Про Метро
29-03-2009 03:28
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Итак, я дочитал "Метро 2034" Дмитрия Глуховского.
В первую очередь мне, конечно же, хотелось бы знать, что курил автор, что его так сильно пробрало...
Причем сам автор - милейший человек, в чем удалось убедиться на книжной выставке на ВВЦ, где мне даже удалось задать ему парочку вопросов... Обидно.
Автор придумал замечательнейший мир, просто потрясающую систему. Но вот как следует описать ее не смог.
Первая книга была своеобразным введением в этот мир - произошла ядерная война, весь мир погиб, некоторые люди спаслись, спрятавшись в метро - большом бомбоубежище. Каждая станция обладает своим укладом жизни, своим правительством и т.д. Тут есть и коммунисты, и скинхеды, и сатанисты. Кольцевая линия принадлежит Ганзе - самой крупной и мощной группировке в метро.
И в этом введении автору прощалось все - и немного корявый язык, и отсутствие психологии героев, которые четко следуют руке автора, а не являются живыми людьми. Прощаются и всевозможнейшие мутанты, которых не могло еще появиться всего через несколько лет после начала войны - на такие сильные мутации, чтобы появилось несколько новых форм жизни должен уйти десяток лет. Но автору все это прощается. За изобретательность. За новую, столь потрясающую идею. За интересный сюжет.
Помню, на его встрече с читателями в книжной магазине "Республика" (фото были здесь) он заявил (не могу передать дословно, но суть следующая): "я не умел делать правильные характеры и писать просто приключения, но ближе к концу книги понял, что научился делать психологически достоверных персонажей". (уж простите, Дмитрий Алексеевич, если немного случайно наврал).
И ему поверили. Все читатели. И я поверил. Потому что столь интересный мир должен иметь продолжение. И продолжение лучшее, чем начало.
Но с самого начала второй книги "Метро 2034" я начал чувствовать, что тут что-то не то.
Из книги пропала та легкость чтения, что была ранее. Текст стал громоздким, тяжелым, некоторые главы изобиловали стилистическими ошибками. Возможно, это уже претензии к редактору, а не к автору - я не читал оригинальной рукописи на сайте, потому что вообще не люблю читать с экрана. Но читать стало тяжело.
Автор, кажется, увлекся описанием персонажей, которого не было раньше, и совсем забыл о том, что было в первой книге. Потерялся не просто легкий язык, ощущение приключения. Потерялось само метро. Да и не сказал бы я, что персонажи все стали живыми и натуральными. Да, Хантер, который перешел сюда из первой книги, стал более колоритным и натуральным. Но... Я бы сказал, слишком колоритным. Таких типов, почти не существующих в реальном мире, писать довольно легко.
Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: "Живет!" (с)
Саша и Гомер настоящими не получились.
Прочитав эту книгу, я могу точно сказать то, что она стала более тяжелой, сложной, жесткой и жестокой, по сравнению с первой. Хотя психология, поведение и мысли персонажей, философия все еще остались на довольно низком уровне.
Я все равно не могу однозначно сказать, понравилась она мне или нет.
Просто тут уж я не могу простить автору кучу просчетов, которые были ранее. Поэтому злюсь и негодую.
Одно я могу сказать точно - тему метро НАДО продолжать. Когда автор на встрече с читателями на ВВЦ сказал, что хочет ее оставить - он практически плюнул нам в душу. Первая книга, повторюсь, была лишь введением в мир. Она охватывала почти все метро. Во второй книге основные действия происходят в довольно маленьком пространстве - в основном, это Севастопольская, Тульская, Серпуховская и, если я не ошибаюсь, Коломенская (кажется, Саша с отцом жили именно там - я могу ошибаться, ибо редко бываю на той ветке - поэтому и названия тех станций помню плохо). На остальных станций действий происходит мало (хотя герои попадают и в Полис, и к коммунистам, и к Изумрудному городу). Тут нельзя останавливаться! После "введения" автор начал более подробно описывать уклады жизни более мелких фрагментов метро, так подробно, как не было раньше - наверно, описание быта Севастопольской - это именно то, что понравилось мне в книге более всего. Темп и беготня первой книги в этот момент сменились именно жизнью! Теперь хорошо бы заняться более полным обзором остальных участков метро - там ведь тоже жизнь, там тоже свои приключения и опасности! Там жизнь! И книга, как кажется ближе к ее концу, так и зовет читателя отправиться куда-нибудь еще, на какие-то новые далекие станции...
Эта тема очень плодородна. И может быть очень интересной. За нее надо браться и надо продолжать.
Боюсь только, как бы не оказалось, что автор просто выдохся. =((
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote