• Авторизация


Ролан Барт о Ролане Барте 23-01-2010 01:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


И что-то есть у Вас от мелкобуржуазного…

Говорить через карнавал оппозиционных понятий, погрузиться в омут беспардонного бинаризма, нанизывать парадоксы на вереницу закостеневших стереотипов, триумфально шествовать в метафорических облачениях… стоящий вариант описания дневниковой парадигмы Р. Барта (Ролан Барт о Ролане Барте. Составление, пер. с франц. и послесловие Сергея Зенкина. – М.: Ad Marginem / Сталкер, 2002, 288 с.). В простецком («диарейном», по этимологической шутке маэстро) писательском жанре Р.Б. в ленивой позе и с долей «игровой застенчивости» пытается резюмировать (отнюдь не «комментировать», ибо это считается неуместным самодовольством, целокупной глупостью, не способной к дроблению), переиграть заново корпус собственных текстов. Ну, и коннотативно, посредством тонких намеков и обрывков текста-наслаждения, всплывают кое-какие сведения из личной жизни «маргинала», дрейфующего по течению, системно разлагающего борца-буржуа. Мастер опасается четкости и внятности идеологического языка (его окончательной фиксации, соответственно массовой повторяемости), всякая загустевшая стереотипность претит автору, Р.Б. признается в намеренно неаккуратном пользовании чужими понятиями (фрейдовский «перенос», лакановское «воображаемое», марксистский «буржуа» ведут себя словно пьяные дезертиры, ни могущие продолжить воевать или перейти в сторону врага). Поэтому к тексту наслаждающегося автора вряд ли стоит подходить с позиций академической точности. Да и возможна ли здесь исследовательская работа, в этой синтетической кучи двойственностей, метафор, антитез, лингвистических заигрываний, нюансированных затемнений… и столь многочисленных перечислений.

С какой интенсификацией Желания Р.Б. впрягается в громоздкие уточнения, корпит над раскодированием, фокусируется на «правильном» уровне значений текста?! Но, оказывается, эта напряженность завязана бытовым «горизонтом» (работа письма затруднена соблазнительными буржуазными мелочами). То бишь удовольствие от Текста перманентно затеняется более близкими плоти, старосветскими наслаждениями (кофе, сад, радио… желание многообразия «гомосексуализмов»). Р.Б. и дрейфует (несколько десятилетий текстуальная эволюция стоила ему гигантских трудов, кои переросли в аристотелевскую привычность, но все равно не перестали быть противоположностью желаемому «легкомысленного времяпрепровождения»), и топчется на месте по регулам интеллектуального столпничества («Жид»кие подражательства – социальные мифологемы в духе Маркса-Сартра-Брехта – телькелевская семиократия, разродившаяся новейшей дисциплиной – моральность Текста, замоченная в ницшеанской эссенции – а далее долговременная остановка без сильного настоящего, но с перенасыщенным будущем из проектов, намерений, «проспектов», заготовок идеального произведения).

Да, господин Р.Б. раскрыл карты заимствований, индивидуализировал грядущие разоблачения, присвоил принадлежащее усердным потомкам русло исследовательского метаязыка к своим же сочинениям. Вот хитрец: вы можете сколь угодно искать ответы, но они уже даны и витиевато прописаны, пусть не в обезоруживающе конспектной форме, а в соседстве с ямой из детства, «косвенно» сексуализирующей молодой пары из купе, соседскими беседами о погоде и т.д., но... Маэстро полновесно раскрылся через фрагментарности (не претенциозно-обобщенные максимы, - здесь клокочет ницшеанская ненависть к афористичности), рассыпался розановским листопадом (все-таки безвестный Василий Васильевич опосредованно сыграл в европейском театре мысли), «транслитерировал» застывшие метафоры интеллектуального прошлого. Короче говоря, Р.Б. ароматизировал спертый воздух интеллектуальных идеологий и «провонявших» дискурсивностей концентратом из случайностей быта, эротизации текста, поэтики «людей лунного света».

Произведение – окончательно, когда в нем отобран состав лексических «персон». Да, оно останется бессмертным, но у здешних лексем «срок не долог»; либо метафорически окуклиться в эстетскую бабочку, либо остаться мерзко мохнатой гусеницей, чей наилучший удел – умереть (ломать красоту жизни своей музейно-экспонатной сущностью – судьба гусеничных идеологем)

Да, действительно, существует двоякая типология текстов для чтения и письма (пример метро-любивых «pocket book» и пылящихся в застенках книгохранилищ диссертаций), но чтобы избежать прилипчивой бинарности, стоит ввести третий вид книг, бытийствующих исключительно для «принятия» (она – мастеровита, искусна, возбуждающа, но беспардонно случайна, обрывая тем самым работу означенных функций). Вероятно, псевдо-исповедь Р. Б. именно такова… по крайней мере великий философствующий «громозека» всегда стремился соскочить с замкнутого пространства оппозиций, напоровшись на понятийное острие Иного?! 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (24):
word-man 24-01-2010-18:45 удалить
Слушай, а чего ты так подзавис на этих постмодернистах? Ты же любишь вроде всё самое современное, актуальное. А постмодернисты это же вчерашний день. Ты лучше скажи чё думаешь о Джеймисоне, Бадью, Нанси, Жижеке? Они же сейчас властители умов, пытающиеся преодолеть постмодерн. Тебе не попадался, кстати, недавний "Манифест аффирматизма" Алена Бадью? Не могу найти никак.
Ответ на комментарий word-man # Ну, не знаю, как на такой доброжелательный упрек ответить. Конечно, знаком с этими ребятами, но еще успел о них написать (в том числе и потому, что переводов минимум, за исключением многих статей Жижека). Джеймисон, между прочим, в большинстве справочников относится к постмодернистским неомарксистам, да и остальные не такие уж ярые ниспровергатели постмодерна. Все они от него хорошо поживились, а теперь, конечно, изъявляют недовольство, пусть и справедливое. Напомню, что даже классик постмодерна Бодрийяр отнекивался от данного понятия, или Фуко от структурализма-постструктурализма, так что дело не в избитых категориях. Упомянутые тобой - не такие далекие от французского Классического постмодерна. Это ж не Хабермас с Апелем))) Да и вообще все их отнес бы к ситуации после-постмодерна, хотя енто пустой спор. У сожалению, такой штучки Бадью у меня нет))) Но буду искать
word-man 24-01-2010-22:17 удалить
Не, не пустой спор. Надеюсь на это, во всяком случае. В том-то и феня, что все эти упомянутые мною дядьки вышли из постмодерна. Вышли. Понимаешь? Или пытаются выйти. Преодолеть его, снять, усвоив, но не отринув. Чем и интересны. Кстати, Хабермасом и Апелем я увлекался в своё время, в девяностые, когда пошли переводы и работы о них. Но это так, к слову :)
Ответ на комментарий word-man # "Хабермасом и Апелем я увлекался" - класс, только по твоим постам чего-то не заметно это увлечение. С первой мыслью согласен, рождены в постмодерне и пытаются вырваться, но для меня вряд ли они выскочат оттуда. Кста, Джеймисон здесь вообще фигура индивидуальная, - это оптимальный вариант американского социологического постмодерна и вряд ли он что-то будет менять (просто тот дискурс, кот. он подхватил и выигрышный, и влиятелен) Ваще у меня четкая градация "постмодерна-или-не" на сей счет и самая простейшая: постмодернисты - те, кто используют новые лексемы (собственного изобретения, или ранее практически не используемые) метфорического склада (делезовская складка, бодрийяровский вирус, и т.д.), а остальные пользуются старыми остывшими словообразованиями или комбинируют ими (последними настоящими творцами языка были Хайдеггер с поздними феноменологами; а структуралисты кта почти ничего своего и не придумали). вот такая херотень собственная, брат вордман, кста поздравляю с Прошедшими славными христианскими праздниами)))
word-man 26-01-2010-00:30 удалить
Влияние Хабермаса и Апеля очевидно - их коммуникативная рациональность. А Джеймисон не то что вряд ли не будет менять - он уже меняет. В Сети активно обсуждают его книгу "Сингулярная современность", где он напрямую призывает к неомодернизму и новой нормативности, но свободной от тоталитаризма нормативности старого модернизма. Книги, по-видимому, нет на русском, я вынужден ориентироваться на пересказы. Насчёт словотворчества. Ну может быть. Хотя это обычная тактика у философов. Хоть Гегеля вспомни. Кстати, "pli" Делёза это, вообще-то, заимствование у Хайдеггера, с его Zwiefalt. Да и Мерло-Понти при делах. Впрочем, уверен, ты об этом знаешь. Просто я чего сказать хотел. Постмодерн - это фантазмический морок, типа лакановского Воображаемого. Он очаровывает, можно сказать, околдовывает. Он лишает надежды, это я по себе помню. Им надо переболеть, усвоить его, и двигаться дальше. Вот как-то так. Со всеми христианскими Праздниками тебя!
Ответ на комментарий word-man # По-моему о "коммуникативностях" у тебя редко чего было, может до ранних постов не дошел, не знаю. Благодарю за просвещение насчет то книжки Джеймисона, я за английскими новинками не слежу, чего только душу бередить, самому придется долго ломаться с переводами, но твои пересказанные тезисы по-моему в рамки предыдущих его работ вполне помещаются (Джеймисон - не той породы человек-мыслитель, чтобы в резкие развороты вдаваться). Под постмодернистким словотворчеством я подразумевал метафорическую (да и вообще тропов разнообразных) преизбыточность; мыслители старой закалки держались строго установленных концептов (особо любили вытащить из глубин мало используемые и бомбардировать ими) , а у постмодернистских нет той привязанности ни к старым, ни к новым - они творчески живут методом перебора, причем постоянного (уникален Делез, как сиделец на двух стульях, насочинял ризомы с плато и всякую дичь, над которой потешались лет сто назад все студенты филфака, но держиться за них будь здоров как старый модернист, и других заставляет на этом разговаривать. Где же твой пессимизм, здесь наоборот, радость свобод. Я все-таки считаю, что твоя оценка постмодерна более чем моралистична, исходит не из доказательств, а из нутра)) И Слава студенчеству и сообществу буршей))) правда вчера
word-man 26-01-2010-01:27 удалить
Рациональная коммуникативность зашита имплицитно у нас, в теорию диалога. Сразу её не увидишь. Да и Бог с ней, давно это было. Приоритеты во многом сменились. Да, Джеймисон - по-видимому, кабинетный академист и человек явно степенный. Дело-то не призывах на идеологические баррикады, хотя... Чувствуется, что опять потихоньку по Европе и Америке начинает бродить знакомый призрак. Что не может не радовать. Удушье усталого от жизни постмодерна подзаебало, пардон. Не, насчёт словесной раскованности и даже пожалуй распоясаности постмодерна я не спорю. Так кстати и надо писать, ящитаю. Сам так делаю :) Но тут такая штука тонкая есть. Чтоб её понять, достаточно вникнуть в различие делёзовского pli и хайдеггеровского Zwiefalt. Казалось бы и то и другое - Складка. Но... Но в хайдеггеровском слове улавливается прежде всего разрыв, а потом уже складчатость Das Geviert'а, накладывающегося на бытие-ничто из сущего. А у Делёза это, скорей, складка одного и того же. Отсюда у Хайдеггера есть ощущение простора, воли вольной, свежести вечно Нового, а у постмодернистов ощущение вседозволенности бардака. Хотя и то и другое свобода, но вкус-то разный. Я вовсе не против бардака, из меня моралист как из говна пуля, но когда бардак возводят в онтологический статус, возникает ощущение нечистоты. Понимаешь, да? И да, слава и ещё раз слава студенчеству - оплоту правильного бардака! :))))
Ответ на комментарий word-man # Ну все это тонкости терминологические, кот. могут разом оборваться, ведь термином "складка" допусти любил поиграться упоминаемый Барт))), и не факт, что Делез у него не мог прихватить, причем практически с идентичными значениями. По-моему постмодерн изначально отказался от претензий на онтологичность, какая ж здесь нечистота, ежели не срали даже))) И кста ты очень прекрасно объяснил на конкретном примере работу постмодернистской критики: у Хайдеггера - простор, дыхание Нового, а Делез - так гаденько, розановское, "какое новое???", старый словесный хлам, бабушки античной повторения, бурсацкие рецитации старины, тьфу))) В этом же вероять и разоблачение складки, в умалении его единственного и первичного Обладателя М.Х.
word-man 26-01-2010-03:31 удалить
Ну естественно терминологические. Но вообще-то за ними хотя бы какое-то воображаемое должно же стоять, какие-то интуиции? Иначе что толку в различении? :) Это уже будет развлечение, а не различение :) Кто у кого заимствовал - это уже концов не сыщешь. Они ж все знакомые были, в одном бульоне варились. Да и дело не в этом. Вот имено этот отказ от онтологичности и есть самое пакостное в постмодерне. Я их, конечно, понимаю прекрасно в их опасениях. Это как с тем же Хайдеггером, типа дядька писал о просторе, а получилось что поддержал нацистов. Типа вот он нарратив большого тоталитарного повествования. Дескать, онтология=тоталитаризм. Поэтому давайте, граждане, вернёмся к нашему кокаинчику, бреду наяву и перверсиям. Да и вообще, дескать, откудова простору взяться-то? Нет его и не было никогда, понимаешь ли. Но, по мне, онтология, во-первых, онтологии рознь, а во-вторых, принципиальная пакостность постмодерна вызывает у меня простую брезгливость. Как там у Лимонова - "Их искусство пахнет интеллигентскими кальсонами". Буэ-э-э. Тьфу, в натуре :) У меня вообще телесные метафоры, данные в ощущениях (нехило я загнул?) много лет - один из основных критериев в мире философии, религии, культуры. То есть, на уровне "душно" - "просторно", "свободно" - "сдавленно". Постмодерн, совершенно очевидно, нечто душное и клопообильное, "скучища пренеприличная", как говаривал Лосев. Но, как бы это парадоксально не звучало, ни в коем разе нельзя отбрасывать постмодерн, тогда это будет лишь невротическое вытеснение. Говорю ещё раз - усвоить и идти дальше к каким-то новым горизонтам. Почти манифест вышел :)
word-man 26-01-2010-03:40 удалить
Кстати, насчёт якобы отказа от онтологичности у постмодернистов. Ты читал "Европа и "евреи"" Лиотара? Там он круто разбирает кое-какие тонкости онтологии Хайдеггера, его нацизма и вводит шикарную штуку - "двойное вытеснение"(я её даже стырил для себя). Про гипертекст и Закон евреев, как забвение Бытия. Очень внушает.
Ответ на комментарий word-man # загнул так загнул) естественно, за постмодерном существует интуиция, причем как ни странно тотальная и развоплощающая, пытающаяся порушить как философию, так и текстуальность, и тем не менее пребывающая там (как французы, так и Рорти с Блумом перенесли всё в текстуальные игры). Ну, и где же здесь интеллектуальные "кальсоны", здесь по-моему наоборот честность и последовательность, пренебрегающая ветхим пафосом. Проблема в том, что до конца они тоже не доходят (взять заткнуться или умереть), а продолжают в этой текстуальной действительности работать, иронично, по-клоунски. Я-то как раз из-за этой интуиции "разоблачения всего" постмодерн полюбил, а не из-за громоздящихся метафор (красивых? вряд ли) Модерн же хорош, но он мертв был при рождении, поэтому дело не в тоталитаризме (это ж чересчур конкретный, хотя и действенный аргумент); взять все разрушить, чтобы новое построить, в независимости от глобального характера ревизии и рецессивности культуры, не соотносясь с инертностью масс. Да и что дать - убогие вещицы собственного сочинения по сравнению с культурным грузом (ведь модерн по сути ничего не сочинил, кроме манифестов Отказа), что перейти в конце концов тихие переложение прошлого (М.Х. чем занялся в поздний период? изъятием античности и т.д.)
Да, кто ж не знаетэтого текста? Сейчас с переводным Лиотаром совсем плохо: книжка и несколько статей. Бред на наших просторах, а это самый концептуальный из той плеяды, и независимый. "Состояние..." вообще написано в нестандартном для постмодерна жанре, - трактата типа философии науки. Недавно сравнивал случаем фотки философов последних - у Лиотара образ одухотворенного человека в сравнении то улыбкой сантехника Бодрийяра, иль пидорскими ухмылками Барта, и уже полнейшим псевдо-мачо-распиздяйством Жижека (я самый крутой философ современности и к тому же нихилый жиробас с молоденькой моделью женой, отсосите?!). Лиотар - это программно...
word-man 26-01-2010-18:34 удалить
Исходное сообщение Максим_Мищенко загнул так загнул) естественно, за постмодерном существует интуиция, причем как ни странно тотальная и развоплощающая, пытающаяся порушить как философию, так и текстуальность, и тем не менее пребывающая там (как французы, так и Рорти с Блумом перенесли всё в текстуальные игры). Ну, и где же здесь интеллектуальные "кальсоны", здесь по-моему наоборот честность и последовательность, пренебрегающая ветхим пафосом. Проблема в том, что до конца они тоже не доходят (взять заткнуться или умереть), а продолжают в этой текстуальной действительности работать, иронично, по-клоунски. Я-то как раз из-за этой интуиции "разоблачения всего" постмодерн полюбил, а не из-за громоздящихся метафор (красивых? вряд ли) Модерн же хорош, но он мертв был при рождении, поэтому дело не в тоталитаризме (это ж чересчур конкретный, хотя и действенный аргумент); взять все разрушить, чтобы новое построить, в независимости от глобального характера ревизии и рецессивности культуры, не соотносясь с инертностью масс. Да и что дать - убогие вещицы собственного сочинения по сравнению с культурным грузом (ведь модерн по сути ничего не сочинил, кроме манифестов Отказа), что перейти в конце концов тихие переложение прошлого (М.Х. чем занялся в поздний период? изъятием античности и т.д.)
Насчёт постмодерна. Как ты знаешь, постмодерн это не только философы, но постмодернистская культура-мультура. Моё отношение к этим делам амбивалентно (даже к культуре). Особенно к философам. То есть, да, за ними стоит интуиция вполне моралистская. То есть очевидно же что пафос разоблачительства - это моралисткий пафос, исходящий из имплицитной оппозиции "правда-ложь". И если в их текстах прочитывается именно это, то да - интересно. То есть например критика общества Фуко - это очень значимо, ну и т.д. Раздражает пленнённость их воображения наличным. То есть, скорей отказ от всматривания в бытие, как в ничто из сущего, поскольку воображение, возможно и не может не пленяться наличным. Отсюда, из принципиального коллаборационизма перед наличным и возникает кокаинчик, кальсоны и прочая пакость. Насчёт модерна. Модерну сильно не повезло вот в чём. Его быстро слили. Его главная метафора - это молния. Мгновенное просветление и новое рождение. А для мёртвых это непонятно. Для них - да, он ничего предложить не может. Весь пафос модерна - это всматривание в Лайтунг, как в нечто неведомое. А раз неведомое, то со стороны оно выглядит как отсутствие чего-то внятного. Всё что может предложить модерн - это идти навстречу несуществующему в наличном Будущему. Будущему, как просвету. И Отказ модерна это именно манифестация того, что Бытие - это ничто из сущего. Насчёт позднего Хайдеггера. Боюсь, ты его невнимательно читал. Главное в позднем Хайдеггере - это ожидание Ereignis'а, Второго Начала, как он его называл. Не ностальгия по прошлому, а ожидание будущего. Это у него просто общее место буквально. Вспомни хотя бы его поздние интервью.
word-man 26-01-2010-18:43 удалить
Исходное сообщение Максим_Мищенко Да, кто ж не знаетэтого текста? Сейчас с переводным Лиотаром совсем плохо: книжка и несколько статей. Бред на наших просторах, а это самый концептуальный из той плеяды, и независимый. "Состояние..." вообще написано в нестандартном для постмодерна жанре, - трактата типа философии науки. Недавно сравнивал случаем фотки философов последних - у Лиотара образ одухотворенного человека в сравнении то улыбкой сантехника Бодрийяра, иль пидорскими ухмылками Барта, и уже полнейшим псевдо-мачо-распиздяйством Жижека (я самый крутой философ современности и к тому же нихилый жиробас с молоденькой моделью женой, отсосите?!). Лиотар - это программно...
Кто не знает этого текста.... хех, да многие вообще-то :) Даже те, кто читал, не очень-то часто врубаются о чём там. И соглашусь с тобой. Лиотар - это именно нечто пожалуй даже духовное. В нём чувствуется нечто исконно философское. Серьёзный дядя. Не кривляется. Про Жижека пока не понятно. То он выпендривается что твой постмодернист, то вроде он натуральный марксист, чуть ли не ленинец (так, во всяком случае, он себя позиционирует). Время покажет кто он. Пока с ним неясно.
Ответ на комментарий word-man # Да я о другом: если в раннем М. Х. чувствуется такая молодецкая бодрость, безоглядное на старье творчество, свеженькие концепты (феноменологи, С.К., ну и по современному списку), то в старости он все более зарывается в античность или современное не-философское окружение (скока переживаний у него было с его то нацистским прошлым, да и настоящую действительность он не приветствовал, мужичонка-то недружелюбный был). И он свой "чистейший" профетический дискурс начинает практически по постмодернистски разводить, а то что он по содержанию куда-то вперед смотрит, - это уже не важно, не более чем патетика. Важен тот факт, что подломала его жизнь, к нему перестали относиться как к запредельному пророку, от этого качество его фил.прозы улучшилось, повзрослело и стало на других внимание обращать, но стало и не популярным. Ранее как бык несся, а теперь подбитая клячка, но помудревшая... Сейчас кста читаю прикольную вещь о фальсификациях интеллектуального прошлого Элиаде и Чорана, те еще сука фашисты, у меня от работ М.Ч. всегда такой остаток был, хоть он подтвердился)))
Ответ на комментарий word-man # ну насчет Лиотара, я имел в виду, что пару вещиц его свободно болтается в сети, а то скока читали его, уже не важно. Сейчас как люди отвечают, - да, конечно, знаем мы же видели в свободном доступе и даже скачали, а то что эти пару сотоко килобайт так и завсинут в безвестности никого уже не интересует: главное - да, знаю такую работу))) И кста вопрос: зачем читать интервью философоВ, по-моему кроме вреда они ничего не приносят; в этих Моно-диалогов столько одностороннего пафоса, что аж тошно. Большинство философов в подобном диалоге далеко уносятся в самооценке и мистификациях. Книга первоначально такого не позволяет, а когда тебе начинает опрашивать "человек, смотрящий в рот", само естество тянется распушить перья. Бля, а если напротив какая-нибудь неприличная студенточка с блокнотиком на голых коленках, то там по-моему предельный "фаллоцентризм" прикрывает всякую трезвую мысль. И до меня дошло, что у именитых философов во время интервью часто мелькают этот единственный образ)))
word-man 26-01-2010-23:06 удалить
То что ты говоришь о Хайдеггере, ну это просто не соотвествует никакой действительности. Ты с чего это взял-то всё? :))))) На него в конце его жизни просто уже смотрели все просто уже как на небожителя. Поэтому и наскакивали на него из-за нацизма. И ещё неизвестно какими мы будем старыми пердунами. Мож вообще заговариваться будем :) Ты понимаешь какая штука. Если ты его адвентистское и профетическое вИдение не приемлешь, то красивей тебе будет просто чего-нибудь нейтрального сказать, а то уж уж больно провинциально бывает выглядишь в своей "разоблачительной" патетике :) А Элиаде вообще был идеологом румынских легионеров-фашистов. Факт известный.
word-man 26-01-2010-23:39 удалить
Исходное сообщение Максим_Мищенко ну насчет Лиотара, я имел в виду, что пару вещиц его свободно болтается в сети, а то скока читали его, уже не важно. Сейчас как люди отвечают, - да, конечно, знаем мы же видели в свободном доступе и даже скачали, а то что эти пару сотоко килобайт так и завсинут в безвестности никого уже не интересует: главное - да, знаю такую работу))) И кста вопрос: зачем читать интервью философоВ, по-моему кроме вреда они ничего не приносят; в этих Моно-диалогов столько одностороннего пафоса, что аж тошно. Большинство философов в подобном диалоге далеко уносятся в самооценке и мистификациях. Книга первоначально такого не позволяет, а когда тебе начинает опрашивать "человек, смотрящий в рот", само естество тянется распушить перья. Бля, а если напротив какая-нибудь неприличная студенточка с блокнотиком на голых коленках, то там по-моему предельный "фаллоцентризм" прикрывает всякую трезвую мысль. И до меня дошло, что у именитых философов во время интервью часто мелькают этот единственный образ)))
У меня слов нет. Особенно ништяк ты придумал про "единственный образ". Напиши об этом пост. С разоблачением :)
Ответ на комментарий word-man # Экая обида, провинциально ткнуть небожителя) значится постмодернистские кальсоны можно, а небожительская клячка - нельзя. Не справедливо! защищаете групповые мировоззренческие интересы. ну, не знаю для меня все люди одинаковы. Конечно, было бы некорректно (даже непорядочно) сказать что-нибудь нехорошее об. о. Павле Флоренском (при объективном несовершенстве его мыслительной системы), кот. пострадал до смертного одра. А респектабельного конформистского чудака, с кот. все носились (его замалчивание холокоста), грех не ткнуть. Да него, конечно, постмодернистским коллаборационистам далековато Да и в предыдущем камменте была не оценка личности, а так, личное восприятие его текстов; к слову, сколько написано монографий о "бытие и времени" - сотни или тысячи, а сколько о позднем двухтомнике по Ницше - в десятки раз меньше (потому что мало кому нужно, что считает метр о Ницше в своей покореженной войной концептуальности, все нужна чистота дискурса в раннем творчестве)
word-man 27-01-2010-19:20 удалить
Ответ на комментарий Максим_Мищенко # Да тыкай конечно. От Хайдеггера не убудет :) Да и в контексте трэда я не о нём хотел сказать. А о неомарксистах вообще-то. Кстати, о позднем Хайдеггере вообще мало материалов, особенно русскоязычных. А о Четверице мира вообще нормальных материалов почти нет. А между тем, это тема у М.Х. центральная. Валерий Подорога в "Метафизике ландшафта" в своё время муру какую-то безграмотную об этом понаписал, немного есть у Бибихина, и Дугин недавно разродился шумно пропиаренными лекциями о Das Geviert, трактуя Хайдеггера как философа почвы и консерватора. Вроде всё.
Ответ на комментарий word-man # Так и я об этом (странно ты мои комменты читаешь), поздний (50 - 60-е) М.Х., судя по количеству монографий, ему посвященных, практически никого не интересует (я не беру даже русских почитателей, ибо очевидно, что в сравнении с западными спецами - нубы). И чем это вызвано? Вот Э. Шпрангер считал силой воздействия на студентов не философию, а личность Х.М. Почему же народ ведется на произведения ранних лет - горделивые и вдохновенные, а не поздние работы, где уже и мудрость житейская включена, да и присмирел метр.
word-man 27-01-2010-23:51 удалить
Чем это вызвано? Да вовсе не тем, что Хайдеггер якобы присмирел (прости, но это чушь, не имеющая под собой оснований), или какая-то житейская мудрость. Философия Хайдеггера последовательно развивалась, законорожденно. Поздний Хайдеггер развивал те же темы, что и ранний, во всяком случае после Kehre. А вызвано это простым обстоятельством - кругом бродят толпы олухов. Они мож и хорошие люди, но олухи. Читал я статью-воспоминания Хюбнера, близкого ученика Хайдеггера. Он разочаровался в его философии и описывал почему. Вот ведь олух-то, несмотря на то что рядом с Хайдеггером был. Простых вещей так и не смог понять. И это близкий ученик, надо сказать. Что ж говорить об остальных?
Ответ на комментарий word-man # Как всегда - суровая категоричность)) человеку, рядом с которым вертелась куча восторженных студентов престижнейшего заведение (что там Фрайбург, кто там Гуссерль был кажись), запретили преподавать на сравнительно долгий промежуток (скока там лет после войны, не помню, ибо ваще слабоват в его биографии); и с ним ничего не произошло, он никак не изменился. Ну, что сказать апатичный эллинский божок... наделеныый всем, кроме реакции на окружение
Ответ на комментарий Максим_Мищенко # Я собственно чего подхватил разговор по хайдеггеру, потому как начал сравнивать с постмодерном не я. Пишу (пока усиленно подбираю материал) монографию по Бодрийяру, а у него есть глава (кажется в "симуляции и симулякры"), посвященная хайдеггеру и НДСП (там как всегда парадоксальный взгляд, оппонирующий господствующему мнению) поэтому эта тематика меня интересует, но за нее еще толком и не брался


Комментарии (24): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ролан Барт о Ролане Барте | Максим_Мищенко - Дневник Брат Максим | Лента друзей Максим_Мищенко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»