гражданского общества, при таком подходе будут являться "химерой". Сейчас, в Ульяновской области, существуют два Уполномоченных, один по правам человека, другой по правам ребенка, внимательно отслеживая методы и формы их работы, вынужден с некоторыми вещами не соглашаться, и вот почему: 1. Разумеется можно и нужно защищать права и свободы человека, когда они нарушены, здесь нет вопросов. Вопрос, в другом, а что дальше? Я много время трачу на то, что бы научить человека самого защищать свои права, ну, не может человек постоянно ждать от кого-то помощи, ни Галина Анатольевна, ни Константин Александрович, ни сотрудники госюрбюро не могут помочь буквально всем. Разумеется, есть адвокаты, и это их работа, но это для сложных случаев, когда факты нарушения прав не очевидны, или не бесспорны. Да, и задача у уполномоченных несколько иная, в их компетенцию скорее входит создание эффективных механизмов защиты прав граждан, чем защита персонально каждого гражданина, и это прежде всего работа с нормативно-законодательной базой, а Уполномоченный по противодействию коррупции Александр Федорович Павлов, к этой же проблеме подходит с иной стороны, противодействуя злоупотреблению служебным положение должностных лиц. В целом, теоретически, Ульяновская область - один из немногих регионов в котором так активно и последовательно защищаются права человека. Здесь нужно отдать должное губернатору Ульяновской области Сергею Ивановичу Морозову, который сам бывший сотрудник милиции и адвокат, и понимает значимость данных вопросов. Но, собственно говоря, я не дифирамбы собрался петь о том, как хорошо защищены граждане в Ульяновской области, поскольку это не так, иначе ко мне не поступали бы сотни жалоб на нарушение прав. Значит есть какой-то изъян в самой конструкции механизма защиты прав человека. Анализ ситуации показывает, что права и свободы человека, нарушались и будут нарушаться, такова реальность, пока граждане не научат их защищать самостоятельно. Изучая проблему правового нигилизма граждан, их взглядов, убеждений, приходится признать, что они вообще имеют смутное представление о своих правах, и активно готовы нарушать права иных граждан. Ситуация просто абсурдная. 2. Пропаганда проводимая Уполномоченными по правам человека, в рамках правового просвещения населения, требует сбалансированности, нужно объяснять не только права, но и обязанности. Иначе, получим обратный эффект, когда защита прав человека, превратиться в их систематическое нарушение. Например, возникли такие явления как: потребительский терроризм, профессиональные потерпевшие, сутяжничество... безусловно негативные по своей сути. Безусловно, я понимаю, что ситуацию не улучшить, не за год, не за два года...нужны десятилетия. Поэтому, основной груз решения проблем, получается как раз у Уполномоченного по правам ребенка, который находится, пожалуй, в самой сложной ситуации. Почему самой сложной? Ну, хотя бы потому, что он не может быть ориентирован на факт поступления заявления, ребенок должен сначала хотя бы научится писать, и понимать что-то про свои права, а уж потом он сможет делать заявления, но к этому моменту он как раз будет взрослым. Значит нужно работать иначе, а именно выявлять факты нарушений прав ребенка. Не отрою секрета, если скажу, что органы опеки, комиссии по делам несовершеннолетних, органы соцзащиты - избыточно бюрократизированы, закопались в своих справка и отчетах, вытащить кого-то для того, что бы пройтись по участку, практически невозможно. УВД - тоже хорошо, работают по принципу: "пока гром не грянет...", кстати, у них есть теперь дружинники (в основном студенты, вот они и могли бы помочь Константину Александровичу, в вопросах выявления фактов нарушения прав ребенка), прокуратуры - тоже, делая достаточно много в вопросах защиты прав человека, и ребенка, работают не эффективно, вынося бесконечные предупреждения и оформляя привлечение к административной ответственности, ограничиваясь полумерами. В целом, создается банальная ситуация, что все работают, а результаты эфемерны. Полагаю, начинать правовое просвещение нужно не с юридических тонкостей, а с того, чтобы разъяснять воспитателям детских садов, педагогам школ, родителям и детям, десять ассертивных прав, а уж потом, все остальное. Разъяснить, что все проблемы общества имеют корни в детстве, когда родители манипулируют детьми в угоду своим удобствам и комфорту, пренебрегают их правами, мнением, когда воспитательная функция сводится к диктату воли родителя, и когда неокрепшее сознание и мышление ребенка сталкивается с нелогичными требованиями взрослых: "Закрой рот и ешь!", "Молчи, пока я с тобой разговариваю!" и пр., а потом они удивляются нелогичным поступкам детей. Весь правовой нигилизм, закладывается в ребенка его родителями, и если при этом ни детский сад, ни школа не в состоянии компенсировать установки навязанные родителями, то мы получим как раз то, что сейчас имеем: либо предельно пассивную молодежь, либо агрессивную - но, в любом случае не законопослушную. При этом, впитав в себя весь негатив воспитания, и став взрослее они репродуцируют себе подобных, сплошь и рядом нарушая права окружающих. Пока, называя вещи своими именами, делаются первые шаги, в вопросах защиты прав человека, в вопросах защиты прав детей, и нужно, что бы они делались в верном направлении. Мне бы этого очень хотелось. Философия поведения основана на предположении, что многие люди забыли, или им просто не говорили, что мы все равны и имеем равные права. Цель ассертивности - отстаивать свои права без нарушения прав других людей.
Укры 18-01-2010-16:16 удалить
кул. так и есть. манипулятивное предубеждение относительно себя свойственно невротическим личностям..... Игорь, скажу больше. Вчера - и это чудовищно - я задумался о смысле молитвы "отче наш" и прочитал её от первого лица ЕДИНСТВЕННОГО числа ("отче мой..." и т.д.) и получилась такая себе эгоистичная молитва. Но что-то подсказало мне, что такой подход имеет право быть. В "отче наш" заложен манипулятивный подтекст, суть которого в том, что молящийся просит ЗА ВСЕХ и ОТ ЛИЦА ВСЕХ, при этом персональность молящегося теряется, растворяется в этом "МЫ".
Exit_2000 19-01-2010-21:57 удалить
Ответ на комментарий igor_Korn # спасибо, есть о чем задуматься... сложилось убеждение,что такое положение в обществе отнюдь не продукт последних 20 лет.
igor_Korn 20-01-2010-05:51 удалить
Ответ на комментарий Exit_2000 # Exit_2000, Да, возник эффект "потерянного поколения"
igor_Korn 20-01-2010-05:55 удалить
Ответ на комментарий Укры # Khu-Khan, Ну, среди десяти заповедей, что Библейских, что в редакции Иисуса - вообще вопрос отношения к детям умалчивается. Единственное, что там говорится (и то в общем) - "Не убий!" Ни про воспитание, ни о заботе о детях. Да, эгоцентризмом и эгозизмом практически все религии перенасыщены, и если идет речь о спасении души, то как правило собственной. Хотя важнее, с т.з. морали, спасти душу ближнего, но это опасный постулат, в свое время он привел к инквизиции.


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Человек имеет право! (Ассертивные права человека) | igor_Korn - Частное мнение | Лента друзей igor_Korn / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»