• Авторизация


МИХАИЛУ КОЗАКОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 75 лет... 17-10-2009 16:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

  [500x592]

Михаил Козаков с книгой "Серебряный стрелецю Поэзия-2008". Лос-Анджелес. Май 2009

 

[207x53]РИА Новости

Народный артист России Михаил Козаков отмечает 75-летний юбилей

Сюжет: Михаил Козаков отмечает 75-летие

 
 
 

 

10:15 14/10/2009

 МОСКВА, 14 окт - РИА Новости, Наталия Курова. Блистательному актеру, режиссеру, чтецу, народному артисту России Михаилу Козакову в среду исполняется 75 лет.

"Я не придаю никакого значения юбилею, - сказал в интервью РИА Новости Козаков. - День рождения будет моим обычным рабочим днем. Вечером сыграю спектакль, который сам и поставил, "Любовь по системе Станиславского", а по окончании пойдем с женой домой".

Отмечать публично свой юбилей Козаков не собирается, а что касается семьи, то, как сказал Михаил Михайлович, они найдут удобное для всех время, чтобы собраться вместе.

По словам Козакова, он сейчас, как впрочем и всегда, весь в работе: ставит спектакли, сам играет в театре, не бросает кинематограф, выступает с концертными программами. Работа, по признанию Михаила Михайловича, для него всегда была главным. И здесь ему определенно везло с самого начала. Выпускник школы-студии МХАТ, он свою самостоятельную актерскую жизнь начал с роли Гамлета в театре имени Маяковского у выдающегося режиссера Николая Охлопкова, который тогда возглавлял этот театр. Эту роль, о которой мечтали и мечтают величайшие артисты мира, Козаков сыграл в 22 года.

Сам он считает, что избалован "судьбой". Одно только перечисление ролей, сыгранных им, говорит о многом: Сирано де Бержерак Ростана, Кочкарев из гоголевской "Женитьбы", Дон Жуан Мольера, Фауст в переводе Пастернака, Адуев в гончаровской "Обыкновенной истории", чеховский Тригорин, Арбенин в "Маскараде" и многие другие. А что касается поэзии, то его репертуар включает все - от Пушкина до Бродского. И вряд ли кто-то может соревноваться с ним в искусстве читать стихи. На его концерты невозможно попасть.

Козаков работал с выдающимися режиссерами: Эфросом, Ефремовым, Волчек. Он служил в театре имени Маяковского и в "Современнике", где проработал 11 лет, во МХАТе и "Ленкоме", в Камерном театре в Израиле, а с 2003 года - он артист театра имени Моссовета, где сыграл такие грандиозные роли, как Шейлок в "Венецианском купце" и Лира в "Короле Лире".

Он создал в Москве свой театр "Русская антреприза Михаила Козакова", где ставит спектакли и играет в них. Он снял такие фильмы, как "Покровские ворота" и "Безымянная звезда", ставшие культовыми. Он создал много телефильмов и телеспектаклей, в числе которых такие, как "Визит дамы", "Маскарад" и "Фауст". Сниматься в кино он начал с 1956 года, его дебютом стал фильм Михаила Ромма "Убийство на улице Данте", а потом были "Человек-амфибия", "Выстрел", "Здравствуйте, я ваша тетя" и другие.

"Миша не просто творческий, а сверхтворческий человек, - сказала художественный руководитель и главный режиссер "Современника" Галина Волчек. - Он в постоянном творческом горении, в постоянном поиске. Он не может без придумок, он пробует себя в разных испостасях - на актерском поприще и в режиссуре театральной и кинематографической. Он - очень творческая личность, и в этом его особенность. Мы много работали вместе. Козаков играл в моем режиссерском дебюте в "Современнике", в спектакле "Двое на качелях", в "Обыкновенной истории" и других. Работать с ним легко и интересно. Он обладает редкой особенностью - способностью ироничным взором взглянуть на своего героя и на себя. Но наше совместное творчество было в самом начале пути, а теперь Михаил Козаков - сам себе режиссер".

Несмотря на то, что Козаков не придает значения своему юбилею, поздравлять его, конечно же, будут друзья и коллеги. "Михаил Михаил пригласил нас на свой спектакль, - сказал РИА Новости Павел Хомский, главный режиссер театра имени Моссовета. - Мы обязательно пойдем, чтобы поздравить лично его и вручить, как и полагается в день рождения, цветы и подарки. Михаил Козаков - крупное явление в нашей культурной жизни. Он настоящий мастер, которому под силу решать большие задачи. Такие, какие он осуществил в нашем театре, сыграв Лира и Шейлока. В день рождения я желаю ему, прежде всего, здоровья, а остальное у него все есть: талант, мастерство, любовь близких".

 

[показать]

Михаил Козаков в роли дуэлянта Сильвио в художественном фильме "Выстрел". Постановщик фильма И. Трахтенберг

    [показать] 
[показать]           

Афиша творческого вечера

МИХАИЛА КОЗАКОВА

"Поэзия XX века"


(Ахматова, Пастернак, Мандельштам, 
Бродский, Цветаева, Самойлов, Тарковский…)


[400x294]

 

 

[показать]

 

Козаков Михаил Михайлович родился в Ленинграде .
В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ. Этот год был необычайно счастливым в жизни молодого актера: летом вышла картина Михаила Ромма "Убийство на улице Данте" с его участием, и осенью этого же года он сыграл Гамлета в замечательном охлопковском спектакле в Театре им. В. Маяковского. Эти роли сделали Казакова знаменитым.
В 1959 году актер был принят в труппу театра "Современник", где и прослужил до 1970 года.
В 1978 году Михаил Михайлович дебютировал как кинорежиссер, поставив на телевидении двухсерийный фильм "Безымянная звезда", созданный по мотивам пьесы Михаила Себастьяна.
Именно с "Безымянной звезды" начался новый Козаков — Казаков-режиссер. Он поставит "Покровские ворота" (1982), "Попечители" по А.Н. Островскому (1983), "Маскарад" М. Лермонтова (1985) и другие фильмы, любимые многочисленными зрителями.
В годы перестройки Козаков уехал из России. Успешно реализовавшись в Тель-Авивском Государственном камерном театре в качестве актера и режиссера, Михаил Козаков вернулся в Москву, где создал собственный театр под названием "Русская антреприза Михаила Козакова". С 2003 года он - актер Московского академического Театра им.Моссовета.

 

 

 

 

 

[показать]

 

  [показать]

Михаил Козаков: «Сниматься в рекламе более достойно, чем играть в плохом театре»

[показать]
Михаил Козаков и его жена Надежда.

14 октября актеру Михаилу Козакову исполнилось 75 лет

Анастасия ПЛЕШАКОВА («КП» - Москва»). Фото Андрея КАРА. — 15.10.10

Есть странная привычка у некоторых наших актеров - накануне юбилея не давать интервью. В любой другой день - пожалуйста, рады общению, как Робинзон Крузо, вернувшийся с необитаемого острова. Но в день юбилея - умри, а слова доброго (да и злого тоже) из них не вытянешь. Михаил Козаков - не исключение, никак не соглашался на интервью. Пришлось пойти на хитрость...

- Михаил Михайлович, говорят, вы репетиции пропускаете. И теперь в спектакле «Дядя Ваня» (на сцене Театра им. Моссовета его ставит Андрей Кончаловский. - Авт.) вашего  профессора Серебрякова репетирует Александр Филиппенко...

После минутной паузы, повисшей на другом конце провода, прозвучал хорошо знакомый баритон:

- А кто эти басни распускает?..

- Злые языки страшнее пистолета...

«НА ХЛЕБ ЗАРАБАТЫВАЕТ РОЛЬЮ ПСИХОЛОГА-ВОЛШЕБНИКА»

- Тут нет никакой интриги. Просто у нас с Андроном что-то не срослось, мы разбежались, без обид и взаимных претензий.

- Сегодня редко кто из актеров позволяет себе отказаться от интересной работы...

- Это не капризы. Просто когда герои Чехова выходят на сцену в полосатых купальниках (видимо, речь идет о предыдущем спектакле Кончаловского «Чайка». - Авт.), мне подобная трактовка классики не очень близка. Хотя, возможно, «Дядя Ваня» получится гениальным спектаклем, и я скажу, что был тысячу раз не прав. Посмотрим...

- А как же на хлеб-то зарабатывать?

- Для этого я снимаюсь в кино. В третьей части комедии «Любовь-морковь» у меня крошечная роль - психолога-волшебника. Я произношу шуточную сентенцию: «Дети, будьте внимательны и бдительны, выбирая своих родителей». Но для того чтобы заработать на хлеб с маслом, этой фразы достаточно. Можно как угодно относиться к этому наивному фильму-сказке, но там снимаются серьезные и уважаемые актеры, например, Лия Ахеджакова. На мой взгляд, сниматься в подобных сказках для тинейджеров или даже в рекламе - более честный заработок, чем играть в посредственном спектакле, особенно когда речь идет о хорошей пьесе. Кстати, в рекламе я снялся только раз. Это было в Израиле в 1992 году. Мне было очень трудно материально, и я участвовал в рекламе кофе.

«ЛЮДИ В ПРОВИНЦИИ ДАЮТ СМЫСЛ МОЕЙ ДУРАЦКОЙ ПРОФЕССИИ»

- Не жалеете, что уехали из Израиля?

- Когда в 96-м я вернулся в Россию, у людей еще были остатки иллюзии по поводу того, что происходит в стране. Олег Янковский тогда мне сказал: «Запомните, XXI век - это век России»... Эти иллюзии и во мне жили некоторое время. Я ни о чем не жалею потому, что за последние десять лет немало сделал - короля Лира, Шейлока, поставил телеспектакль, который покажут сегодня на канале «Культура», - «Играем Шекспира». Я доволен этими работами.  Очень много езжу по стране - делаю поэтические вечера, на которых читаю любовную лирику Пушкина, стихи Тютчева, Самойлова. У меня первоклассный, образованный зритель в провинции. И это для меня отдушина. А после концерта люди заходят за кулисы: «Как вы прочитали реквием Ахматовой!» Эти зрители и дают смысл той дурацкой профессии, которой я занимаюсь.

- Кроме «Любови-моркови», в кино еще снимаетесь?

- В одном сериале - политическом детективе - играю Андропова без карикатуры, эдакую страшную, зловещую фигуру, настоящего гэбиста. В роли Брежнева - Валентин Смирнитский. Недавно снялся у своего сына Кирилла в фильме по рассказу Чехова «Лебединая песня». Это его режиссерский дебют. Должен сниматься в «Борисе Годунове» у Владимира Мирзоева. У меня небольшая роль Пимена, всего один съемочный день. Этого дня я жду с нетерпением, потому что «Борис Годунов» - это Пушкин, гениальный текст... Подробнее говорить не буду из суеверных соображений: не кажи гоп!

«СОБРАТЬ РОДНЮ НЕВОЗМОЖНО»

- Ваша внучка Маша (дочка Алены Яковлевой и Кирилла Козакова. - Авт.) только что поступила в Щукинское училище, а уже успела засветиться в довольно спорном сериале «Кармелита». Не ругали ее за это?..

- Она - умная, сама все поймет. Маша мне говорит: «Ну вы же все в сериалах снимаетесь: и ты, и папа, и мама»... А я никого не хочу осуждать, именно по этой причине стараюсь не давать интервью.

- А в чем тогда находите отдушину, кроме работы? Например, у вас молодая жена Надежда (культуролог по профессии, она моложе актера почти на полвека. - Авт.)... Наверное, она для вас - мощный стимул?..

- Жена, дети - они радуют. В декабре собираюсь поехать в Израиль. Мой младший сын Мишка служит в армии, дочка Зоя еще учится в старших классах школы. Я им помогаю. У моей старшей дочери Кати (от первого брака с одноклассницей Гретой Таар. - Авт.) - уже взрослые дочери. Внучке 30 лет, она экономист. Пятеро детей и столько же внуков. На днях звонила средняя дочь Манана (второй женой Козакова была грузинка Медея. - Авт.), она живет в Грузии. Ее муж - художественный руководитель театра Леван Цуладзе. Они скромно живут, но на жизнь хватает. Я ездил к ним ставить спектакль.

- Михаил Михайлович, как хорошо быть многодетным отцом! У сына-режиссера можно сниматься в кино, у зятя в театре - ставить спектакль...

- М-да, я доволен, что все мои потомки достойно живут.

- Так, наверное, соберетесь всей семьей у вас на юбилее?

- Что вы! Собрать всех невозможно! Такая география: Москва, Грузия, Израиль. А еще один из внуков живет в Америке. К тому же я не буду отмечать свой юбилей. Вечером в 75-й раз - как раз столько, сколько мне стукнуло лет - играю очаровательный водевиль «Любовь по системе Станиславского». А после спектакля поеду к своему другу Станиславу Рассадину (литературный критик. - Авт.) - выпьем по рюмке водки. Но вы понимаете, что это просто наш с вами разговор? Я интервью не даю, не хочу ни с кем ссориться.

- Какое там интервью! Но поздравить вас с юбилеем все-таки можно?

- А почему ж нет?!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Михаил КОЗАКОВ родился 14 октября 1934 г. в Ленинграде, в семье писателя Михаила Козакова и литературоведа Зои Никитиной.

В 1952-м поступил в Школу-студию МХАТ. По окончании студии поступил в Театр имени В. Маяковского, затем играл в «Современнике», МХАТе, Театре на Малой Бронной, в «Ленкоме». В 1991-м Козаков уехал в Израиль и четыре года играл в камерном театре в Тель-Авиве. В 1996 г. артист вернулся в Россию и создал собственный театр «Русская антреприза Михаила Козакова».

Был пять раз женат, имеет пятерых детей и пятерых внуков. Супруга Анна, вернувшись в 1996 году с Козаковым в Россию, после развода в 2003-м вновь уехала в Израиль с двумя их детьми. Нынешняя жена Надежда Седова (1979 года рождения), культуролог-историк, в браке с Козаковым с 2006 года.

Пять лучших фильмов:

  1. «Девять дней одного года»
  2. «Человек-амфибия»
  3. «Здравствуйте, я ваша тетя!»
  4. «Безымянная звезда»
  5. «Покровские ворота»

 

[250x128]

Михаил Козаков: "Я очень сожалею о том, что натворил в своей жизни"

Беседовала Ольга Гагаринская, 9 октября 2009 г.

Михаил Козаков твердо решил не давать больше интервью, в том числе и юбилейных. Дескать, когда возраст подходит к 75, столько всего уже сказано, что ничего нового не придумаешь. Но корреспонденту "Недели" Ольге Гагаринской, как товарищу по несчастью, отказать не смог. Дело было в больнице, где они с Михаилом Михайловичем лежали в глазном отделении в соседних палатах.

В одно утро женский состав больницы - и медики, и пациентки - был сильно взволнован.

- Девушки, у кого зеркальце есть, к нам приехал лечиться сам Козаков!

- А какой, старший или младший?

- Да старший, конечно! Господи, он все такой же!

Сарафанным радио новость разлетелась быстро. В тот же вечер в коридоре у отдельной палаты Козакова было установлено дежурство в надежде "случайно" встретить самого Михаила Михайловича. "Час икс" пробил, когда знаменитый пациент решил прогуляться до курилки. И еле дошел туда через строй поклонниц...

Каково же было его удивление, когда среди них в больничном коридоре оказалась еще и журналист с просьбой об интервью.

- О "Покровских воротах" будете расспрашивать? - с тоской в голосе спросил он. - Нет? Слава богу. Тогда встретимся вечером на этом же месте...

Ровно в восемь вечера я стучала в дверь его палаты.

- Сначала надо расчистить место, - взял на себя режиссуру процесса Козаков. - Так, я знаю, что в холодильнике лежит вода. Ее нужно достать и налить в чайник. Теперь насыпать кофе в чашку. Мне полторы ложки... Вообще-то я твердо решил не давать интервью накануне своего 75-летия, все равно газет уже не читаю, не вижу, но, раз уж мы оказались товарищами по несчастью, вам отказать не могу.

"Полно грехов, полно..."

вопрос: Какая из ваших жизненных ролей - актера, режиссера, сценариста - вам удалась лучше остальных?

ответ: Быть театральным актером, киноактером, режиссером, чтецом, педагогом - для меня это как-то едино. Я всегда полагал, что лучше, коли есть такая возможность, стоять на четырех лапах. Вышибут тебе по тем или иным причинам одну, еще три остается. Еще одну вышибут, две останется. Это моя работа, моя жизнь, мое творчество. Хотя я больше предпочитаю слово "ремесло". А уж творчество или не творчество, скажут другие. Одно время меня чуть больше интересовали театр и телевизионная режиссура. Но неизменной любовью оставалось только одно - чтение стихов, которыми я в общем-то и завершаю свою длинную жизнь. Мне кажется, я лучше всего делаю именно это.

в: А что бы вы хотели сегодня почитать со сцены?

о: Я бы хотел прочитать "Евгения Онегина". Этим сегодня живу, к этому стремлюсь. Если будет здоровье, может, что и получится. Хотя многое в этой жизни у меня не получалось: или не давали, или сам не смог...

в: Вы сейчас о творчестве или о жизни?

о: Я очень сожалею о том, что натворил в своей жизни. О несправедливости, которую совершал по отношению к своим близким, друзьям. Полно грехов, полно. Но сказать: я жалею о том, что я пошел в актеры, - не могу. Хотя мог бы овладеть и другой профессией!

в: Были варианты?

о: Я еще в школе думал о юридической профессии. А сегодня, если бы начинал жизнь сначала (хотя очень бы этого не хотелось), стал бы литературоведом. Выше литературы для меня только музыка. Но Господь, если смотреть правде в глаза, не дал мне талант музыканта. А литературоведом я мог бы стать очень приличным.

в: Как появилась идея создать шоу с Игорем Бутманом? Вам даже удалось создать новый жанр.

о: Изначально программа была с Алексеем Козловым, знаменитым саксофонистом. А тут стихи Бродского... Я почувствовал, что мне нужны новые формы. С симфоническими оркестрами, с камерными играли и до меня. А чтобы живая музыка фоном была... кажется, здесь мы пионеры! Сначала с Алексеем мы придумали такой ход. Потом был Бутман...

"Будучи человеком слабым, я ощущал себя очень одиноким"
в: Вас по жизни преследует цифра пять. У вас пятеро внуков, пятеро детей и сейчас пятая жена. Верите в подобную магию чисел?

о: Как-то не задумывался. Наверное, нет...

в: А во что верите?

о: Перед человеком всегда стоял и стоит один вопрос: зачем он родился и есть ли Бог? Это главный вопрос. Он может быть как-то иначе сформулирован, но смысл тот же. "Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?" - писал Пушкин. Да и до него писали... Я не знаю, есть ли тот свет? Я не очень представляю себе Бога, хотя я -христианин, в 16 лет крестился в Ленинграде. Но это совершенно не означает, что для меня нет Магомета или Будды. Есть слово "Бог". И он - един. Дальше начинаются сложности с конфессиями, убеждениями. Мне часто задавали вопрос по поводу моего крещения: "Зачем вы крестились в такую эпоху, при Сталине?". Раньше я на него не отвечал. Сейчас рассказываю об этом впервые. Я родился в Ленинграде, недалеко от храма Спаса на Крови. В нем есть мозаичная икона Христа, которая меня почему-то очень волновала. И вот я постоянно к ней ходил: то перед экзаменами просил помочь, то еще по каким-то поводам... И так пришел к крещению. Будучи человеком слабым, я ощущал себя очень одиноким, несмотря на то что у меня были родители, друзья... Не хватало чей-то весомой сильной поддержки. Ну и няня, которая была для меня как вторая мать, веровала. Может, это как-то сказалось. Но воцерковленным человеком я так и не стал. Уже позже я так сформулировал свое отношение к религии: "Пока я жив - Бог есть, меня не будет, Его - нет". Я даже в пьесу одну эту фразу вставил.

в: Вы не были против, когда ваши дети пошли по вашим стопам?

о: Это их дело. Хотя, конечно, очень волновался за них. Манана сейчас играет в Грузии. Маша, внучка, снимается. Если они просят моего совета, могу им что-то подсказать. Но давить, влиять - никогда. Каждый человек сам для себя должен выбирать, чем он хочет заниматься.

"Снимаем с сыном фильм о старом актере, которого забыли в театре"

в: Над чем работаете в последнее время?

о: У Чехова есть такой рассказ "Калхас". На его сюжете Антон Павлович для кого-то сделал такую маленькую пьесу, поменяв при этом название на "Лебединую песню". Это о старом актере, который просыпается утром в театре. Его там забыли и закрыли. Он впервые оказывается в пустом зале. И начинает вспоминать, кого он играл, кем был. Переживает, что жизнь прошла, что он - алкоголик. Щемящая пьеса о том, как наша профессия прекрасна и ужасна. Хотя у Чехова все это очень просто изложено в свойственной ему трагикомической форме. Кирюша, мой сын, придумал очень красивый ход. В фильме он будет как бы режиссер. Получается, что он снимет Козакова-отца, снимающегося в этом произведении. Дальше начинается путаница, где я, а где мой герой, с которым мы во многом совпадаем. И я изображаю переходы от Стекловидова до Козакова, а режиссер как бы мне все время подыгрывает. Получается такая форма - кино в кино. И там я вспоминаю, как я играл Гамлета, Сирано и так далее. Сценарий, конечно, написан замечательно. Не знаю, что получится. Волнуюсь, что всю картину нужно отснять за семь дней (было девять, смету сократили). А там нужно часто перегримировываться, переходя от одного персонажа к другому, а потом выходить из роли и превращаться в Михаила Козакова. Это очень сложно. На выходе должен получиться монофильм на полтора часа. Не совсем моно, конечно. На телеканале "Культура" есть домашний театр. Это и будет такой домашний театр. Съемки будут проходить (на момент выхода интервью съемки уже прошли. -"Неделя" ) в учебном театре ГИТИСа.

в: А в других фильмах сейчас снимаетесь?

о: Где-то год назад отснялся в двух картинах. Их не показывают, потому что нет денег на озвучение, говорят. Это "Сказка XXI" - проект Михаила Пореченкова, где снялись знаменитые и очень хорошие актеры. Я играю там характерную, смешную роль - директора школы имени Сальвадора Дали. Кое-что в этой роли сам придумал. Я вообще часто являюсь соавтором своих ролей. Переписываю их, что-то дописываю, так и здесь получилось. А другой фильм - "Хранитель сети" - про старика генерал-майора, бывшего служащего МВД, отсидевшего в тюрьме. Честнейший человек, кстати. Не бог весть что, но вполне пристойная картина. Потом я принимаю участие, как мне кажется, уже в бесконечном проекте "Любовь-морковь" - теперь уже номер три. В октябре еще буду играть Андропова.

в: Каким образом вы сейчас выбираете роли?

о: Ну как? Если не тошнит сразу...

в: И такое предлагают?

о: Бывает... На прочтении третьей страницы сразу определяю. Конечно, нельзя сказать, что я уж прямо-таки завален сценариями, у меня такого и раньше не было. Но определить уровень письма достаточно просто. Сейчас для меня главное - подготовка к записи "Евгения Онегина" для аудиодиска. Да и другой работы еще довольно много - например, сольных концертов. Это мое самое любимое и самое важное занятие. Помимо всего прочего я пишу дневники - для себя, не для печати. Еще лечусь...

в: А за тем, что делают коллеги, следите?

о: Конечно. С радостью хожу на спектакли. Хотя вижу плохо, поэтому сажусь в первый, максимум второй ряд. А вот кино почти разлюбил. Не потому, что оно плохое стало, просто почему-то потерял к нему интерес. Читаю очень много, правда, одним правым глазом. Левый почти уже не видит. Одним словом, живу вполне органично, насколько мне это позволяет время, эпоха, возраст. Стараюсь не жаловаться. О моих проблемах знают только близкие люди. Собственно говоря, ни к чему уже не стремлюсь. Хотя нет! Я стремлюсь достойно жить, не изменяя себе. Насколько это возможно. Не унижаюсь, не заискиваю ни перед кем. Вообще стараюсь ни о чем не просить окружающих, кроме очень близких. Да и картины мои живут, хотя многие из них затерли, а многие вообще не выпускают.

в: Почему не выпускают?

о: Ну об этом надо спрашивать наших теленачальников. А я уже устал к ним обращаться... Меня только секретарша спрашивает: "По какому вопросу?" "По такому-то", - отвечаю я. И слышу: "О вашем звонке доложат, вам обязательно перезвонят". Вот только не перезванивают. Ну и бог с ними. Они же факиры на час.

"И все-таки я счастливый человек"

[показать]в: Как собираетесь отмечать свой юбилей?

о: Никак. Это скучно. Поеду к своему большому другу - Станиславу Рассадину, крупнейшему литератору. И мы вместе проведем этот вечер: он, я, моя жена Надя... Дочке позвоню, попрошу, чтобы приехала в другой день. У Станислава Борисовича небольшая квартира. Я и сам живу скромно, зато независимо! У меня дети, внуки, друзья, любовь публики, что еще надо-то?..

в: Значит, вы счастливый человек?

о: Наверное, да, несмотря на то что тяжелую жизнь прожил. Хотите, занятный эпизод расскажу? Я учился в Ленинграде в 222-й школе. У нас был замечательный класс. Но в семье не без урода. На последней парте сидел Витя Ш., не хочу называть его фамилию. Был у нас притчей во языцех. Прошли годы, годы, годы... Из нашего класса вышли очень хорошие ребята: строители, метростроевцы, ученые, физики, лирики... Я снимал картину "Безымянная звезда". Дело было в Питере. Снимали на Каминоостровском. Едем обратно в центр, а времени уже было где-то два-три часа ночи. И мы не успели, как раз мосты развели. Ну, вышли покурить. Стою я, одухотворенный Невой, белой ночью... "Козаков!" - кричит мне кто-то. Поворачиваю голову, стоит толстый человек. "Мишка!"... Я иду к нему, он ко мне. Смотрю, а это Виктор Ш.

- Здорово!

- Здорово!

- Ты че делаешь? - спрашивает.

- Да вот, кино снимаю.

- Да, Мишка, давно не виделись, лет тридцать прошло, - говорит он, смотрит на меня оценивающе и спрашивает:

- Ну и чего ты достиг?

- Если ты о работе, то я играю в театре, кино снимаю! - а к тому моменту у меня уже было несколько картин.

- А у меня, видишь, "Волга", - показывает он мне на машину, из которой вышел, - моя "Волга"! А у меня на даче - у меня дача под Ленинградом - еще и иномарка стоит. А ты чего достиг?

Я подумал... машины нет, дачи нет, квартира двухкомнатная, и все.

- А как ты-то всего этого достиг?

- Я сейчас тебе расскажу. Я работаю там, куда канализация все говно выводит. А мы с крючками стоим. Ты не представляешь, что попадает в эти протоки! И бриллианты, и деньги, и золото. И мы это отлавливаем...

в: У всех своя цена успеха...

о: О том и речь! Очень показательная история. Если оценивать жизнь по мерке Вити Ш., получается, я ничего не достиг. Но я этого и достигать не хочу. И потому я - счастливый человек!

Родился. Женился

Михаил Козаков родился 14 октября 1934 года в Ленинграде в семье известного писателя Михаила Эммануиловича Козакова и литературоведа Зои Александровны Никитиной.

На старшем курсе МХАТа женился на своей бывшей однокласснице Греете Таар. В 1957 году родилась дочь Екатерина, а в 1963-м - сын Кирилл.

Конец 60-х - женился на грузинке с красивым именем Медея. В этом браке у Михаила Козакова родилась дочь Манана. Сейчас она замужем за режиссером Леваном Цуладзе. У них дочка Тинатин.

В начале 70-х женился на переводчице Регине, которая вскоре улетела в США по приглашению Роберта де Ниро. Так там и осталась. Параллельно в эти годы Михаил Козаков общался с Анастасией Вертинской.

11 мая 1988 год. Михаил Козаков в ресторане ВТО познакомился с Анной Ямпольской, которая впоследствии стала его женой. Она младше Михаила Михайловича на 25 лет.

1989 г. родился сын Михаил

1992 г. вместе с семьей Михаил Михайлович уехал в Израиль

1996 г. родилась дочь Зоя

1997 г. написал "Актерскую книгу", где рассказал о прожитой жизни, о разных временах и людях

2003 г. знакомство с нынешней женой Надей.

Избранная фильмография :

"Убийство на улице Данте" (1956 г.),
"Хождение по мукам" (1958 г.),
"Евгения Гранде" (1960 г.),
"Девять дней одного года" (1961 г.),
"Человек-амфибия" (1961 г.),
"Повесть о чекисте" (1969 г.),
телеспектакль "Удар рога" (1969 г.),
"Обыкновенная история" (1970 г.),
"Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975 г.),
"Соломенная шляпка" (1975 г.),
"Безымянная звезда" (1978 г.),
"Покровские ворота" (1982 г.),
"Храни меня, мой талисман" (1986 г.), телеспектакль
"И свет во тьме светит" (1988 г.),
"Визит дамы" (1989 г.),
"Тень, или Может быть, все обойдется" (1991 г.),
"Джокеръ" (2002 г.),
"Медная бабушка" (2004 г.),
"Очарование зла" (2005 г.),
"Любовь-морковь" (2007 г.),
"Любовь-морковь-2" (2008 г.),
"Сказка XXI" (2010 г.),
"Хранитель сети" (2010 г.).

 

 

 

 

 

[показать]  ТРК МОЯ УДМУРТИЯ

 

МИХАИЛ КОЗАКОВ: "НИКАКОГО СОВРЕМЕННОГО ПУШКИНА БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!"


[показать]

 

 

 

 

 

 

 

 

В середине сентября в селе Большое Болдино Нижегородской области прошел Третий международный мультимедийный фестиваль «Живое слово». Сайт ТРК Моя Удмуртия стал финалистом в номинации «Интернет», и мы получили возможность приехать на этот замечательный фестиваль, принять участие в дискуссиях, пресс-конференциях, и просто наслаждаться — прогулками по прекрасной пушкинской усадьбе, атмосферой Творчества, осенним настроением.

[показать] Одной из встреч стал творческий вечер народного артиста России Михаила Козакова. В Болдино, совместно с саксофонистом Александром Новиковым, он привез спектакль «Дуэт для голоса и саксофона», где в джазовом обрамлении прозвучали стихи Иосифа Бродского. Шеф-редактор сайта ТРК Моя Удмуртия  Ольга Сорокина встретилась с Михаилом Козаковым после концерта.

Вы в Болдине не впервые. Что на этот раз заставило Вас приехать?

Сюда не нужно заставлять приезжать. В Болдино едешь при первой возможности. Я здесь бывал десятки раз. Святое место — ну что говорить! А еще теперь и этот замечательный фестиваль. На фестивале «Живое слово» я второй раз. В прошлый раз читал Пушкина, а сейчас мы рискнули привезти программу, связанную с Бродским. Скажу честно, я волновался. Не люблю слова «элитарный», но поэзия Бродского, конечно, непроста. Хотя, мы лет восемь играем эту программу, играем всюду. А в Болдине аудитория оказалась идеальной. У меня есть еще одна программа по Бродскому — я здесь конкурирую сам с собой. Вторую программу мы сделали с актером и певцом Владимиром Кочаном. Я читаю Бродского, и мы играем и прозаические вещи, например, интервью с Соломоном Волковым. И Кочан еще поёт, потому что он — профессиональный певец, это не моё мурлыканье...  Ну, так...

Плюс там еще экран — хроника, пейзажи. Это больше похоже на спектакль. Но некоторые предпочитают вот эту программу. Это уже не моё дело, — кто что предпочитает... Публика, конечно, особая, которая знает, на что идёт: она идёт на Со-Творчество. Потому что если здесь не подключаться к мысли, даже иногда разгадывать сложные ребусы, которые задаёт Иосиф Александрович, тогда и не надо идти. Кстати, и уходят со спектакля. Нормально.


А кто сложнее для чтения — Пушкин или Бродский?

Хороший вопрос, спасибо. Вы знаете, в чём дело, Александра Сергеевича легче читать, это абсолютная гармония —

...Я Вас люблю, хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный...

Александр Сергеевич, вообще, — вне всего. А с Бродским я беседовал серьёзно два раза в жизни, перед его отъездом. Я его не знал совсем молодым. Это было в 1972 году, по-моему, ему было 32 года — большой, рыжий, худой. Поражающий сразу человек. Зашел разговор о чтении стихов — имеет ли право человек, который не пишет стихи, их читать, интерпретировать... И Бродский тогда сказал, что поэт имеет право читать свои стихи — как бы он это ни делал — потому что он их создал. Ну и читатель, естественно, может взять книгу и читать. На кой чёрт нужны эти чтецы? Тут за меня заступились, сказали, если человек умеет читать стихи — почему нет? И далее зашел разговор о Пушкине. Иосиф Александрович говорит: «Россия — удивительная страна. У нас признают кого-то первым поэтом. Ну, Пушкина, естественно. А уже второй — не нужен. А уж пятнадцатый — тем паче. При этом, у Мережковского есть потрясающие стихи, а Баратынский — вообще глубже Пушкина». Я, при всём уважении, пиетете и обожании: «Иосиф Александрович, с чего?» — «Так!» В общем, мы поспорили, и что любопытно — количество цитируемых Бродским строчек, парафраз, самое большое — конечно, из Пушкина! То, что тронуло больше всего — Бродский, умирая, читал «Историю села Горюхина», это была последняя книга, которую он читал. Так что, он отлично понимал цену Пушкину.

Теперь. Когда их сравнивают: «Бродский — современный Пушкин», это неверно. Никакого современного Пушкина быть не может! Это понятно каждому нормальному человеку.


Наверняка Вы знаете, что в известном проекте «Имя России» с большим отрывом побеждала персона Сталина. Как Вы думаете, почему страна выбрала его?

[показать] Не страна, а 44 % только. Это много, конечно. Выбирают Сталина или старики или молодежь, которая мало знает. Им кажется, что Сталин и СССР — что-то вроде Римской империи. Одни — в полемике с тем, что творится сегодня, их можно понять. Другие — по незнанию, они же не жили в то время, третьи — по ностальгии, четвертые — по мощности, им казалось, что Россия была ведущей страной в сталинское время, так и было отчасти.

То есть Вас это не удивило?

Честно говоря, нет. Хотя большинство проголосовавших, я думаю, и понятия не имеют, что такое «сталинская система». Странно — столько информации, документов, цифр, книг, ГУЛаг. Это большая загадка — такое количество голосов. Очень не хочется присоединяться к Александру Сергеевичу, но:

Паситесь мирные народы,
Вас не разбудит чести клич,
К чему стадам дары свободы?
                                                                                       ...и так далее.


Какие телевизионные каналы и передачи смотрите?

Смотрю кабельное телевидение. Хочу знать, что происходит в мире, поэтому, новости, прежде всего. А дальше, я, как блоха, прыгаю с кнопки на кнопку. Смотрю «Культуру», конечно. Скоро у Юрского будет премьера «Лысой певицы» по Ионеско, конечно, я включу. На каждом канале ты что-то находишь. А вообще, я стараюсь не смотреть, и наверное, пропускаю хорошие передачи, потому что я замечал, что хорошие передачи бывают на всех каналах. Когда показывают сюжеты из регионов — это бывает очень интересно. Теперь, когда я стал такой богатый, что у меня 112 каналов, — пойди отлови, что тебе надо. Поражаюсь, что показывают, даже по каналу «Культура» такие плохие наши старые фильмы, и хорошие тоже показывают, но такое количество плохих, где, кстати, и я участвовал... Не хочу никого клеймить, быть банальным, но есть вещи, которые не только в СМИ, но если бы я даже услышал в жизни — выше моего понимания: например, диалог Кати Гордон и Ксюши Собчак... Или «Секс с Анфисой Чеховой»... Нет, я не против секса, конечно (смеется), но... Или — кто какие бриллианты носит. Думаю, что для населения, в общем, это не самая близкая тема.


Какому кино вы отдали бы предпочтение — российскому или зарубежному?

Нет, я не могу сказать однозначно. Вопрос непростой. Тут надо углубляться в историю Голливуда и российского кино. Ладно, я опоздаю на поезд, но скажу (смеется). Дело в том, что надо знать хотя бы элементарные вещи. Где начался кинематограф? Всерьёз он начался в штатах. Когда и где начал Чаплин? В Америке. Догнать Голливуд невозможно. Да, у них выходят ужасные фильмы. Они просто делают фильмы для идиотов. НО! Вы мне не назовете года, когда там не было шедевра! Они выпустят 99 плохих, глупых, злобных, отвратительных фильмов, но у них всегда будет фильм-шедевр.


Какую книгу должен прочитать каждый человек?

Библию, Евангелие. Толстого, Пушкина.


А какая книга перевернула Ваше сознание?

Пожалуй, «Анна Каренина». В 14 лет. (аплодисменты).


Благодарим редакцию сайта www.zhivoeslovo.ru за предоставленные фотоматериалы.

Ольга Сорокина


 

P.S.  МИХАИЛ КОЗАКОВ - непревзойдённый чтец и любитель поэзии., ЛОС-АНДЖЕЛЕС, КАЛИФОРНИЯ.

С КНИГОЙ "Серебряный стрелец. Поэзия 2008"  (фото А. Берлина)

 

[590x699]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МИХАИЛУ КОЗАКОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 75 лет... | Серебряный_стрелец - Серебряный_стрелец | Лента друзей Серебряный_стрелец / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»