Сегодня начало Наваратри, 9 ночей Богини Дурги! Ом Шакти, Джай Дурга Ма!
Праздник Наваратри (Дурга Пуджа) длится 9 дней и ночей и завершается к  концу десятого дня, именуемого Виджая Дашами (Десятый День Победы).  Согласно мифологическому повествованию в Пуранах, Великая Богиня  (Дурга), олицетворение сил (шакти) всех богов, в течение девяти дней и  ночей сражалась с демонами, победив, наконец, самого могущественного из  них — Махишаасуру к исходу десятого дня. Рассказывается об этом в  Пуранах — Маркандея-, Дэвибхагавата-, Чанди — и др. Важнейшей частью  Маркандея-пураны является знаменитая Дэви-махатмья («Величание  Богини».), читаемая ежедневно в дни праздника Наваратри.
Дэви-махатмья состоит из 13 глав, распределяемых на три части (1 глава —  в первой, 3 — во второй, и 9 — в третьей) и имеет сложную ассоциативную  цепь эзотерических соответствий между процессами в Космосе (макрокосме)  и человеке (макрокосме), с понятиями рахасья-пуджи (тайного почитания)  тантриков-вамачаринов, с кундалини-сиддха-йогой и т.д. Внешне все это  облечено в форму мифологического повествования-прославления деяний  Богини. Ежедневно (обычно вечером) шакта-садхака прочитывает или  рецитирует нараспев либо всю Дэви-махатмья целиком, либо только ее  часть. Кому трудно делать это, он может читать только гимны (стотры) из  Дэви-махатмья: «Твам Сваха, Твам Свадха...», «Йа Дэви  сарвабхутешу»...«Дэвйа йайа татам идам джагадатма-шактйа...» и «Дэви  прапаннартихаре прасида...». Важнейшей стотрой считается  Апараджита-Дэви-стути («Гимн Непобедимой Богине»): «ЙА ДЭВИ  САРВАБХУТЕШУ...»
Если кто-то, будучи не в состоянии прочесть во славу Великой Богини всю  Дэви-махатмья даже за 10 дней праздника, будет читать ежедневно с верой и  преданностью только этот гимн, то получит заслугу чтения всей  Дэви-махатмья.
Второй важной частью почитания Богини в Наваратри является ежедневная  джапа наварна-мантры (девятислоговой мантры) oM aiM hrIM kliM cAmuNDAyai  vicce. Садхаки читают мантру по четкам определенное (по личному обету)  число (нечетное) «кругов» (один «круг» — 108 раз) трижды в день — утром,  в полдень и вечером. Третьей частью ритуальной садханы в Наваратри  является, конечно же, совершение внешнего почитания (пуджи). В храмах и  святилищах жрецы совершают ежедневные пуджи, как минимум, три раза. У  домашнего алтаря каждый шакта совершает посильную пуджу в соответствии  со своими познаниями, посвящением и возможностью. В первый день  праздника с утра садхака выражает (своими словами или читая  соответствующую санскритскую формулу) санкальпу — намерение совершить  праздник и перечисляет (дает обет), что намерен сделать в течение  Наваратри для удовлетворения Богини. Потом совершает положенную пуджу  так, как может, повторяет наварна-мантру и читает Дэви-махатмья и/или  другие гимны прославления (стотры).
Брахманы обязательно должны читать еще и соответствующие гимны из Вед  (обычно связанные с женскими Божествами — Ратри-суктам,  Сарасвати-суктам, Дэви-суктам и др.) и Шакта-Упанишады (особенно «Дэви  Упанишад»). Если нет возможности совершать пуджу трижды в день, то можно  ограничиться только утренней и вечерней пуджами, либо одной только  вечерней, считающейся наиболее важной.
При отсутствии возможности всю пуджу можно свести к возжиганию лампадки и  воскурению благовоний перед образом или символом (янтрой, калашей и  др.) Богини, поднесению цветов (наличие красных — обязательно) и  найведьи (подношения пищи — фруктов, сладостей и др.).
Дакшиначарины ограничивают свою ежедневную садхану только троекратной  (или посильной) пуджей, джапой, чтением Дэви-махатмья, стотр и пением  бхаджанов. Многие из них (особенно брахманы) в течение всех дней  праздника воздерживаются от секса, употребления мяса, рыбы, вина,  курения, посещения увеселительных светских заведений и др. «нечистых и  тамасических» вещей и действий. Вамачарины и каулы могут, помимо этого,  совершать в полночь еще и дополнительные тайные обряды — вместе со своей  супругой-шакти или в рамках чакр (групп посвященных). Открытая часть  празднования — троекратные храмовые и домашние пуджи, чтение  Дэви-махатмья и др. Писаний, прославляющих Богиню, наварна-мантра-джапа,  пение бхаджанов, Кумари-пуджа, народные гуляния и т.п. —  общешактистское и даже общеиндуистское мероприятие. Особенно в Бенгалии,  где является национальным общенародным праздником, в котором принимают  участие даже многие мусульмане. Эзотерическая (рахасья) часть  празднования ограничена замкнутыми кругами-чакрами посвященных  шакта-тантриков. Там могут совершаться тайные практики, включая 5М и др.  Важнейшими днями являются последние три — Махаштами (Великий Восьмой),  Маханавами (Великий Девятый) и Виджая Дашами (Десятый День Победы). К  ним приурочены основные торжественные пуджи и др. мероприятия. (В  предыдущие дни садхаки почитают Богиню больше в семейном кругу.)  Поскольку считается, что в каждый из дней праздника Богиня убивала  очередного демона (или даже полчища таковых), то вечерняя пуджа  считается более важной, как празднование очередной победы Божественной  Силы над каким-то конкретным проявлением зла. Вечерние пуджи в Махаштами  и особенно в Маханавами (последняя и самая священная ночь праздника)  наиболее торжественные. Многие садхаки проводят ночь Маханавами без сна,  прославляя Богиню и медитируя на уничтожение зла и всего негативного в  себе самих. В полдень Виджая Дашами, завершающего дня праздника, все  собираются в храме, святилище или ином месте общественного празднования,  совершают пуджу, поют бхаджаны, слушают лекции по Дэви-махатмья  (особенно «Перечень заслуг» и т.п.) и Дэвибхагавата-пуране, участвуют в  хоме (огненном жертвоприношении), обычно совершаемой в этот день. Хома  может совершаться хоть ежедневно, но если она не была совершена до  этого, то совершается именно в Виджая Дашами. Все могут принести для  освящения плоды нового урожая. В тех местах, где совершаются  жертвоприношения животных, они совершаются и в этот День тоже.
По окончании всех обрядовых церемоний жрецы совершают абхишеку —  благословляющее окропление всех присутствующих священной водой из калаши  (сосуда, символизирующего вместилище всех божественных сил-шакти). До  этого времени калаша стоит в центре янтры неподвижно в течение девяти  дней и ночей и также является объектом почитания во время пуджи.  Абхишека и шубхаширвада (слова благословения и благопожелания) формально  завершают весь праздник. По окончании всех обрядов устраивается  бходжана (ритуальное угощение освященной пищей, прасадом).