• Авторизация


С 1913 г. поселок Арысь стал безуездным городом 17-12-2015 20:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Характер формирования городских структур с появлением железнодорожных станций Оренбург-Ташкентской железной дороги конца XIX-начала XX века . Исторический анализ роста поселений и формирований городских структур позволяет на фактологическом материале составить характеристику условий, способствовавших их возникновению, и проследить динамику их развития на определенных исторических этапах. На Оренбург-Ташкентской железной дороге железнодорожные станции Арысь и Аральск стали основой для возникновения городов, сформированных из самопроизвольных поселков .
 
Возникновение поселка при станции Арысь Южного участка Оренбург-Ташкентской железной дороги относится к 1900 г., к началу строительства магистрали. Администрация по сооружению железной дороги отвела в полосе временного отчуждения близ станции Арысь небольшую площадь земли специально для постройки бараков и домов. Отведенное место разбили на 45 участков. К концу 1905 г. все участки раздали людям, имеющим отношение к строительству, - подрядчикам, лавочникам, старшим рабочим. При этом с них были взяты подписи, что с окончанием строительства дороги владельцы обязуются снести свои строения. К 1906 г. в поселке уже было 87 дворов. Ежедневно здесь проходил базар, дающий по 168 тыс. руб. годового оборота, в осенние ярмарки съезжалось до 10 000 человек. Благодаря выгодному расположению поселок становится торговым центром по обмену товаров между городом и степью. К 1907 г. торговый поселок уже располагал 4 лесными складами, 6 хлебными, 1 керосиновым, 70 торговыми лавками с различными товарами. Годовой оборот города в 1910 г. составлял 3,5 млн. руб.
 
В 1906 г. генерал-лейтенантом Мациевским утверждается постановление о преобразовании поселка Арысь в безуездный город со всеми вытекающими отсюда последствиями: составлением плана, нарезкой усадебных и выгонных земель, упорядочиванием базара, введением арендной платы с торгов, снабжением водопроводной водой. Однако Правительственный сенат Постановление Мациевского рассмотрел  11 февраля 1913г  и подписал Распоряжение Собрания Правительства от 2 апреля 1913г
 
Полное собрание законов (ПСЗ) Российской империи, Второе собрание, Третье издание № 38776. февраль 11. Высочайше утвержденное положение Совета министров (Собрание узаконений и распоряжений правительства 1913 г. апреля 2. Отд. 1. С. 528) «О возведении возникшего при станции Арысь Ташкентской железной дороги, Чимкентского уезда, Сыр-Дарьинской области поселка на степень безуездного города с наименованием Арысь»

Евгений Иосифович Мациевский (1845—1910) — русский военачальник, генерал от инфантерии (1907), участник подавления Польского восстания 1863—1864 гг., походов в Среднюю Азию 1860-х годов, русско-турецкой войны 1877—1878 гг.  С 10 апреля 1901 по 14 ноября 1904 и с 31 августа 1906 по 1907 — помощник Туркестанского генерал-губернатора и командующего войсками Туркестанского военного округа, с 14 ноября 1904 по 1906 — командир 1-го Туркестанского армейского корпуса. В 1907 г. — уволен в отставку с производством в генералы от инфантерии.

 
Стихийный рост поселка продолжался, что вызывало беспокойство администрации уезда. Чтобы отрегулировать процесс застройки поселка, были запрещены какие-либо строительные работы до утверждения плана и разрешения вопроса о принятии поселка в число заштатных городов.
 
Оживлению торговли способствовало выгодное расположение поселка Арысь на пересечении железной дороги и почтового тракта, который шел в Семиречье через Пишпек, Аулие-Ату, Верный и насчитывал на своем пути 49 крупных населенных пунктов и станций.
 
В 1912 г. на станции  Арысь получилось произвольное поселение, где насчитывалось 3196 жителей и 739 построек. В том же году переселенческим управлением были выделены деньги на постройку каменной церкви для жителей поселка. Вокруг Арыси возникают переселенческие поселки.
 
 
Межевым отделением при Сыр-Дарьинском правлении был составлен проект поселка. Согласно плану было разбито 193 усадебных участка раз-мерами от 106 до 465 саж. , а всего утверждено под застройку 58 га земли. С 1913 г. торговый поселок стал числиться как безуездный город Арысь.
 
Особую роль в судьбе города сыграло решение о строительстве Семи-реченской железной дороги, строительство которой со стороны станции Арысь было начато летом 1914 г., а в октябре 1915 г. открыто временное движение между Арысью и Чимкентом. Начинаясь от станции Арысь, она должна была пройти через Чимкент, Пишпек, Аулие-Ату, Верный до Токмака. Тогда же было намечено строительство на станции Арысь элеватора, холодильника, большого депо и железнодорожных мастерских. Из-за важного узлового положения крупной сельскохозяйственной территории Арыси отво ЦГА РУз, ф. 7, оп. 1, д. 3021 «Доклад о постройке поселка Арысь», 1909 г., л. 3,6, 7. дится роль центра хлопководческого района, развитие которого намечено с осуществления проектов орошения Отрарской степи и долины р. Келес.
 
Таким образом, город Арысь приобретает значение крупного железнодорожного узла, связывающего Среднюю Азию с Сибирью через Семиречье и с Центральной Россией через Ташкентскую железную дорогу. Единственным препятствием развития города являлось отсутствие оросительной воды, хотя р. Арысь проходила всего лишь в 3 км от города. Единственным источником питьевой воды служил артезианский колодец, подававший воду с помощью ветряного двигателя системы «Экклипс»50.
 
Узнав о решении строительства Семиреченской дороги, в город начинают -стекаться желающие устроиться на стройку. Пополняется городская казна за счет значительного по тем временам увеличения цен на земельные участки - до 20-25 руб. за одну кв. саж.51 Свободные городские земели, идущие на продажу, являлись основной статьей дохода городской казны. Город Арысь, возникший на свободной территории, располагал значительными запасами такой земли, что способствовало его развитию.
 
Таким образом, анализируя сложившуюся планировочную структуру города, можно выделить два основных этапа его формирования. Первый связан со строительством станции Арысь; застройка производится вплотную к железной дороге, которая и определяет прямолинейность структуры первых кварталов. Основой их формирования становится пересечение двух основных планировочных осей - параллельной железной дороге и перпендикулярной к ней. В месте пересечения расположена вокзальная площадь, вокруг которой образуется торгово-административный центр.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник С 1913 г. поселок Арысь стал безуездным городом | Karl_M - Дневник Karl_M | Лента друзей Karl_M / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»