[504x699]
ПАДЕНИЕ ВАЛЬКИРИИ
Скульптура «Рабочий и колхозница» - эмблема киностудии «Мосфильм» и символ всей советской эпохи - сделала свою создательницу Веру Мухину самым известным скульптором Страны Советов, да и самой знаменитой женщиной-ваятелем всех времени народов
Марта Измайлова (story, 10.08)
Девочка и старик внимательно смотрели друг на друга. Он - с прямыми седыми волосами, в сюртуке, холеные руки, тяжелый золотой перстень, она -в белом платьице, темно-русые волосы вьются на висках и лбу. Непохожи. Только одинаково твердо очерченные подбородки и гордая линия лба выдают родство. «Верочка, пора на прогулку!» - старшая сестра Маша заглянула в отцовский кабинет. Вера неохотно отошла от стены, на которой висел портрет деда, на пороге обернулась, кивнула на прощание. Кузьма Мухин с пониманием глядел вслед младшей внучке с небольшого полотна в простой коричневой раме. Их порода, мухинская, купеческая. Упрямая, спину гнуть ни перед кем не станет. Тяжеленько ей с таким характером жить-то будет.
Предательница купеческого рода
Кузьма Игнатьевич вел торговлю хватко, поставлял англичанам и голландцам пеньку, лен и хлеб. Имел дома в Рославле и Риге, там же держал «красные амбары» - склады. В Ригу приходили по Двине барки с товаром, в этот день всей семьей выходили на пристань, служили благодарственный молебен, накрывали столы для всех сплавщиков, выкатывали пивные бочки: «Гуляй, Рига, купец Мухин угощает!» Деньги наживались споро, споро и тратились -в Рославле отстроили больницу для престарелых и реальное училище, в Смоленске - гимназию. «У латинян Козимо Медичи, а у нас - я за него». Шутка, конечно, нос дальним прицелом: хотелось основать род крепкий, богатый, меценатствующий. Сыновья удались в отца, ворочали капиталами, на досуге интересовались музыкой и театром, не жалели денег для молодых художников и музыкантов.
Только старший, Игнатий, в честь деда названный, не в мухинскую породу пошел. Коммерция его мало интересовала, светлые прозрачные глаза смотрели чуть исподлобья, испытующе и серьезно. Не тяжкий взгляд, а выдержать трудно - как в душу заглядывает. Братья, отец, матушка не выдерживали, опускали глаза, светловолосая красавица Надень-ка темно-карие очи не отвела в сторону, поглядела в ответ внимательно и улыбнулась ласково. И все, пропал купеческий сын, полюбил дочь рославлевского аптекаря Вильгельма Мюде, то ли немца, то ли француза. Рассказывали, что провизор в прошлом был ветеринаром в войске самого Бонапарта, в Россию прибыл с императором, да обратно не отбыл -женился и позабыл прекрасную Францию. Правда, Надя родилась полвека спустя после Отечественной войны 1812 года, а папочка ее все здравствовал, но легенду это не портило. А что старик Вильгельм все еще живи здоров - так, может, он какой эликсир нашел особой целительной силы?
В 1885 году Игнатий и Надежда обвенчались, переехали в Ригу, счастье от них шло почти ощутимыми волнами, даже страшно становилось - ну не может такая любовь долго жить на нашей печальной земле! Однако все было хорошо, через год родилась дочка, в честь бабушки нареченная Марией, а 19 июня 1889 года на свет появилась вторая девочка, которую отец назвал Верой: Надежда и любовь у него уже были. Однако обожаемая супруга почему-то никак не могла окрепнуть после вторых родов, темно-карие глаза были так же прекрасны и ласковы, но во взгляде появилась обреченность. Туберкулез. Страшный диагноз не прозвучал как приговор -пациентке всего двадцать три года, она борется за жизнь, а в помощь ей - все капиталы торгового дома « Кузьма Мухин». Из Рославля приехала Надина подруга Анастасия Соболевская, взяла в свои властные руки «прелестных малюток», Игнатий схватил в охапку жену, и началась гонка со смертью. Петербург, Москва, Париж, Женева и так далее. Путешествие окончилось весной 1891 года, в Ницце. Игнатий, Анастасия, Маша, Вера. Надежда ушла. Любовь, правда, осталась. Ради этой любви к умершей Соболевская решила остаться старой девой и растить сирот. Игнатий даже не заметил эту жертву, после смерти жены он увлекся изобретениями - разрабатывал новые станки для обширного семейного бизнеса. От этого увлекательного занятия его отвлек детский кашель: Верочка немного простудилась и несколько дней прохворала.
Реакция отца была стремительной - он увез дочерей из холодной пасмурной Риги на юг, в Феодосию. В конце концов, изобретать технику можно где угодно, а вот с предрасположенностью к чахотке лучше бороться в теплых краях. Самое синее в мире Черное море вошло в жизнь Веры шумом волн, блеском дельфиньих спин, криками чаек. На берегу пахло водорослями и мокрыми сетями, рыбаки вываливали из лодок в корзины серебряную рыбу. Море то ласково плескалось у крепких Вериных ножек, то тяжко грохотало о каменный феодосийский мол, накатывало мощными волнами. Сильнее моря завораживала только любимая музыка - десятилетняя девочка всем композиторам предпочитала Вагнера. Вера играла мелодии из «Золота Рейна» и глядела на мир серьезно и внимательно, так же, как и отец. Подруги в гимназии прозвали ее Соколенком, она в ответ качала головой - нет, соколята умеют летать, а она, Вера, только мечтает о небе.
Роман с террористом
Игнатий Мухин с дочками общался мало, приходил с завода, запирался в кабинете, работал над своими проектами. Получалось удачно, на Парижской выставке даже медалью наградили. Зато дела приходили в упадок, замаячил призрак банкротства, но дочек по-прежнему наряжали, учили, баловали. И все так же тратились деньги на благотворительность. Ни один проситель не уходил с пустыми руками - даже накануне полного разорения Мухин купил за немалые деньги заурядный пейзаж у чахоточного художника, слишком гордого, чтобы принять милостыню. Вере сравнялось тринадцать, когда отец тихо скончался. Только тогда она поняла, что значила для нее его незаметная любовь и забота. Закончилось детство у моря, девочек забрали в Курск богатые дядюшки. Задаривали без меры - от модного наряда до модного курорта, но Вера все чаще покидала праздничную круговерть ради рисования.
В начале 1907 года сестры переехали в Москву, и внезапно Вера почувствовала себя дома. Не как дома, а именно - здесь ее дом, все остальное лишь точки в пространстве. Также ясно почувствовала -любительское рисование не для нее, надо учиться. Выбрала студию знаменитого уже тогда Константина Юона. Поступить оказалось легко - «У вас есть бумага, карандаши и резинка? Приходите, место найдем», - трудности начались потом. Сначала рисунок. Потом разрешали перейти к живописи, во время практических занятий студенты слушали лекции, ни одна минута не должна была пройти даром. Натурщики и натурщицы, множество обнаженных тел, знание анатомии не памятью - пальцами, натруженными карандашами, черными от угля. Юон научил сочетать математическую точность и работу воображения, «горячего сердца и холодного разума», но живопись больше не манила.
Мухина поступила в скульптурную мастерскую. Впервые прикоснувшись к глине, она замерла от счастья. Такого с ней не было никогда - из-под пальцев выходило не плоское изображение, творилась почти плоть. Мухина вспоминала: «Все совершается, как в Библии. Сначала - слово. замысел. Потом - глина.
Из нее вылеплен Адам. А из ребра - его глиняного ребра - Ева». Но слова пришли потом, а тогда она запомнила только ощущение полета, и потом, когда получилась первая неуклюжая красноватая фигура, счастье. Никто с ней не занимался, до всего приходилось доходить самой, и через несколько месяцев Вера уперлась в тупик. Все. Ремеслом она овладела, а перейти к искусству не может - не хватает мастерства. Она попросилась у опекунов на учебу в Париж и впервые в жизни получила отказ. Побоялись отпустить барышню одну, да и зачем учиться, не лучше ли замуж?
Рождество 1912 года Вера встречала в любимом поместье Кочаны. Балы, модные спиритические сеансы, катание с гор на лыжах и санях. Однажды Верины сани налетели на дерево, от удара кровь клынула потоком. Она поднесла руку к лицу - носа не было, вернее, он болтался на лоскутке кожи. На розвальнях помчались в Смоленск, за восемнадцать дней девять пластических операций и ни одного зеркала. Вера смотрелась в блестящую поверхность ножниц, в них белым пятном расплывалась забинтованная голова. Отвезли обратно в Кочаны, полгода заживали раны, приживалась искалеченная плоть. Впервые после катастрофы подошла к зеркалу, долго смотрела на новое отражение, сказала: «Живут и хуже». Пошла к опекунам, еще раз попросила отпустить ее в Париж. «Все, что угодно, девочка!»
В Париже надо было выбрать учителя: Майоль или Бурдель? Майоль - дышащее спокойствием море, Бурдель - пафос огня. Как в детстве - море или Вагнер? И опять тот же выбор -огонь. Если учитель находил ошибки, разбивала и начинала работу заново -нечего править, надо переделывать. Нелюбовь к правкам осталась на всю жизнь, так же, как и страх подражания. украсть чужое - страшно, творец не копирует, создает то, чего не было никогда, пока он не пришел в этот мир. А ее мир в тот год сузился до мастерской и пансиона мадам Жан на бульваре Распай. Живут в основном русские, почти все хотят быть художниками. Вечером все вместе учат итальянский - собираются в Италию.
В пансионе Вера познакомилась с Александром Вертеповым, террористом из России. Во время революции 1905-1907 года он застрелил генерала на бульваре в центре Пятигорска, бежал в Брюссель, оттуда переехал в Париж. Случайно пришел в студию Бурделя, где училась Мухина, попробовал лепить -оказалось, что у него необычайный талант, его даже взялись учить бесплатно. Что их связывало с Верой -любовь или дружба? Она запретила себе влюбляться, считала, что ее красота погибла безвозвратно, а жалости не приняла бы никогда. Наверное, Мухина считала их чувства дружбой, но портрет Вертепова, вылепленный ею, говорит совсем о других чувствах. А он сам и не скрывал своего отношения к Вере, шрамов не замечал, смотрел в ее удивительные прозрачные глаза, но говорить о любви не решался.
Весной 1914 года Вера уехала в Италию. Накануне они с Александром долго гуляли по парижским улочкам, прошлись по бульварам. Он не мог поехать с ней - денег у нищего эмигранта едва хватало на оплату пансиона мадам Жан. Договорились, что осенью она вернется к нему в Париж, и тогда... Что «тогда», не обсуждали, просто никак не могли расстаться. Даже под волшебным итальянским небом Вера не могла забыть о покинутом друге, но тоски не было -все растворялось в солнечном свете, зное и ощущении безмятежного счастья. Много ходила пешком, однажды с подругой поужинали сыром и вином на обочине дороги, там и заснули. Проснулась Верочка оттого, что через их ноги, вытянутые поперек тропы, аккуратно перешагивал английский джентльмен, с совершенно невозмутимым видом пожелавший барышням доброго утра.
Поразил мрамор, совсем другой, чем в музеях, -розоватый, прозрачный и теплый, как будто в мраморе дышала таинственная жизнь. Белые козы, цикады, ослепительное сияние моря - под Феодосией оно так не блестело. Фонтаны - струи воды дробятся и сияют на солнце, брызги несут прохладу на раскаленные площади и улицы. Микеланджело. Она видела копии с его работ, альбомы. В реальности все оказалось иначе, особенно знаменитый «Давид». Мухина несколько дней не могла прийти в себя от потрясения, Микеланджело творил свободно и мощно, как Бог-Отец, она поняла это сразу, и еще поняла, что у этого гения нет рассказа о событии - есть образ. Только так она и будет работать. Летом 1914 года Мухина вернулась в Россию. Шрамы на лице зажили, руки обрели мастерство, душа - крылья. Осенью ее ждали Париж и Александр Вертепов, творчество и любовь. Но это потом, а пока - Москва, Кочаны, родные и друзья, все остальное будет завтра. Завтра была война.
Ключ к 3амкову
В августе 1914 года Вера пошла на курсы сестер милосердия и уже через два месяца работала в эвакогоспитале. Раненых везли прямо с фронта, мыли, перевязывали. Под грязными присохшими бинтами кровь и гной, вши копошатся живой массой, она выдержала это. А вот то, что не было лечения, вынести было тяжело - она училась, чтобы лечить, а тут справилась бы и обычная санитарка. Мухина перешла в госпиталь, двенадцать штатных сестер, тринадцатая - сверхштатница Вера. Она пошла ради идеи, брать деньги не могла, кроме того, обнаружилась странность - оказалось, она терпеть не может платных должностей. «Свободу люблю больше денег», - так объясняла свои отказы.
У Веры оказалась легкая рука - ее раненые выздоравливали чаще, чем у других. Секрет крылся в отношении к солдатам - Вера дежурила и не в свои смены, следила, чтобы в беспамятстве пациенты не срывали бинты. С выздоравливающими подолгу разговаривала, утешала, поддерживала. А ее утешить было некому - Саша Вертепов ушел на фронт, во французскую армию, в Россию ему вход был по-прежнему закрыт. Писем не было, приходили маленькие открытки, заштемпелеванные, захватанные чужими руками. Потом пришло письмо - нежное и грустное, с надеждой на будущую встречу. Дальше - молчание. Только через несколько месяцев добралось беспощадное известие - в траншею, где находился Александр, попал снаряд, превратив все в кровавое месиво. На братскую могилу Вере не удалось приехать никогда, но она до самой смерти хранила листочки, присланные ей Вертеповым с Западного фронта.
После гибели друга Мухина начала работу над «Пьетой», где она одевает свою оплакивающую в косыночку сестры милосердия. В фигуре женщины -горечь и упрек. Кто она? Кого потеряла? Это не мать оплакивала сына, а жена или невеста плакала над убитым возлюбленным. Скульптуру Вера сделала из глины в натуральную величину, поверхность стала рассыхаться, один из друзей стал спасать работу Мукиной, залил водой, и все погибло. Вера не очень огорчилась - она выплеснула свое горе, простилась с первой любовью, а что работа не сохранилась... Значит, нечему было сохраняться. Скульптура временно отошла на дальний план, Мухина в свободное от госпиталя время работает в Камерном театре, у знаменитого Таирова - участвует в оформлении спектаклей, разрабатывает эскизы костюмов. Оказалось, что декоративно-прикладное искусство очень нравится Вере, это для нее не работа, а отдых.
Однажды утром Вера столкнулась в дверях госпиталя со своим знакомым - военным врачом Алексеем Замковым. Впрочем, знакомство их было шапочным: всего несколько дней осенью 1914 года, перед отправкой Замкова на фронт. Через два года Алексея привезли в Москву умирающим от тифа, он выжил и был назначен начальником госпиталя. Он влюбился в Веру сразу, как когда-то Вертепов, а Вера опять не спешила. Октябрь 1917 года едва не стоил ей жизни - в госпиталь попал снаряд, несколько сиделок были убиты, другие ранены, а Веру взрывом вышвырнуло в коридор, она осталась жива.
Перепуганный Алексей Замков уговорил Мухину уйти из госпиталя, о любви говорить не решился, просто сказал, что в жизни боится одного - потерять Верочку. В эти сумасшедшие дни он работал в двух госпиталях, по ночам следил за доставкой в голодную Москву продовольствия, а на выходные ехал под Клин в деревню Борисово - его дед был из крепостник, вся семья так и жила там уже больше ста лет. В деревне Замков лечил крестьян, плату брал картошкой и молоком - надо было подкармливать Веру. Летом Алексей решился, сделал предложение. О любви опять не говорил, и так все было ясно. Мухина не колебалась, 11 августа 1918 года они обвенчались, чтобы быть вместе и в радости, и в горе, навсегда.
Алупка, гипс, костыли
Революцию 1917 года Мухина услышала как музыку своего любимого Вагнера - лед и огонь, замерзающая Москва и пламя революции. Ее семья потеряла все поместья и фабрики, уцелели рижские капиталы и то, что успели вывезти за границу. Род Мухиных распался - одни уезжали, другие оставались, разлом прошел по самому сердцу - сестра Машенька вышла замуж за француза, уехала из России, звала сестру с собой: на проценты от сохранившихся сбережений можно прожить безбедно. Как было объяснить, что жить для Веры означало работать, а работать она может только дома, в Москве?
Новая власть поспешила заняться монументальной пропагандой - установить памятники всем борцам самодержавия. Мухина подала заявку на участие, ее героем стал просветитель восемнадцатого века Николай Новиков. Проект утвердили, с удивлением отметив сочетание мощи и вы разительности работы, втихаря поговаривали, мол, трудно поверить, что автор - женщина. Фигура была слеплена из глины, она промерзла и сверкала ледяной броней. Утром Мухина вошла в мастерскую, затопила печку, внезапно голова просветителя зазмеилась трещиной, через несколько секунд все разлетелось на куски. Мухина еще несколько раз участвовала в конкурсах. «Революция» - для Клина, «Освобожденный труд» - для Москвы, «Пламя революции» - проект памятника Свердлову.
Ни один памятник так и не был установлен, с монументальной скульптурой роман никак не складывался. Зато получается с моделями одежды. Идея нарядить женщин революционной России очень понравилась Мухиной - она, как и Чехов, верила, что в окружающем мире должно быть прекрасно все, а значит, мелочей не существует. Вместе со знаменитым модельером Надеждой Ламановой Мухина разрабатывает нарядные и практичные модели, рассчитанные на дешевые, грубые материалы. Из бязи, сурового полотна и бумазеи создавались костюмы, украшенные орнаментом. Вера разработала «петушиный узор» - веселую стилизацию народной вышивки. И сразу пришел заказ на две тысячи таких моделей. Правда, оценили таланты Мухиной не на Родине - платья закупили Нидерланды, предложили постоянное сотрудничество. Но Вере было не до них - весной 1920 года она родила сына Всеволода и вся ушла в материнство. Но позже вновь занялась моделированием - по разработанным ею моделям красиво одеться могла каждая женщина с самыми простыми навыками шитья.
А потом - Париж. После десяти лет разлуки она увидела знакомые улицы, вдохнула давно забытые запахи. Пахнуло молодостью и первой любовью, но прошлое увлекло только на мгновенье - Веру интересовало настоящее, Всемирная выставка.
Платьям из домотканого полотна предстояло состязаться с парчовыми и шелковыми нарядами, сумки к костюмам плели из шнура, пуговицы вытачивали из дерева, бусы лепили из хлебного мякиша. «Гран при»! Париж признал советские модели «гвоздем программы». В Москву вернулись победительницами, и сразу началась черная полоса - умирают одна за одной подруги юности, свекровь, а самое страшное - на пороге смерти сын. В четыре года он упал и сильно расшибся, теперь начался костный туберкулез. Консилиум лучших московских врачей объявил ребенка смертником, лечить его отказались. Замков не смирился с приговором, дома, на обеденном столе провел операцию, риск которой он определил в 90 процентов. Сказал о6 этом жене и... поставил ее ассистировать - пригодилась госпитальная выучка. Потом были Крым, Алупка, инвалидная коляска, гипс, костыли. Вера исхудала, вокруг глаз залегли черные круги. Спасала работа. Мухина начала женскую фигуру. «Юлия» получилась сильной, гибкой и мощной - как дерево, полное жизненных сил. Чтобы эта идея читалась еще очевидней, ее вырезает из цельного ствола липы. Второй год болезни - еще одна женщина, «Ветер». Все силы на борьбу с порывом ветра, почти с бурей, напряжение, усилие и вопреки всему красота. С сына сняли гипс, он заново учится ходить, Вера делает третью женщину - «Крестьянку». Она стоит на земле, расставив босые ноги, уверенная, сильная и спокойная. За нее Вера получила первую премию на выставке к 10-летаю октября и награду - поездку в Париж. Она выкроила время и заехала в Будапешт, повидать сестру Марию. Они обнялись, поцеловались, зная, что вряд ли еще увидятся. У Машеньки впереди была размеренная буржуазная жизнь, у Веры - мировая слава.
Стальные люди
После возвращения из Парижа Алексей и Вера отметили десять лет со дня свадьбы. Не было гостей и торжеств, только они вдвоем, позади были годы труда и горестей, теперь они надеялись на лучшее: сын здоров, они вместе, у каждого - громадье планов. Доктор Замков работал в Институте экспериментальной биологии, искал «эликсир молодости» и, кажется, нашел его. Назвал свой препарат гравиданом, его получали из мочи женщин на ранних сроках беременности. Лечебный эффект достигался за счет высокой концентрации гормонов, пациенты выздоравливали быстрее и чаще, чем у других врачей. Коллеги 3амкова все чаще обвиняли его в шарлатанстве. Напрасно он объяснял, что дело в восстановлении гормонального баланса больных, 9 марта 1930 года разразился скандал - вышла статья с обвинениями в адрес доктора. О дальнейших событиях есть две версии. Первая - романтическая: якобы Мухина с супругом решились бежать из страны чуть ли не в Персию, их арестовали за попытку побега, 3амкова судили и сослали, за ним направилась и верная Вера. Вторая версия прозаичнее, но и правдоподобнее - Алексея 3амкова просто уволили из института и отправили в ссылку. В обеих версиях совпадает лишь пункт назначении - Воронеж. Там они жили вдвоем, сын остался в Москве с тетушкой Анастасией, Вера ходила на рынок, стирала в корыте белье, мыла полы. Готовить она терпеть не могла, обед варил Алексей. Он не сдавался, устроился в поликлинику, продолжал лечить больных. К нему снова стали выстраиваться очереди - шарлатанство или нет, но лечение гравиданом помогало многим. Через два года 3амкова и Мухину вернули в Москву, Алексея назначили главой спешно созданного НИИ по изучению чудо-препарата, поселились в особняке у Красных ворот, там же Вера и работала - портреты родных, женские фигуры для таки не построенного Фонтана национальностей, в 1934 году - надгробный памятник Максиму Пешкову, сыну Горького. И еще одно надгробие пришлось делать - своему другу, великому певцу Леониду Собинову. За памятник Собинову Мухину упрекали в пошлости - она изобразила белого лебедя, умирающего над могилой. Мухина отмалчивалась, но когда она перевела гипсовую модель в мрамор, случилось чудо - засияло каждое перышко, изломанные крылья заговорили не о муке смерти, а о светлой печали.
В 1936 году СССР готовился к Всемирной выставке в Париже - советский павильон должен был поразить воображение старушки-Европы мощью, размахом и новизной. Победил проект архитектора Бориса Иофана, 34-метровое здание должна была венчать парная скульптура «Рабочий и колхозница». Вера Мухина решила участвовать в конкурсе. Однако ее фигура оказалась совсем другой, нежели представлял архитектор. Легкость, порыв и в то же время мощь. Воздух и сталь, ажур на фоне неба, и еще - развевающийся шарф. Мухинская пара легко обошла других претендентов, оставалось лишь воплотить грандиозную идею. Решили делать скульптуру из стальных листов. Такого еще никогда не бывало - сможет ли сталь гнуться, передавая объемы? Для опытного образца Мухина предложила «Давида», так впечатлившего ее двадцать лет назад. Получилось. Теперь можно было делать «Рабочего и колхозницу». Самым тяжелым оказался каркас -больше 60 тонн, а стальные листы весили всего 12 тонн - толщина листа не превышала половины миллиметра. Когда-то Вера услышала: «Сталь-самый бесстрастный из всех материалов». Тогда она не нашла, что возразить, а теперь знала: бронза или медь не отражают света, а стальные ласты утром розовые, днем - серебристые, вечером - сияют закатным золотом. А еще в них отражается небо...
Стальные гиганты отбыли в Париж в 28 вагонах, с ними ехала целая бригада, со сборкой уложились в десять дней. Парижане привыкли к новинкам, но мухинская скульптура поразила и их воображение. С некоторых точек пара казалась летящей в воздухе, и притом что мужская фигура была выше, главной оставалась стремительная, блистающая женщина. Ника Самофракийская? Валькирия? Спорили журналисты, горожане, художники. Одно было очевидно - в мировой скульптуре аналогичных работ не было и нет.
После триумфа был долгий обратный путь, композицию повредили при разборке и погрузке, пришлось делать новый экземпляр. Стальную пару водрузили перед входом на только что отстроенную ВДНХ, на низком, десятиметровом постаменте, ощущение полета исчезло. «Статуя ползает по земле», - беспощадно припечатала Вера свое детище. Она избегала поездок на выставку - вид прилепленной к бетонному кубу валькирии надрывал сердце, но она всегда умела оставаться внешне спокойной, ровной и приветливой. Если бы Мухина знала, как скоро ей пригодится это умение!
Легенда о граненом стакане
Над Алексеем замковым сгустились тучи, снова началась кампания против «знахаря в белом халате». Институт был обречен, дело его жизни -тоже. Но он продолжал принимать пациентов, если у кого-то не было денег на лечение - платил из своего кармана. Однажды в институте у него украли с вешалки пальто - третье по счету, ходить доктору было не в чем. Оказалось, что это бывший полупарализованный инвалид, которого замков освободил от платы за лечение. Больной оклемался настолько, что стал нормально ходить и решил поправить свои финансовые дела за счет врача. Вора задержала милиция, пальто вернули владельцу, но Замков продолжал проводить экс-инвалиду поддерживающее лечение - разумеется, бесплатно.
После закрытия института доктор перевез домой архив и слег с инфарктом. Вера забросила все дела и не отходила от любимого, утешала, развлекала, кормила с ложечки и улыбалась. Плакала только в мастерской, чтобы муж не услышал. Больше года проболел ее Алексей, потом снова стал лечить больных - пошел на крошечную зарплату в клинику для слепых, и снова к нему на прием толпился народ. Но битва за препарат была проиграна безнадежно, можно было бороться только за отдельных больных.
Мухина вернулась к работе, только когда угроза для жизни супруга миновала. У нее полно заказов -фигуры для Москворецкого моста «Хлеб», «земля», «Море», проекты памятнику Горькому в Москве и Нижнем Новгороде. Она опять осваивает новый материал - теперь стекло. Вера работает консультантом на Опытном заводе при Институте стекла в Ленинграде, сотрудничает с Гусь-Хрустальным. Стекло увлекает текучестью, пластичностью. Жаль, что оно такое хрупкое - на крылья не годится. А крылья ее снова манят, теперь хочется сделать Икара, в память о погибшем Чкалове.
Новое разочарование - на скульптуры для моста денег не выделили, проект памятника Горькому попросили переделать в соответствии с ценными указаниями. Она отказалась, конечно, но в итоге придется что-то править, иначе и этого памятника не будет. Только Икар удался, Вера сделала его в падении, одно крыло уже коснулось поверхности. Она смогла передать ту немыслимую высоту, до которой поднялся Икар... За Икаром - Борей, северный ветер, проект памятника челюскинцам.
Стоит ли говорить, что ни Чкалову, ни челюскинцам таких памятников ставить не стали -слишком странно, слишком не о том, хотя, конечно, и уважаемый человек эта Мухина. И памятник Дзержинскому не годится - он действительно получился железным, не человек - машина. И меч в руке - слишком большой, с крестообразной рукояткой. На что намекает скульптор? При чем тут крест, зачем он в руках у главного чекиста? И портретов вождей Вера Игнатьевна не делает, предложили ей самого товарища Сталина изваять - потребовала сеансов с натуры. Зачем ей натура - бери газету и твори.
Вот со стеклом у нее неплохо получается - вазы, графины, даже кружку пивную придумала, вся страна теперь пьет пиво из мухинской кружки. Ей еще и авторство граненого стакана приписали, но это уже легенда. Из граненых стаканов пили, когда товарища Мухиной еще и на свете не было.
С началом войны к Вере вернулась былая энергия. Но первыми военными работами стали не герои фронта и тыла, а балерины. Поясная фигура Марины Семеновой и портрет Галины Улановой - не надо изображать ее танец, довольно лица. Пока лепила Уланову, много разговаривала. Заговорили о красоте. Мухина долго молчала, потом тихонько сказала: «Красота -это жизнь». И больше ничего не добавила.
Великая балерина вспоминала, что с Верой невозможно было говорить о пустяках, зато можно было молчать о главных вещах. Молчание наполнялось смыслом, становилось плотным, как материал в руках скульптора. «Она сама напомнила мне валькирию, даже внешне», записала Уланова свои впечатления.
В октябре Вере вручили первую из пяти ее Сталинских премий и отправили на Урал, в эвакуацию. Уехали всей семьей, вместе с неизменной Анастасией Соболевской. По дороге их настигали страшные вести - погиб Сергей Замков, любимый племянник, чьи портреты она делала с такой любовью, умерла Надежда Ламанова. До Свердловска не доехали, осели в Каменске Уральском, и уже на другой день Мухина осознала свою ошибку - нельзя было уезжать из Москвы в эвакуацию. Еда есть, дрова есть, а жизни нет. Вера потребовала вернуть ее в Москву: художник переживет что угодно, но вместе со всей страной. Иначе - творческая гибель.
Болезнь, от которой умирают каменотесы
Москва встретила ее известиями о победах и потерях - уходили друзья. Вера начала хлопотать о возвращении семьи и снова погрузилась в работу -портреты героев войны, безымянная партизанка. Странно, но обобщенные образы у нее получались узнаваемыми, а лица конкретных людей приобретали завершенность и символичность. Мастерство отступило, остался только художник. Она наконец-то научилась не глядеть на мир, а видеть его.
Приехал муж, на вокзале она не узнала его - за несколько месяцев разлуки он превратился в худого старика с потухшим взглядом. Приехал домой умирать -у Веры защемило сердце от тоски. В Москве Алексей приободрился, поправился немного, но сил жить у него уже не было. За день до смерти друг дома встретил доктора Замкова на улице - зеленовато-бледный, одышливый, он медленно брел в поликлинику. «Зачем вы вышли из дома?!» - «Я еще успею помочь двум больным, спасти две жизни». Утром Вера проснулась и испугалась хриплого дыхания мужа. «У меня инфаркт». - «Почему не разбудил?!» - «Тебе еще долго со мной возиться, хотел, чтобы ты поспала».
Но долго возиться Верочке не пришлось - пришла молодая докторша, послушала больного, велела лежать и предостерегла от... шарлатанского препарата Замкова. Он в ярости вскочил, закричал: «Во-о-он!» и замертво рухнул на диван. Мукина закрыла мужу глаза, сложила на груди еще теплые руки. зазвонил телефон - ей сообщили о присвоении звания заслуженного деятеля искусств. Она сидела рядом с Алексеем, держала его за холодеющую руку. звонки не прекращались - казалось, вся Москва спешит ее поздравить. Вера благодарила своим спокойным ровным голосом, а по щекам непрерывно струились слезы.
На кладбище потребовала два места - ему и себе. «Я тоже тут лягу». Памятник мужу специально делать не стала - выбрала тот портрет, где она изваяла его похожим на римлянина, таким он был в пору расцвета их любви. Взялась работать над скульптурой «Возвращение» - ее женщина, когда-то летящая в неукротимом порыве, теперь стояла все так же свободно, запрокинув голову, но взгляд застыл от горя, выпрямилась и застыла вся она. К ее ногам прильнул безногий калека. Прекрасный торс, сильные руки и бессильно поникшие плечи. Мухина увеличила эскиз до натуральной величины, работала трое суток, никого в мастерскую не впускала. А потом - разбила. Расколотила молотком так, чтобы ничего не осталось. говорила, что слишком страшно получилось.
Так ли это? Вряд ли, ведь она сохранила восковой эскиз до самой смерти - вместе с письмами Александра Вертепова и портретом мужа. Просто ее валькирия могла рухнуть, но стоять в немом и бессильном отчаянии не могла никогда. Годы протекли сквозь пальцы, а Вера так много не успела. Еще надо придумать памятник Чайковскому - под конец жизни она оценила прелесть его музыки, не все полыхать вагнеровскому небесному огню, пора услышать и дыхание цветов, как у Петра Ильича. Комиссии недовольны ее работой, опять переделки, но тут уж она наберется терпения -Чайковскому в Москве отыщется место, не будь она Верой Мухиной, внучкой упрямого деда Кузьмы.
И еще проект - в Сталинграде на купол планетария взойдет последняя мухинская женщина. Теперь ее зовут «Мир» - она спокойна, величава и прекрасна, как Афина Паллада, только мудрее, потому что пережила и взлет, и падение. В одной ее руке -сноп колосьев, в другой - хрупкий и легкий земной шар, с которого взлетает голубь. Не реалистический, а свернутый из одного тонкого металлического листа - сплошные крылья. Так будет хорошо.
Она еще много может сделать, ее руки скульптора сильны и ловки, вот только сердце уже не Выдерживает. Стенокардия, болезнь каменотесов и ваятелей. Мужская работа все-таки оказалась тяжела для женского сердца. Снова осень, а она уже месяц лежит в Кремлевке. Ясно, что отсюда ей уже не выйти. Веру добила «доработка» ее «Мира» - все-таки ответственные товарищи потребовали усадить на хрупкую сферу голубя-бройлера. Никак не хотят люди летать по-настоящему! Ну это она поправить уже не успеет, а вот последнюю работу закончит.
...б октября 1953 года в Москве от тяжелого приступа стенокардии умерла Вера Мухина -один из лучших скульпторов ХХ века. Последней ее работой стала стеклянная пробка для графина в виде летящего Амура - наконец-то она создала существо, которому не страшно падение.
[700x513]
[700x525]