Сегодня стартует эпический, во всех смыслах этого слова, сотый Тур де Франс. Историю этой гонки, рассказывать можно часами и гигабайтами. За век накопилось не мысленное количество историй, трагедий, комедий , легенд и сказок. Желающие их послушать или почитать могут воспользоваться интернетом,библиотекой или просто поспрашивать родственников живущих во Франции...
Если кратенько (это вряд ли получится,но попробую), хочу рассказать факты, которые не часто мелькают у нас в прессе и возможно не так хорошо всем известны. Начну с того, что первая гонка состоялась в 1903 году, и была организованна газетой L'Équipe ( в то время еще она называлась L'Auto) точнее считают основателем её редактора Анри Дегранжа, но на самом деле идея принадлежит его подчиненному - журналисту Гео Лефевру. Хотя конечно заслуги Дегранжа это не умаляет, кстати он и сам был не плохим гонщиком - за 10 лет до появления "Тура" он установил первый рекорд проехав за час 35,325 км.
С 1904 года победитель гонки определялся по набранным очкам на этапах, но в 1912 году всё же приняли систему действующую по ныне -время затраченное гонщиком на прохождение всего Тура. До 1919 года лидер ехал с зеленой повязкой на руке. Кстати если бы не Первая мировая, то возможно так лидер бы и ездил в нарукавнике.
Тогда Европа ещё не оправилась после разрушительной Первой мировой войны, и для проведения Тур де Франс 1919 года потребовались героические усилия, как со стороны организаторов, так и со стороны спортсменов. И, конечно, форме велогонщиков внимание уделялось в последнюю очередь. После войны Францию наводнили серые цвета – все ткацкие фабрики работали на армию и выпускали ткани только серых оттенков, под цвет армейской униформы. Поэтому и форма велогонщиков, вышедших на старт Большой Петли, представляла собой сочетание серого и красного, серого и синего, серого и серого.
После 482-километрового этапа по западному побережью Франции от Ле-Сабль-д’Олонн до Байонна, гонщики приехали на финиш насквозь вымокшими и покрытыми слоем грязи, и различить, кто есть кто, особенно зрителям, было абсолютно невозможно – все были одного серого цвета. И тогда после этапа один из сопровождающих гонку менеджеров Альфонс Боже предложил организатору Тур де Франс Андри Дегранжу как-то выделить лидера генеральной классификации, чтобы его можно было узнать с первого взгляда. Дегранжу идея понравилась, и он тут же выбрал для майки лидера жёлтый – цвет страниц журнала L’Auto, спонсора гонки.Первая желтая майка досталась Эжену Кристофу, но ему не повезло доехать в ней до финиша. На предпоследнем этапе, проходившем по брусчатым дорогам Северной Франции, сломанная вилка снова стоила ему победы на Туре. Он затащил свой велосипед в веломагазин, где провел больше двух часов за починкой. В итоге он откатился на 11 место и так никогда и не стал победителем Тура. В наши дни стилизованные инициалы основателя Тур де Франс Анри Дегранжа “HD” располагаются на жёлтой майке справа ближе к центру. Вес нынешней майки всего 147 грамм.
Желтую майку на протяжении всех этапов гонки от старта до финиша носили только три человека: итальянец Оттавио Боттеккиа (1924), люксембуржец Николас Франц (1928) и бельгиец Роман Маэс (1935). Французы любят повторять, что гонщик, который носил жёлтую майку хотя бы один день, никогда не останется голодным во Франции, его совершенно бесплатно накормят в любом кафе или ресторане.
Велогонки неотделимы от жертвы, и в 1934 году Рене Виетто установил стандарт в несравнимом «красивом жесте». Стартуя на Тур де Франс в качестве помощника легендарного Aнтонио Maне, Виетто оказался главным открытием гонки. Бесспорно лучший горняк того года, Виетто выиграл четыре этапа и конкурировал с капитаном Maне. И это притом, что он вынужден был замедляться из-за технических проблем своего лидера. И когда Maне разбился на спуске с подъема Portet d'Aspet, его шансы выиграть второй Тур (после победы в 1931-м году) были потеряны. Но снова 20-летний Виетто пришел ему на помощь. Вернувшись, Виетто, который в очередной раз был в отрыве, поднялся в гору к Maнe и отдал ему свое переднее колесо. Потом он сидел на каменном заборе, в ожидании технички, и плакал, потому что знал, что его шансы на победу исчезли.
После Второй мировой, интерес к гонке вырос многократно. С 1949 года французское телевидение каждый вечер давало репортажи о гонке, а с 1950 зрители смогли видеть прямой эфир каждого этапа. В 50-60-ые бал правили французские легенды Луи Бобе и Жан Анкетиль.В начале 70-х, французской монополии бросил вызов великий, бельгиец Эдди Меркс, праздновавший победу 5 раз. Но у хозяев Тура нашелся свой ответ в лице не менее великого Бернара Ино. В середине 80-х на сцену вышли американцы, Грег Лемонд в 1986году впервые увез желтую майку за океан. Кстати в 1989 году он одержал самую красивую победу на Туре. Точнее наверное не самую красивую, но самую что ни на есть в духе Большой петли. В 1987 году он со своим шуриным попёрся на охоту . Охотились на индеек. Не могли в магазине что ли купить? Ага.. И шурин, видимо снайпер по жизни, всадил в Грега заряд дроби. Восстанавливаясь, Лемонд пропустил 2 Тура. В 1989 с 37 гранулами дроби, оставшимися в его теле (включая две около сердца), Лемонд не надеялся на большее, чем финишировать в двадцатке.
После трех недель и более чем 2-х тысяч миль гонки, все свелось к секундам. К последнему этапу, гонке с раздельным стартом в Париже, однако, Грег был на втором месте. Он отставал от Лорана Финьона победителя Тура в 1983 и 1984, на 50 секунд. Во время последнего этапа Лемонд отыграл 58 секунд у Финьона и тем самым выиграл Тур с финальным разрывом в 8 секунд, самым маленьким за всю историю Тура. Средняя скорость его разделки 54, 545 км/ч и сегодня остается высочайшей в истории.
В 90-е наступила эра испанской армады - Мигель Индурайн верховодил в пелотоне, вписывая свое имя в ряд с Мерксом, Ино и Анкетилем... Потом... хм.. потом в начале 2000-х гонка проводилась... Но вот с победителем семи гонок не могу определится... Не знаю кто там выигрывал. Провал в памяти какой то.. Склероз видимо.. Да и "вики" не даёт такой информации.. В последние годы зато было весело, майка уезжала и в Австралию и пересекала Ла-Манш...Ну и опять же испанцы подсуетились... В общем разнообразненько..
Перед тем, как закончу небольшой экскурс и переедем "к нашим баранам", к дню сегодняшнему, пару фактиков которые от меня раньше ускользали. Может и вам это будет интересно.
Кто нибудь из вас слышал о Lanterne rouge?
Оказывается это гонщик, который занимает последнее место в общей классификации. Этот гонщик может может быть третьесортным грегари, но он вызывает симпатию французской публики, что является очень престижным. Lanterne rouge получает денежный приз, своеобразный приз зрительских симпатий, даже если между ним и предпоследним гонщиком Тура всего одна секунда в генерале. В прошлом много гонщиков пыталось занять последнее место искусственными средствами.
И второй момент, меня всегда занимал такой вопрос. Как будет распределять первое место, если два гонщика покажут одно время? Оказывается Согласно правилам ASO, «в случае равного счёта в общем зачёте принимаются во внимание сотые доли секунды, показанные во время этапа с индивидуальной гонкой на время. Если и после этого время гонщиков будет одинаковым, то тогда обладатель жёлтой майки определяется суммированием мест, достигнутых на каждом этапе. В крайнем случае, засчитывается место, занятое на финальном этапе». Век живи -век учись!
Нынешний Тур отличается от последних, во-первых, он впервые за десять лет полностью пройдёт на территории Франции и захватит почти все её регионы. Финиширует Тур по традиции в Париже, а старт возьмёт на родине Наполеона — Корсике. Вопреки стартовой традиции, второй и третий этапы имеют горы. Кстати многие специалисты считают второй этап очень коварным и практически сразу способным сформировать группу лидеров общего зачета. На Корсике еще Большая петля не бывала, так что любителям "туризма на диване" будет интересно посмотреть новые картинки на своём телевизоре. Всего в гонке будет шесть горных этапов, семь спринтерских и три "разделки", одна из которых командная. После островных трех дней, Тур переместится в Ницу на "командку", и далее весело попрёт на Пиренеи. Вторая неделя начнется для пелетона спокойно и равнино.. Народ в пелотоне даст поубегать в отрыв "хвостовым", показать свою силу спринтерам, ну и будет готовится к кошмару который их ждет в воскресенье .... Мон Ванту
В последний раз знаменитая гора появлялась на Тур де Франс в 2009, тогда победу на Ванту праздновал Хуан-Мануэль Гарате. Это 20-километровый финиш на Мон Ванту со средним градиентом – 8% . Когда я первый раз увидел этого "Гиганта Прованса" , то подумал что гора в снегу. На самом деле гора белая из-за цвета почвы и убывающей, а к вершине и совсем исчезающей, растительности. Лунный пейзаж просто:
Но это с вершины... до неё надо хотя бы доехать))
Благо потом будет день отдыха и можно будет зализать раны,но... 17 июля разделка в горку, 32 километра, вроде бы стоит выложиться и попробовать привезти соперникам пару-тройку минут, так нет - 18 июля пелотон ждёт двойное восхождение на Альп д’Юэз. Этап стартует в Гапе, после чего начнётся подъём по 21 торнанте. Затем дорога поведёт вниз через Col de Sarenne. Кульминацией этапа станет второе восхождение на Альп д’Юэз.
Рекордное время при восхождении на Альп д’Юэз показал в 1997году Марко Пантани, который поднялся на вершину за 37' 35". В последний раз Альп д’Юэз входил в маршрут Тура в 2011, тогда победителем этапа и покорителем горы стал Пьер Роллан, который преодолел подъём за 41' 57".
Я не знаю, как туда можно заехать раз, но ДВА?!! И главное...ведь один раз с неё надо будет еще съехать!!! Спуск там страшный...можно улететь вниз по склону метров на 30-40. Короче, жестокая трасса. Жуткий этап.
После этих ужасов, пелотон ждут еще два горных этапа, в принципе они могут послужить и генеральщикам, и борцам за "красный горох" - горнякам. Расслабиться они точно не дадут!
Зато в последний день, велогонщиков ждет самое вкусное... финиш в ночном Париже!
Елисейские поля, Эйфелева башня, прохладный ветерок, запах французских булочек, красное Бордо, веселые куртизанки... О чём это я?..Чот отвлекся..
Кто фавориты?
Ну скажем их не много-реально всего два. Кенийский англичанин Крис Фрум из Sky и Альберто Контадор из Saxo-Tinkoff. Битва грегари этих команд ожидается не на жизнь, а на смерть. Sky в составе которых Ричи Порт, Боассон Хаген, Питер Кенно, Василий Кириенко, Давид Лопес, Константин Сивцов свою силу показали в прошлом году, когда тащили в горку своих лидеров, как на фуникулере. Тиньковцы же имеют в своих рядах таких "тягачей" Альберто, как: Майкл Роджерс, Роман Кройцигер, Николас Роч, Маттео Тосатто, Даниэле Беннати, Серджио Паулиньо.. В эту драку может вклиниться наверное пара- тройка команд , в числе которых есть и Катюша. Хоакиму Родригесу в помощь выделенны Даниэль Морено, Альберто Лосада, Павел Брутт, Юрий Трофимов, Эдуард Ворганов. Movistar (Испания) с Вальверде и Кинтаной на бумаге выглядят довольно грозно, но сомневаюсь что кто то из них замахнется на генерал, впрочем это касается и итальянский Lampre-Merida во главе с Кунего, а так же американский Garmin-Sharp с Талански и ВанГарденером. Ожидать чуда от младшего Шлэка, я думаю тоже не стоит. Некоторые команды, к примеру, как Omega Pharma-Quick Step (Бельгия) имея в своем составе Марка Кэвендиша приехали за спринтерскими этапами. И даже этого не скрывают. Астана послала на эту петлю, довольно забавный состав. Ни одного человека способного побороться в генералке, но способного уехать в отрыв на каждом! Спортивный директор Astana Pro Team Дмитрий Седун говорит, что команда надеется на успех на отдельных этапах в ходе ветреных дней гонки по Атлантическому побережью в начале второй недели, а также на финальной неделе в Альпах: "Этот Тур де Франс предоставит неплохие возможности показать себя гонщикам на отдельных этапах, мы настраиваем ряд наших опытных гонщиков на охоту за этапами. Ветра на Атлантическом побережье могут развалить пелотон и способствовать успеху из отрывов, четыре этапа в Альпах также дают шансы на борьбу на финише." Europcar (Франция) с Пьером Ролланом и Томасом Веклером будут стараться оставить у себя "красный горох" ...
Ставки у буков на победу Фрума колеблется в районе 1,60 - 1,70 к одному, на победу Контадора 3 - 3,2...
Смотрим все гонки на Евроспорте. Болеем. Переживаем.Наслаждаемся.
Оф. сайт http://www.letour.fr/le-tour/2013/us/
В подготовке к статье, были использованы материалы с сайтов:
http://www.proteam-astana.com/
http://dneprovelotravel.narod.ru/
Исходное сообщение Снегирь33 Но просмотру Тура это помешать не в силах :)И комментариям в блоге,надеюсь)
Исходное сообщение ИЛ0НАя постараюсь )Исходное сообщение Снегирь33 Но просмотру Тура это помешать не в силах :)И комментариям в блоге,надеюсь)
Исходное сообщение Снегирь33 С первых же км отпустили отрыв из 5-ти гонщиков: Jérome Cousin (Europcar), J-A Flecha (Vacansoleil-DCM), Lars Boom (Belkin), J-J Lobato (Euskaltel), Cyril Lemoine (Sojasun). Их держат в пределах двух трех минут и не исключено, что съедят. Видимо, спринтеры не хотят отдавать им промежуточный финиш.Завтра Шаванеля в отрыв отпустят.ДР у него 30 июня.)))
Исходное сообщение Максим_Пупков Завтра Шаванеля в отрыв отпустят.ДР у него 30 июня.)))Если только покататься ) а так Саган будет против. У него в борьбе за зеленую майку такие этапы на счету.