«Это было в Коканде» — советский трёхсерийный художественный фильм режиссёра Учкуна Назарова, снятый по мотивам исторического романа Николая Никитина «Это было в Коканде» на киностудии «Узбекфильм» в 1977 году.
Фильм снят именно по мотивам романа Николая Никитина «Это было в Коканде», поскольку сценарий существенно отличается от романа. В фильме присутствуют действующие лица, которых нет в романе, изменены имена некоторых действующих лиц, а сам сюжет романа значительно изменён.
Фильм о становлении Советской власти в Ферганской долине Узбекистана. Действие фильма поисходит в 1918—1921 гг.
В фильме показан Кокандский мятеж 1918 г., его подавление, ликвидация Кокандской автономии, и последующая борьба с басмачеством в Ферганской долине. Судьбы главных героев развиваются на фоне исторических событий.
Юсуп проходит путь от мальчика-раба до красного командира. Лихолетов также из бойца Красной армии становится красным командиром. Джаббар из главаря басмаческой банды «перерождается» в большевика. Бывший офицер Зайченко, совершив предательство во время Кокандского мятежа, окончательно деградирует, став на службу басмаческим бандам и Британской разведке.
№11 ДмитрийВоробьёв Почему Никитин указан как один из авторов сценария? Он умер задолго до начала съемок фильма. И в титрах фильма он не указан как автор сценария. Во многом согласен с критическим авторами предыдуших комментариев. Фильм средненький. Костюмер и консультант в титрах не указаны и созадается впечатление, что их не было совсем. Хотя костюмы узбекских персонажей, насколько я могу судить соответствуют исторической действительности. Вообще сценарий и фильм сильно смещён в узбекскую сторону. Полковник Чанышев превратился в Чернышова. Хамдам из главного отрицательного персонажа превратился в сложного но положительного, который проходит эволюцию от басмача (с некоторым оттенком благородства) до почти большевика. Что касается жестокости. То в Ферганской долине в годы гражданской войны резали друг друга все и автономисты, и басмачи, и дашнаки, и русские крестьяне и офицеры, и большевики. Не то было время и место для сантиментов. Фильм спасает динамичный сюжет и великолепные актеры причем как русские, так и узбекские.
№7 Леха Бонд И по внешней атрибутике. Действие происходит зимой, а везде зеленая листва и все носят летнюю одежду, а в Средней Азии, тем более в горной местности, все-таки холодно, иногда снег выпадает. Полковник тыловых частей Чернышев в начале 1918 года носит британский френч (наверное, разворовал склады для фронта!) и полковничьи погоны Советской армии 1943 года (где-то у него машина времени стоит!). Зайченко с прической и усами а-ля "Песняры" ходит в расстегнутом кителе какого-то темного цвета непонятного образца - вроде похожего на американский (но откуда в Средней Азии американская форма?), да и выцвел бы он при таком климате. Части большевиков щеголяют в милицейских гимнастерках 1920-х годов с петлицами бронечастей обр. 1922 года, практически все носят кокарду РККА обр. июля 1918 (в окруженный Туркестан она могла дойти лишь к 1919.), многие одели "буденновку" обр. яваря 1919 г. (как и кокарда, вряд ли смогла бы сразу туда попасть). Так что не иначе, как в каком-нибудь дастархане, стоит машина времени, куда периодически заходят и красные, и белые немного приодеться.