Джива и Атма (душа и дух)
13-04-2013 10:01
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Джива не Атма
वज्रसूछिका उपनिष्हद्
vajrasUchikA upaniShad
तत्र प्रथमो जीवो ब्राह्मण इति छेतह् तन्न ।
tatra prathamo jIvo brAhmaNa iti chetah tanna |
अतीतानागतानेकदेहानां जीवस्यैकरूपत्वातह् एकस्यापि
atItAnAgatAnekadehAnAM jIvasyaikarUpatvAtah ekasyApi
कर्मवशादनेकदेहसंभवातह् सर्वशरीराणां जीवस्यैकरूपत्वाछ्छ ।
karmavashAdanekadehasaMbhavAtah sarvasharIrANAM jIvasyaikarUpatvAchcha |
तस्मातह् न जीवो ब्राह्मण इति ॥ ३ ॥
tasmAtah na jIvo brAhmaNa iti || 3 ||
3. Первое [положение] здесь:
"Жизненное начало (jIvo) – брахман".
Это не так, ибо неизменно жизненное начало в различных телах – прошлых и будущих. В силу действий возникают различные тела, хотя жизненное начало едино и неизменно во всех существах. Поэтому жизненное начало – не брахман.
Противоречие есть в философии некоторых форумчан.
Джива не есть Атман.
Т.е. в теле есть и джива (душа) и атма (дух). Пока человек осознает себя лишь как дживу, он подвержен Ахамкаре и считает самого себя, т.е. дживу как атман и называет себя джива-атманом.
Но, когда Атма видит себя как атму и видит, что джива отлична от атмы - это истинное видение. Поэтому птица (атма) наблюдает за всеми действиями дживы и пытается достучаться до нее всевозможными способами. Но джива у многих еще спит и копается в своих проблемах считая себя делателем (т.е. Ахамкара).
Ключевые определения санскритских терминов при изучении текстов:
नित्य
nitya
Нитйа - не имеющий ни начала, ни конца.
अनित्य
anitya
Анитйа - имеющий начало и конец.
अनादि
anAdi
Анади - не имеющий начала, но имеющий конец.
अनन्त
ananta
Ананта - имеющий начало, но не имеющий конца.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote