«Бог есть любовь, говорит апостол Павел, и только любовью может быть понята вся тайна Креста Господня», — убежден патриарх. «А если Бог есть любовь, то спасение — в любви»
Установление праздника связано с событиями IV века, когда святой равноапостольный Константин Великий сделал прежде гонимое римскими императорами христианство государственной религией империи. Вскоре после этого мать Константина — святая равноапостольная царица Елена — отправилась в Иерусалим с целью обрести величайшую святыню христиан — Крест, на котором страдал и умер Спаситель.
Узнать место нахождения крестов, на которых были распяты Иисус Христос и два страдавших вместе с ним разбойника, святая Елена смогла только после долгих поисков. Крестная смерть считалась в евангельские времена величайшим позором, и после свершения казни кресты, как правило, зарывались в землю.
Когда святая Елена обнаружила три креста, то внешне они совершенно не отличались друг от друга. Крест Христа удалось определить по тому, что от святыни сразу же стали происходить чудеса. Недалеко от места раскопок проходила погребальная процессия, и при возложении на умершего Креста Господня мертвец ожил.
Чтобы множество людей, собравшихся к месту обретения святыни, смогли увидеть ее, патриарх Иерусалимский Макарий и другие духовные лица стали высоко поднимать — воздвигать, как говорили раньше, Крест. Отсюда и произошло название праздника.