Есть в истории русской культуры люди, которые не смогли полностью реализовать свой богом данный талант: мешали или личные обстоятельства или же властная система, под присмотром которой находился постоянно человек. Танцовщик Большого театра Александр Годунов как раз из таких талантливых людей. 28 ноября 2009 года ему бы исполнилось всего-то 60 лет, но к сожалению, в возрасте 46 лет его не стало. Александр Годунов был звездой Большого театра, именно здесь он станцевал свои самые лучшие балетные партии Тибальда, Спартака, Вронского, Хозе, Ивана Грозного... Ему присвоили звание заслуженного артиста, уже подписывали бумаги на народного, когда вдруг его жизнь волею судьбы круто изменилась... Но обо всем по порядку и поможет в этом (с небольшими сокращениями) статья об Александре Годунове из журнала "Биография" за 2007 год.
"Александр Годунов был могуч, горделив, высок. Сноп соломенных волос, делавший его похожим на скандинава, полыхал на ветру годуновского неповторимого пируэта. Он лучше танцевал, чем держал партнершу. Человек был верный, порядочный, совершенно беззащитный, вопреки своей мужественной внешности".
Александр Годунов
Александр Годунов хотел стать военным, как отец. Саше было три года, когда родители разошлись, и мама, Лидия Студенцова, с двумя сыновьями переехала с острова Сахалин в Ригу. С тех пор отца Саша не видел. Лидия Николаевна отдала сына, мечтавшего о суворовском училище, в хореографическое. Его приняли, хотя для своих лет он был очень низкорослым. Таким же невысоким был только еще один мальчик в училище - десятилетний Миша Барышников. Они подружились. Вместе придумывали способы, как подрасти: литрами пили томатный сок, спали на полу. Росту это им не прибавило, зато они стали лучшими танцорами училища.
К семнадцати годам всего за одно лето Годунов как по волшебству вытянулся на тринадцать сантиметров. По окончании училища статного красавца с льняными волосами пригласил в Москву Игорь Моисеев - и не в ансамбль народного танца, а в элитную группу "Молодой балет". Оттуда он перешел в Большой театр. Барышников (он так и остался невысоким) завидовал другу. Его взяли в не самый тогда популярный Кировский театр.
Александр Годунов и Людмила Власова
Первой Годунова заметила одна из ведущих балерин Большого театра Людмила Власова. Они познакомились на закрытом просмотре фильмов "Трапеция" и "Озорные частушки", в которых Власова принимала участие как актриса. "Он был в красивом замшевом пиджаке, и... у пиджака болталась пуговица, - вспоминала она. - Я говорю: "У вас болтается пуговица". А он спросил, не пришью ли я ее? Может быть, когда-нибудь... - сказала я". Александру в то время исполнился 21 год. Замужняя Людмила была на семь лет старше. Они начали встречаться. Вскоре Людмила ушла от состоятельного мужа и перебралась в маленькую однокомнатную квартиру Годунова. Саша получал скромную зарплату танцовщика кордебалета. "Он безумно переживал, когда мне приходилось продавать какие-то вещи, - рассказывала Людмила. - Однажды он сказал: "Я добьюсь всего... Ты будешь иметь все".
Александр Годунов в балете "Лебединое озеро"
Молодого танцовщика пригласила в партнеры Майя Плисецкая. Артистам ее уровня позволялось самим выбирать, с кем танцевать. Их первая совместная работа, "Лебединое озеро" в новой редакции Юрия Григоровича, сразу же сделала Александра звездой Большого. Публика стала ходить "на Годунова". Молодого премьера плотно опекали представители КГБ. Как-то потребовал, чтобы ему увеличили вдвое жалованье, иначе он не будет танцевать. Шаг для артистов Большого театра неслыханный. Но ему удалось добиться своего.
Со временем у Годунова с Плисецкой отношения испортились. Говорили, из-за того, что, не выдержав ранней славы, он начал пить. Плисецкая боялась, что во время спектакля он попросту ее уронит. Для балерины самое важное качество танцора - это "удобные руки". Несколько раз Александр уже "заваливал" Майю. В конце концов она решила отказаться от партнерства с ним. Сделала она это очень деликатно, зная, что Саша не смог бы пережить даже намека на "профнепригодность". Чтобы не танцевать с Годуновым "Лебединое", Майе пришлось убрать спектакль из собственного репертуара.
Популярность Годунова росла в том числе и за границей. Иностранные театры постоянно приглашали его к себе, и на всех гастрольных афишах Большого непременно объявлялась фамилия Годунова. Однако с некоторых пор, когда труппа приезжала за рубеж, Александра в ее составе не оказывалось. Его отсутствие объясняли "неожиданной болезнью". Годунов стал "невыездным" в 1974 году. КГБ боялся, что он повторит судьбу своего друга, Михаила Барышникова, который в июне того года во время гастролей в Торонто отказался вернуться в СССР. Барышников весьма успешно работал в Америке. Годунов считал, что может достичь большего.
Балет "Анна Каренина" - Майя Плисецкая и Александр Годунов в роли Вронского
"В партии Вронского со мной снимался Годунов, - рассказывала Плисецкая о съемках фильма-балета "Анна Каренина", проходивших в том самом 1974 году. - Когда фильм уже домонтировался, мы, не дождавшись финиша, уехали в очередной американский тур. В самолете Саша сказал мне, что не намерен более возвращаться в СССР. "- Но тогда наши съемки "Анны" пропадут. Подожди, пока фильм выйдет на экраны. А там... В следующий раз останешься..." Саша Годунов был человеком слова: "Хорошо. Подожду. А может, в следующий раз - вместе?.. И это слово Годунов сдержал".
Его участие в американском турне 1979 года не планировалось. Тем более что в гастрольной труппе была его жена. Советская власть выпускала семьи за границу в редчайших случаях. Но неожиданно американский импресарио заявил, что без Годунова гастроли Большого не состоятся. Отказываться от миллионов долларов, которые зарабатывали артисты для советской родины за границей, чиновники не хотели. "Потенциального невозвращенца" вызвали на беседу в Министерство культуры. "Обрабатывали" Годунова сразу два замминистра - Василий Кухарский и Юрий Барабагл. Посулили роскошную квартиру, звание народного артиста СССР и массу поездок - по возвращении на родину. Он даже не делал вид, что верит им.
19 августа 1979 года Годунов, станцевав свой последний гастрольный спектакль "Ромео и Джульетта" в "Метрополитен", вышел из нью-йоркской гостиницы "Мэйфлауэр". Утром следующего дня в New York Post появились фотографии Годунова и сообщение о том, что после Барышникова, Нуреева и Макаровой еще одна звезда советского балета осталась на Западе.
Сопровождавшие артистов "официальные лица" начали настойчиво интересоваться у Власовой, что она собирается предпринять, чтобы вернуть Сашу в Москву. "Отправьте меня домой", - в конце концов попросила Людмила. Ее вывели из гостиницы через подземный гараж и привезли в советское консульство. Было принято решение отправить балерину пятичасовым рейсом Аэрофлота в СССР. Срочно вызванный заместитель постоянного представителя СССР при ООН Игорь Макеев сопроводил Людмилу до трапа.
Представители ФБР, поднявшиеся на борт самолета, потребовали, чтобы Власову выпустили на нейтральную полосу, где бы она лично подтвердила или опровергла свое решение. С точки зрения американцев, ситуация выглядела однозначно: муж выбрал свободу, а русские удерживают жену насильно. Когда Власова отказалась покинуть самолет, американцы заявили, что задерживают рейс. Вместе с Людмилой на борту находились 112 пассажиров. В Нью-Йорке стояла 35-градусная жара, в самолете были отключены кондиционеры. Три дня американские власти не разрешали вылет рейса SU-316. У окна первого салона среди пустых кресел сидела Людмила Власова, к ней никого не пускали. Все эти три дня на взлетной полосе в маленьком микроавтобусе с затемненными стеклами находился Александр. Он надеялся, что ему дадут возможность встретиться с женой. На третий день Людмила в присутствии официальных лиц подтвердила свое решение. В пять часов вечера SU-316 вылетел в Москву.
Как ни странно, для всего балетного мира эмиграция Годунова стала неожиданностью. Барышников отговаривал Годунова от этого шага - они встречались незадолго до побега. "Миша специально прилетел ночным рейсом, а утренним улетал, потому что у него были гастроли, - рассказывала Людмила Власова. - Я видела, что он очень волновался, и когда Саша куда-то вышел, он сказал: "Мила, не надо вам оставаться". Я говорю: "А кто тебе сказал, что мы остаемся?" Годунов тогда решил, что его друг просто опасается конкуренции. Но именно Барышников предоставил ему работу и чуть не поплатился за это постом директора крупнейшей в США балетной труппы "Американский балетный театр". Он сразу же предложил Годунову контракт - 250 тысяч долларов в год. Недовольная слишком большим гонораром новой звезды, труппа объявила 6-месячную забастовку. Целых полгода Годунов не мог выйти на сцену.
Первое выступление Годунова состоялось в Чикаго. Полугодовой простой и де-прессия не прошли бесследно. "Он сделал ошибку в па-де-де в "Дон Кихоте", - писал Льюис Сегал, известный балетный критик, - и настоял, чтобы оркестр вернулся к тому же месту, и перетанцевал без ошибок. Но проделал это блестяще..."
Отношения с труппой у Годунова не сложились. "Когда он пришел, вся женская половина была в восторге, такой красавец, высоченный, белые волосы, волевой подбородок, - рассказывала Чернышова. - Несколькими месяцами позже его стали ненавидеть. Все разрывалось у него внутри, он не приживался к Америке".
За год службы в Ай-Би-Ти Годунов не сумел отработать свой гонорар - он "не собирал зал". Хотя публика его любила, и список поклонниц Годунова возглавляла Жаклин Кеннеди. Барышников предложил другу изменить репертуар: перейти с русского классического балета на современный американский.
Одна из репетиций Александра Годунова
Чтобы танцевать современный балет, 30-летний Барышников "перековывал" каждую мышцу, занимаясь по восемь часов в день. Годунов из гордости переучиваться отказался, и контракт с ним не продлили. Отказался он и от предложения легендарного Мориса Бежара, с которым мечтали работать все звезды балета. Бежар был готов заниматься с Годуновым и обещал, что научит того любить современный балет.
Репетиция адажио из балета "Жизель" - Александр Годунов и Наталья Макарова
После размолвки с Барышниковым Годунов с помощью Елены Чернышовой собрал собственную балетную компанию, "Годунов и друзья". Никто не ожидал, что за первые же полтора месяца гастролей по американской глубинке он заработает больше миллиона. Еще меньше ожидали коллеги, что после успешных гастролей в Аргентине, Израиле и Японии Годунов решит круто изменить жизнь. В самый разгар кризиса его отношений с Барышниковым знаменитая актриса Жаклин Биссет посоветовала танцору, к которому была неравнодушна: "Живя в Америке, имеет смысл штурмовать только те высоты, что носят название Голливудских холмов". Годунов отнесся к совету Биссет чрезвычайно серьезно. Впрочем, Жаклин настаивает, что решение уйти из балета и стать актером Александр принял сам.
Александр Годунов с Жаклин Биссет
Роман русской и американской звезд не остался незамеченным: фотографии Александра и Жаклин стали появляться на обложках журналов. Годунов переехал в Лос-Анджелес. Пресса называла их одной из самых красивых пар Голливуда. Он стал сниматься в кино. За десять лет Годунов снялся в восьми фильмах, в том числе и в "Крепком орешке". Для "русского Голливуда" это был рекорд. Александру этого было мало. Его по-прежнему приглашали только на роли второго плана, и он перестал делать вид, что ему это нравится. Прожив восемь лет вместе, Александр и Жаклин расстались.
У Годунова началась депрессия. Он не выходил из своей квартиры. Отказывался от ролей. Исключение сделал только для эпизодической роли в фильме, который снимали в Будапеште, - оттуда он смог выбраться в Ригу, чтобы повидать маму и брата. Он много ждал от этой встречи. Надеялся, что мать сообщит о его приезде отцу. Все получилось как нельзя хуже. Отец не приехал. Мать заявила, что сына у нее нет. А брат попросил денег и машину. Александр купил автомобиль, дал денег и уехал. Вернувшись из Риги, он запил.
Александр Годунов
Александр Годунов умер в своей квартире. Его обнаружили на третий день после смерти сидящим в кресле. По завещанию прах танцовщика должен был быть разделен на три части и отдан близким ему людям. Но... прах исчез... Он "не прижился и умер от одиночества" - так написал в некрологе на смерть А.Годунова И.Бродский...
"Кармен сюита" - Майя Плисецкая и Александр Годунов