• Авторизация


Арыс, Анарыс, Анахарсис 20-10-2014 20:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Казахи более монолитная нация, чем русские": интервью Ильяса Сулейменова» Дата: 18.05.2012 Очень спорный вопрос, тем более, что к казакам (без искусственного х, который придумал Сталин в 1936г) можно отнести любую национальность. По типу джигит, вольный, свободный.  Кстати, наш форум предлагает на официальный сайт Арыс сделать поправку на этот исторический факт.Первый пласт этногенеза казахов. Он соответствует казахской генеалогии, возводящей происхождение к легендарному Арысу, в честь которого названа река и город Арысь в Южном Казахстане, а также к его трем сыновьям - Ак Арысу (старший жуз), Жан Арысу (средний жуз) и Бек Арысу (младший жуз). В целом казахи именуют себя Арыс ел - арийский народ.  [показать]   [показать]   [показать]

Итак про Арысь - Арыс. По поводу названия Арыси - Арыс пишет блогер Каргабаев Мирзабек - исследователь.  По его предположению рождение казахов и сам Казахстан обязан роду Арыса. Значит столицу Казахстана надо перенести в Арысь. Имя нашего города идет со времен сотворения мира. Однако! Мы и не подозревали, что история нашего города уходит корнями так далеко. Мы считаем, что наш город заложили в 1900г., а построили в 1904г. Дальше же сплошная статистика. Ан нет, все не так просто. Оказывается наш город - станция упоминается в 1866г., а это за 34 года до официального "заложили".
В период времени (5 век до н.э.) когда потомки Арыса возглавляли стороны света, кочевые племена саков имели свою отличительную тамгу. Они ее носили со времен Алаша хана, которого кочевники называют предком «алты Алаш», т.е. предком шести народов: казах, киргиз, каракалпак, татар, уйгур и туркмен.
Согласно родословной«Ата шежре» история кочевников Казахстана начинается с Арыса (Анарыс – Анахарсис), который жил в 6 веке до н.э. В тройственный союз саков, которыми управляли Ак Арыс, Жан Арыс и Бек Арыс в свое время вступили племена кочевников, имевших отличительные тамги. Они считали себя детьми солнца и луны и признавали власть Кун би (кун – солнце, би – власть, тюрк.). Не только кочевники (атланты), но и атланты Европы и  Америки признавали власть сыновей солнца Кун (Кинг – король, анг.). Фактически, Кун би (Гераклиды), наместник бога (Тенгри – Зевс) на земле был отцом своих подданных. 

Консерватизм уклада жизни кочевников определил не только постоянство языка и традиции, но и также сверхустойчивость родоплеменного строя. Благодаря этому потомки саков – кочевники Казахстана во все времена помнили свое место в составе Улы Дуз (Ак Арыс ), Орта Дуз (Жан Арыс) и Киши Дуз (Бек Арыс). В трудную минуту почитание традиций помогло восстановить кочевникам тройственный союз своих предков. Через две тысяча лет в 15 веке все кочевые племена так же как и в сакские времена их предки признали Арыса предком, а его сыновей своим отцом.    Тут было все справедливо, кочевники всегда помнили, что они дети солнца и луны, согласно вере предков. Сегодня в составе казахского народа мы найдем носителей тамги Ар (арийцев), Кун (гунов), Алшин (ашина), Берш, Шомекей (шуме и кай) Канлы (кангюй – ючжи, кит. произношение.), Кердери (кедарит) Кипчак  Жалайр (жал –айр), Найман (Нау– Ман), Керей, Телеу (теле), Сармантай- Мурат (сармат), Карпык (карлук) Албан (алан) и т.д. Но мы никогда не найдем среди них Сак, Абыл, Азык, Языги (жазык- поле – половцы) Тюрк, Тургеш, Хазар, Монгол, Казак и т.д.  - которые служили собирательными именами кочевников. Но, каким образом могли образоваться некоторые собирательные имена кочевников, нам подскажет родословная кочевников «Ата шежре» («Туп тукияннан озиме шейн» Казбек бек Тауасар улы).
 
Потомок Арыса Елсау би, который жил в конце 3 го, в начале 2 го в. до н.э. - историческое лицо. Он создал мощную империю кочевников (уйсунов) блогодоря, чему о нем сохранились сведения в исторических хрониках оседлого народа . Кун би и его отец Нан би, которых зафиксировали китайцы в своих исторических хрониках, является потомком Арыса в 14- 15 колене. Соответственно, они родились после Арыса, через  405 лет (15х27 = 405 лет).

Несмотря на различные названия кочевников - бахтяры, уйсуны и канглы они являются потомками Арыса который жил за 400 лет до них. Они также как « монголы» Чингисхана, которые являются потомком Боданчара в 10 – 12 колене, разделившись на два фронта вели борьбу за власть среди соплеменников. Когда погиб уйсун Нан (Дау) би власть в Улы дуз перешла бахтиярам. Со временем, чудом спасшейся Елсау би, при помощи аргунов (гуны) вернул ел (народ) своего отца. После этого недовольные тем, что власть среди кочевников Улы дуз перешел уйсунам, бахтияры и канлы покинули родные края. Их действия ничем не отличается от поступка Жамухи, который до конца своей жизни не хотел признать власть своего анда – Чингисхана. В нашем случае бахтияры и канглы (часть из них) под предводительством своих лидеров покинули родные края навсегда. Бахтияры ушли к персам, а канглы откочевали в низовья Сыр-Дарьи где со временем стали известны как племя канглы.

В период времени (5 век до н.э.) когда потомки Арыса возглавляли стороны света, кочевые племена саков имели свою отличительную тамгу. Они ее носили со времен Алаша хана, которого кочевники называют предком «алты Алаш», т.е. предком шести народов: казах, киргиз, каракалпак, татар, уйгур и туркмен. В истории народов начала первого тысячелетия до н.э. они были известны как, атланты (анты), гадариты, финикияне, киммерийцы, скифы, саки и т.д. В тот период временигеография расселения кочевников было намного шире, чем сегодня, они селились непосредственно вблизи культурных центров Старого Света. Поэтому «полуэллины» на Западе и «белые кочевники» на Востоке, которые находились рядом с горожанами могли занести в оседлую среду тамговые знаки различных племен, которые послужили основой для перехода из иероглифического письма к буквенному. Не случайно древнегреческая мифология считает финикийца Аdm (Адам) основоположником письменности греков. Но, возможно О,Сулейменов прав очередной раз, и история письменности в этом регионе, как часть «континентальной» культуры, развивалась не зависимо от финикиян, т.е у эллин была своя ветка развития языка и письма. В то же время они, могли позабыт корни своей письменности в течение времени. Об этом говориться в «Диалоге» Платона: «…между тем у вас и прочих народов всякий раз, как только успеет выработаться письменность и все прочее, что необходимо для городской жизни, вновь и вновь в урочное время с небес низвергаются потоки, словно мор, оставляя из всех вас лишь неграмотных и неученых. И вы снова начинаете сначала, словно только что родились, ничего не зная о том, что совершалось в древние времена в нашей стране или у вас самих…»

Если история возникновения «слова», и история народов взаимосвязано, то ничего удивительного в том, что «консерватизм» кочевников сохранил «тамговые» знаки континентальной культурной линии связи своих предков до 20 века, среди которых имеются знаки, похожие на те, что в алфавите финикиян, греков и римлян. Кроме этого кочевники сохранили в своей среде титул власти первых царей атлантов - Кун би, которая означала власть сыновей солнца – Кун. ( Кун тегин -потомки солнца). О происхождении титульных слов исходяших от Кун –«солнце», О Сулейменов пишет:  «Солнце – потомок, иначе говоря «сын – солнца» - вод титульное имя, достойное Великого кагана, основателя одной из первых тюркских империи; Кун тегин полно соответствует инкскому Кон Тикки и формой, и содержанием. В языках америдов слово «тек», «тик» означает «род», «племя», «народ». Участвует во множестве этнонимов: ацтек, сапотек, чимулькотек и др» («Язык письма»).

Несмотря, на существующие сегодня аксиоматичные положения предыдущих поколении, О Сулейменов сделал заключение, что «Шумерские и этрусские материалы свидетельствует, что славянские, германские и тюркские языки тех времен (1-ое тысячелетие до нашей эры - авт.), давно вышли из протсостояний и представлены диалектными особенностями, характерными для современных языков» («Язык письма»).

 Новаторские идей О.Сулеменова имеют прямое отношение к истории кочевников (тюков) и славян которые на заре своей исторической судьбы находились на равных условиях с другими народами  континентальной культурной линии связи. Соответственно история языка, как зеркальное отражение действительности судьбы народов, позволить нам переосмыслит  историю не только кочевников, но и других народов. Все это подсказывает нам, что невозможно построить историю прошлого времени без реальной истории кочевников, которые занимали ключевую позицию в континентальной культурной линии связи.

Согласно родословной«Ата шежре» история кочевников Казахстана начинается с Арыса (Анарыс – Анахарсис), который жил в 6 веке до н.э. В тройственный союз саков, которыми управляли Ак Арыс, Жан Арыс и Бек Арыс в свое время вступили племена кочевников, имевших отличительные тамги. Они считали себя детьми солнца и луны и признавали власть Кун би (кун – солнце, би – власть, тюрк.). Не только кочевники (атланты), но и атланты Европы и  Америки признавали власть сыновей солнца Кун (Кинг – король, анг.). Фактически, Кун би (Гераклиды), наместник бога (Тенгри – Зевс) на земле был отцом своих подданных.

Консерватизм уклада жизни кочевников определил не только постоянство языка и традиции, но и также сверхустойчивость родоплеменного строя. Благодаря этому потомки саков – кочевники Казахстана во все времена помнили свое место в составе Улы Дуз (Ак Арыс ), Орта Дуз (Жан Арыс) и Киши Дуз (Бек Арыс). В трудную минуту почитание традиций помогло восстановить кочевникам тройственный союз своих предков. Через две тысяча лет в 15 веке все кочевые племена так же как и в сакские времена их предки признали Арыса предком, а его сыновей своим отцом.    Тут было все справедливо, кочевники всегда помнили, что они дети солнца и луны, согласно вере предков. Сегодня в составе казахского народа мы найдем носителей тамги Ар (арийцев), Кун (гунов), Алшин (ашина), Берш, Шомекей (шуме и кай) Канлы (кангюй – ючжи, кит. произношение.), Кердери (кедарит) Кипчак  Жалайр (жал –айр), Найман (Нау– Ман), Керей, Телеу (теле), Сармантай- Мурат (сармат), Карпык (карлук) Албан (алан) и т.д. Но мы никогда не найдем среди них Сак, Абыл, Азык, Языги (жазык- поле – половцы) Тюрк, Тургеш, Хазар, Монгол, Казак и т.д.  - которые служили собирательными именами кочевников. Но, каким образом могли образоваться некоторые собирательные имена кочевников, нам подскажет родословная кочевников «Ата шежре» («Туп тукияннан озиме шейн» Казбек бек Тауасар улы).

Потомок Арыса Елсау би, который жил в конце 3 го, в начале 2 го в. до н.э. - историческое лицо. Он создал мощную империю кочевников (уйсунов) блогодоря, чему о нем сохранились сведения в исторических хрониках оседлого народа .

Кун би и его отец Нан би, которых зафиксировали китайцы в своих исторических хрониках, является потомком Арыса в 14- 15 колене. Соответственно, они родились после Арыса, через  405 лет (15х27 = 405 лет). . О них Тауасар Казбек бек пишет: «Имя предка был не Дау (Нан) ( дау, нан - большой, огромный, тюрк.), его так назвали за крупное телосложение и богатырский облик. Его настоящее имя Азан, но его так никто не называл. Народ его знал как Дау (Нан). Сыновья Дау (Нан) – Елсау, Жантай. Они родились местности Шулен, около 900 лет до мусулманского летоисчисления».

За четыреста лет потомки известных людей могли в кочевой среде создать сильную родовую ветку. Но для того, чтобы состоялся отдельный род Арыс, необходимо чтобы все его потомки жили кучно под единоначалием своих вождей.  Так как в кочевой среде постоянно происходит движение кочевников (из за селекции родов) обычно эти условия редко выполняются. При этом по разным причинам может меняться само имя рода.

Пример: Сыновья Арыса - Ак, Жан, Бек  в 5 –ом веке до.н.э. возглавили три Дуза (жуз) кочевых племен. Соответственно племена кочевников разделились на детей  Ак Арыс ( Улы Дуз – сторона восхода солнца). Жан Арыс (Орта – центр) и Бек Арыс (Киши – запад). Но в случае распада дузов неизменным атрибутом племени оставался священный знак - родовая тамга, означающая имя племени. После Ак Арыса Великий дуз возглавил внук Ак Арыса Тобей би, которого кочевники считают предком всех кочевых племен Великого дуза.  От него родились двое сыновей Бахтияр и Байтерек потомки которого разделили подвластный народ ( Улы Дуз) на Бахтияров и Канлы (От Байтерека Когам, от него Канлы).  Сегодня потомки Бахтияра и Байтерека входят в состав Великий (улы) дуз (Мы всегда должны помнить, что согласно верованиям тех лет подвластный народ (племена кочевников) считали Кун би (сын солнца) своим отцом, так же как и себя детьми солнца и луны).

Но, через одно поколение Уйсун (примерно в 4 веке до н.э.), потомок Бахтияра  возглавил Великий (улы) дуз и все племена кочевников которые входил в состав союза стали называться уйсунами (так их называли соседи). Но потомки Канглы  которые свои род ведут от Байтерека (брат Бахтияра) у себя дома могли себя называть Канглы и как потомок Ак Арыса входить в состав Великого Дуза (Великие иози, кит. произношение), что соответствует родословию кочевников. Примерно такая родоплеменная раскладка существовала в среде кочевников Улы (великий) дуз (жуз), во времена Елсау би (Кун би) известный китайцам как император уйсунов. ( Елжау, Кун мо, Кун ми, Кун ди).

В период времени о котором мы ведем речь, племена кочевников Улы дуз были разобщены. Потомки Уйсуна, которые составляли родословную ветку «улкен уй» (прямые потомки - старшая ветка) называли себя уйсунами. Потомки Бахтияра (другие дети Бахтияра – младшая ветка) называли себя бахтиярами (бактрицы). Потомки Байтерека (канглы) называли себя канглы. В такой обстановке когда имелись различные группировки претендентов на власть в Улы дуз произошла история связанная с Елсау би, которую зафиксировала китайская хроника. Так как  китайские первоисточники не отражает полную картину, мы приведем эту историю согласно «Ата шежре» кочевников:

 «Елсау и Жантай, сыновья Дау (Нан) родились за 900 лет, до мусульманского летоисчисления, в местности Шулен. Из-за вражды между братьями, Дау (Нан) был убит, кем-то, из близких ему людей. Оставшихся сиротами после него двух сыновей взял под свою опеку Боже, близкий родственник отца. Тут я хочу сказать, что в народе сохранился различные предания о Елсау би. Среди них есть предание, что его вскормили молоком  волчицы.

Старшему Жантаю было 7 лет, младшему Елсау полтора года, когда родственник отца Боже пытаясь спасти, спрятал сирот в снопе прошлогоднего сена у подножия горы подальше от жилища людей. Он приходил туда ночью с пищей. Однажды в убежище застал одного семилетнего Жантая, который сказал ему:« Волк уташил -Елсау ». Оказывается, враги, которые везде искали сыновей Дау, нашли в горах двух котят барса, которых забрали с собой. После этого жители аула потеряли покой. Все собаки, почувствовав запах барса, каждую ночь с лаем стали кружит возле дома Корки, принимавшего участие в смерти Дау. Чтобы избавиться от шума, он через пару дней, выбросил котят на улицу, которых загрызли собаки.

В свою очередь Барс несколько ночей кружил по ночам возле аула….

Боже тоже искал ребенка. Он пытается найти хотя бы его кости, чтобы похоронит. Вдруг, он увидел Барса вышедшего из - за скалы. Боже, от отчаяния бросился на него с криком. Животное, как будто испугавшись человека, ушло в сторону, покачивая выменем. Боже уже немолодой, с трудом взобрался  на то место и обнаружил там где стоял барс, в проеме скалы спящего ребенка. Ощупав живот младенца, он понял, что тот не голоден. Тут его оценило, что ребенка вместе своих детенышей кормит молоком барс.  В течение пяти суток ребенок питался молоком зверя.

Я не могу утверждать, что это неправда. У жителей Алатауских гор, схожие случаи происходили и в наши дни. Наверное, отсюда поговорка: « Детенышей барса с логово не бери, иначе ребенка своего береги»…

 Елсау, которого вскормил барс, когда повзрослел, с помощью аргунов вернул свой ель (народ). Живя, среди аргунов, он научился искусству ведения войны. Среди них находились не мало таких, как он беженцев. В скором времени среди беженцев  собрал достаточную силу, чтобы вернуть свой ел (народ).

В те годы не было единства у народа. По этому многие потомки Бахтияра, ушли в Иран. Чтобы вернут их, Елсау напал на земли саков. Хотя он одержал победу, но не все вернулись на родину. Сегодня в Иране живут «бахтияры», они потомки, наших предков, которые ушли туда, 1800 лет назад .(примерно в 2-ом веке до н.э. – авт.)  В те годы наши предки обитали по берегам реки Или, восточнее и западнее берегов Кокше тениз (Синее море, тюрк. – это название озера Балхаш), также предгорье Алатау. В годы правления Елсау би народ возвысился и стал многочисленным. В случае нужды могли мобилизовать 100 тыс. всадников. Обретавший покой народ в знак благодарности стали  Елсау би величать - Кун би (титул власти Солнца).

…Народ стал сильным. По этому китайцы стали против них, строить свои козни. Они всегда предпочитали иметь соседями слабых разобщенных,  чтобы держать их в узде. Для ослабления силы кочевников китайцы сеяли межродовую вражду и травили их друг на друга. Таким образом, им удалось разбит единство Улы (великий) дуз. Племена канлы, бахтияры отделились от уйсунов.

Наш предок Елсау взял себе в жены Умай – дочь аргына Аспара. Но и китайцы дали ему в жены девушку.

Дочь аргунов – Умай, наша мать родила 13 детей. В целом от пяти жен Елсау имел 23 потомства. Из них 10 сыновей были для него опорой власти.

Нулы был самым старшим из десяти. За ним шел Дулы, потом Ерте, Кек, Бер, Конбес, Шор, Калыш, Дур, Колби. Наш предок оставил после себя многочисленный род среди них Калыш стал ханом.

Наш предок Нулы, отказался от предложенного ему трона соседнего народа. Это право по его наставлению перешел следующему после него брату Дулы. Остальные восемь братьев обиделись и сказали: «Счастье которое выпало тебе, ты откинул ногой. Если так, почему не дал нам шанс, взять это». Обидевшись, они вместе с родными откочевали в предгорье Алатау.

Дулы, по достоинству оценил поступок своего брата. Каждый раз он заходил к Нулы справиться о здоровье и пожелать ему спокойной ночи. Известный в истории Естем (Истеми) каган, который создал объединение «Урби» против жужан, был потомком Дулы. Его орда, находилась восточнее Барсагана в Куясты. Он в течение 50-ти лет, обходил земли казахов, пока не очистил их от врагов.

…Наш предок Нулы, ушел в иной мир при жизни отца. Хотя умер в 22 летнем возрасте, но оставил после себя четверых сыновей: Абыл, Албан, Азык, Санжар (Жонше нар). Ушедшего из жизни в юном возрасте Нулы, с почестями похоронили в  Уч – Караш. После этого у Елсау здоровье резко пошатнулось…

От трех сыновей Нулы образовалось три народа: От Абыл – Абыл ел, от Албан – Албан ел, от Азык – Азык ел. Все они подчинялись центральной власти Санжара» («Туп - тукияннан озиме шейн» Шапрашты Казыбек бек Тауасар улы).

 Исторические события, связанные состановлением Елсау би как лидера кочевых племен, напоминает историю Чингисхана в «Тайной истории». Елсау би уйсунов, так же как Чингисхан в детстве, чудом спасается от неминуемой смерти. В обоих случаях их врагами выступает их близкие родственники. Но, в то же время в родственных связях заключается секрет живучести «монгола» Чингисхана и уйсуна Елсау би. По сути обе исторических события происходят в пределах территории конкретного племени. Поэтому, рассказчик пытается донести до слушателей все нюансы происходящих событий, которые обычно не интересует представителей других племен. Казбек бек прямой потомок Елсау би в 69 колене, на основе семейной реликвии, каковым является историческая хроника  «Ата шежре» написал реальную историю своих предков. Несмотря на различные названия кочевников - бахтяры, уйсуны и канглы они являются потомками Арыса который жил за 400 лет до них. Они также как « монголы» Чингисхана, которые являются потомком Боданчара в 10 – 12 колене, разделившись на два фронта вели борьбу за власть среди соплеменников. Когда погиб уйсун Нан (Дау) би власть в Улы дуз перешла бахтиярам. Со временем, чудом спасшейся Елсау би, при помощи аргунов (гуны) вернул ел (народ) своего отца. После этого недовольные тем, что власть среди кочевников Улы дуз перешел уйсунам, бахтияры и канлы покинули родные края. Их действия ничем не отличается от поступка Жамухи, который до конца своей жизни не хотел признать власть своего анда – Чингисхана. В нашем случае бахтияры и канглы (часть из них) под предводительством своих лидеров покинули родные края навсегда. Бахтияры ушли к персам, а канглы откочевали в низовья Сыр-Дарьи где со временем стали известны как племя канглы. Бахтияры которые раньше состояли в содружестве Улы жуз ( великие иози), были известны соседям как уйсуны. Вдали от родины они стали себя именовать бахтиярами, т.е бактрицы. Это связано с тем, что бахтяры не могут быт потомком Уйсуна, каторый в свою очередь приходиться внуком, тому же Бахтияру. По меркам кочевников все они братья. Но несмотря на это бахтияры опровергли власть своих братьев и покинули родные края. Примерно так, происходить селекция внутри родов, а покинувшие родные края кочевники в чужих краях, могут получит новое имя. В наше время тюркологи бахтияров (уйсуны тоже бахтияры) причисляют к персам или кочевникам которые появились «неоткуда».

Казбек бек который жил в 18 веке и никогда не имел представления о существовании ирано-язычных бактрицев. Но он согласно исторической хронике «Ата шежре» приводить историю бахтияров:

«В тринадцатом году своего правления Майкы би, через посыльных, вызвал, к себе Аяз бия, и дал короткое распоряжение:

-- Приказ войскам – сказал Майкы би. Собери до вечера всех в округе, кто способен носить оружие и всех кто способен сесть на коня, и пусть у них в руках будут длинные шесты. Завтра рано утром они должны стоять у подножия горы Казыкурт. Остальное будет ясно, вечером!

После обеда пришел гонец с южных рубежей границы, это случилось в 682 году до мусульманского лето исчисления (60 г. до н. э.). 20 тыс, войнов врага, стояли в горах Ор. К вечеру пришел посол Кызылбасов (Персов) Нокур, с сотней войнов. Его послал царь Сасанов (Сасаниды) Зиядин, победивший Артабана. Победитель меж усобицы персов, теперь хотел покорить страну Абыл ель. Майкы, всю ночь угощал Нокура, по их словам он понял, что нужно подчиниться, иначе они добьются своего силою оружия. Рано утром вставшему с постели послу Майкы би сказал: «Раз решили нас себе подчинить, на прощание взгляните на нашу землю с высоты Казыкурт». Когда они взобрались на самую высокую точку, посол изменился в лице. Там внизу, у подножия Казыкурта, с Восточной стороны, в обозримом пространстве, стояли всадники. Все стояли с оружием в руках готовые к бою. Майкы би сказал коротко: «Передайте своему царю привет».

На второй день, среди войска персов, стоявших на границе возник бунт. Инициатором был известный Рахат батыр сын Бека. Он сказал «Бахтияры не пойдут против Бахтияра». В те года все Уйсуны, где бы они не жили, у них был боевой уранБахтияр…». («Туп тукияннан озиме шейн». Казбек бек Тауасар улы.)

Так было всегда, волна кочевников сражались с волной кочевников, которые шли следом за ними. Кто был первым, не хотел отдавать без боя то, что они успели приобрести в новых землях. Прав М.Аджи, Каталунской битве сражались кочевники между собой, прислужники разной власти.

История, которую рассказал Казбек бек, происходила на территории Казахстана в начале нашей эры. К этому времени Бахтияры успели обосноваться на территории Персии, и тем не менее через два столетия они помнили свои корни: «Бахтияры не пойдут против Бахтияра». По всей видимости кочевники тоже хорошо знали  Бахтияров если выдают конкретные сведения: «Известный  Рахат батыр сын Бека».

Так же, в 7-ом веке когда был создан Тургешский каганат (приемник Западно Тюркского каганата), кочевники помнили свою родословию. Ударную силу каганата составили потомки Нулы бия (старший сын Елсау – Кун би), которые вошли в состав объединения «он ок нушиби» (десять стрел нушиби), т.е  десять стрел потомков Нулы бия. Так же потомки Дулы (второй сын Елсу би) составили «он ок Дулы», т.е. десять стрел потомков Дулы. Согласно родословия «Ата шежре» они являются сыновьями Елсау бия (Кун би), который жил 2-ом веке до н.э. В силу обстоятельства сложившейся в Западном тюркском каганате они были  вынуждены сконцентрировать свои силы по признаку родства согласно «Ата шежре». Соответственно на исторической арене появились, как будто «неоткуда» кочевники «нушиби» и «дулы», во главе которых стоял Тургеш, сын Байдибек бия. После развала каганата тюрков, как было не раз в их судьбе, кочевники очередной раз разошлись по своим кочевьям, имея при себе родовые тамги и название племени. В период возвышения Западно Тюркского каганата, Байдибек би при помощи потомков Нулы и Дулы правил землями ране называвшимся Абыл ел и Азык ел. После переименования кочевников Нулы ел, Дулы ел, потом Тургеш ел старинное имя народа Абыл ел Азык ел стерлась с памяти народа. Эти собирательные имена кочевников, так же как Тургеш, Бахтияр не имели отношение к тамгам кочевников. Согласно родословия «Ата шежре» Байдибек би  является родоначальником современных уйсунов. По крайнем мере в период власти Байдибека (7- в.н.э.) и его внука Тургеш состав уйсунов Улы Дуз (жуз) был реорганизован. Сперва они разделились на потомков Нулы би и Дулы би, а потом после развала каганата Тургешей, разделились согласно тамговых знаков своего племени на сегодняшних Жалайр, Шапрашты, Дулат Ошакты Албан Суан и т.д. В период создания Казахских дузов (16 век) племена кочевников, которые составляли ударную силу Тургешского каганата, признали Байдибек бия своим родоначальником, так же как Арыса (Анарыса - Анахарсиса) родоначальником всех кочевых племен Великой Степи. Ура - ном (боевой клич) Улы (Великого) Дуза является имя общего предка Бахтияр. Ещенедавно, ввойне с Жунгарами (17 - 8 в.в.), всадники Великого  Дуза(Жуза), входили в битву, с именем предка в устах – Бахтияр.

Костяк кочевых племен, входящих в Улы Дуз, сохранили географическое расположение своих предков - саков. В силу чего, среди них в неизменном виде сохранился древние традиции народа. К такому обычаю можно отнести традицию деления племени на цвета: ак (белый) или куба (белый), ал (красный), кара (черный) и сары (желтый). Такая традиция могла возникнут в период существования континентальной культурной линии связи атлантов. В результате обитания в различных регионах планеты племена кочевников могли иметь кроме священных знаков (тамга) и отличительную окраску цвета кожи. По этому в историографии можно найти следы кочевников, которые делились на цвета. Например: «ала уйсун» (красный уйсун), «сары уйсун» (желтый уйсун) и «кара уйсун» (черный уйсун). Кипчаки тоже делили себя на цвета. В период рассвета кипчаков (11 – 12 в.в. н.э.). они были известны своим соседям как белые (куба) и черные (кара) кипчаки. По имени куба кипчаков образовались команы (куба кипчаки) Черноморского побережья и кубанские казаки.

Кочевники не утруждали себя поиском новых систем управления и при случае выгодно пользовались традициями предыдущих поколении. В период Великих  Тюркских каганатов, когда возникла необходимость управлять территорией «вселенного» масштаба они разделили подвластные территории, так же как и предки в сакские времена, на Восток ( Улы бет – Великая сторона, отсюда Великий Тюркский каганат) и Запад (Батыс). Сами кочевники, в силу «консерватизма» сохраняли в своей памяти мировоззренье своих предков. В обстановке религиозного бума середины первого тысячелетия нашей эры, кочевники как в начальный период развития человечества разделились на детей  луны- огуз (огуз – бык,тюрк.) и солнца -сиыр (сиры, сиыр – корова, «корова – убитая луна»,тюрк.). Символом объединения кочевников служил религия «континентальной» культурной линии связи кок Тенгри,- как  следующая  ступень мировоззрения  детей луны и солнца. Таким образом вера предков сыграла определяющую роль в создании мошной Тюркской державы кочевников. (каганат истинной веры) против жужан - поклонников Будды.

Темир хан (Темучжин) тоже не стал тратить время на поиски особых привилегий власти. Когда предводители кочевых племен тюрков в 1206 году на курултае предложили ему власть Востока (Шигис), он принял титул тюрков  и стал Шигис каганом (Чингис хан). Его внук Сайн, которого в 1236 году избрали предводителем похода на запад (батыс – запад,тюрк.) стал Батыс хан (Батый). Выросшие на традициях своих предков, кочевники Казахстана в 16 веке создали последнее объединение кочевников Великой степи – три Дуза (Жуза) Казахов.

Арыс (Анарыс) был родом из племени «царей скифов». Его потомки в течение двух тысячелетий занимали ключевую позицию в Великой степи. В конечном итоге в 16 веке кочевые племена, которые считали себя «детьми» Арыса объединились под началом Казахских ханов. В состав последнего объединения кочевников вошли представители племени «царей скифов», которые согласно «консерватизма» кочевников сохранили в своей среде тамги времен Алаша хана.

  [показать]                

 

 

    От автора

 

Задачей публикуемых материалов не является возвеличивание прошлого кочевников, тем более она не ассоциируется с сегодняшней незавидной ситуацией, в которой оказались потомки бывших кочевников. Скорее всего это результат не согласия с научной мыслю 19 века, благодаря которой ученные легко и просто  выводили этнический состав кочевников, без учета традиции народа. Вывод был таким, что культурные достижения оседлых народов были выше, чем у кочевников, в связи с чем, не признавались устные и письменные сказания  и предания (родословие) народа. Этот вывод и породил слабость историографии в целом как отрасль науки. В отличие от нас «отец» истории Геродот свою «Историю» писал на основе преданий, сказаний которые существовали среди народа. Несмотря на это , никто из его современников такой труд не ставили под сомнение.

Что касается «Тайной истории»,  автор хроники писал историю Жалайров, которые жили по соседству с племенами кочевников Найман, Керей, Абак керей (мерктиы), Конрат и т.д. Они все были не только тюрками, но и родственниками. По этому автор подробно описывает родственную связь кочевников, но в то же время ни разу не пытался определит этнический состав родов и племен. Он просто не видел среди них чужих. Геродот точно так же как и автор «Тайной истории» не описывает этнические корни народов и племен, населявших регионы Средиземного моря. Это говорит нам, что он писал историю народов, которые имели общие корни. Фактически все они были бывшими охотниками «континентальной» культурной линии связи. В процессе освоения континентальной Европы они вливались в состав местного населения, которое в культурном плане могли находиться ниже, чем они, т.е. они могли быт «лунопоклонниками». В процессе культурного взаимодействия пришельцев с местным населением, которые находились в состоянии «островного» культа, возникали опорные центры сообщества различных культур, которые со временем приобретали статус города – государства. О них всегда имелись сведения у тех, которые постоянно находились в «континентальной» культурной линии связи. Когда скифы сообщили Геродоту, что «народ их моложе всех», они имели в виду, что они стали такими же, как и другие племена. которые основались в Старом Свете раньше. Оргонизовать свое царство для них означало стать народом такими же, как и другие племена охотников, которые имели свое государственное образование.

В период 1-2 тысячилетий до нашей эры, когда в процессе вулканических извержений (катастрофа Атлантиды) разорвалась "континентальная" культурная линия связи, содиняюшая Азию с Америкой, скифы еще не имели статус "кочевников", т.е. они еще не успели освоить верховую езду на лошади. По этому первая волна "людей моря" (атланты) осваевали континенты Старого Света без конницы. Они и были зачиншиками создания культурных центров Средний Азии и Средиземного моря. Следом шли другие представители "континентальной" культурной линии связи (скифы), которые сохранили традиции кочевого образа жизни (охотников) блогодоря освоению верховой езды на коне. Во времена Геродота эллины уже имели культурные центры в регионах Средиземного моря и успели позабыть прошлую жизнь охотников. Но, эллины, которые жили на границе со скифией, помнили предание своих предков, которые передали Герадоту: "... Эллины же, что живут на Понте (на Босфорском проливе), передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту, тогда еще необитаемую  страну (теперь, ее занимают скифы - авт.). Герион жил далеко от Понта, на острове Океане, у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда - то Геракл прибыл в так называемую страну скифов. Там его застала непогода и холод. Закутавшись в свинную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли...".

Если отбросим некоторые условности евроцентристов, то согласно описанию эллинов страна, откуда прибыл Геракл, находиться там, где восхдит солнце, т.е. на Востоке! Вот в этом заключается главная ошибка евроцентристов, которые по сегодняшнии ден не могут создать реальную картину прошлого народов. Отделив Европейскую культуру от обшего "большого" Востока, мы исказили реальную картину культурного развития народов населяюших нашу землю. В этом заключается суть слабости сегодняшней историографии не только кочевников, но и народов Европейского континента.

Знатоки функционального мышления организма человека утверждают, что творческая мысль рождается там, где возникает проблема, которую необходимо решит. Таких проблем, возникших из - за отрицания образа жизни кочевников, в историографии накопилось  немало. возможно, это послужило причиной создания истории кочевников, которая отвечало бы требованиям времени.  Об этом же нам говарит Клод Левии Стросс: "Мировая цивилизация не может быт в мировом масштабе ничем, кроме как коолицией культур, каждая из которых сохроняет свою самобытность".

  

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Арыс, Анарыс, Анахарсис | Karl_M - Дневник Karl_M | Лента друзей Karl_M / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»