Театр как орудие политики
19-10-2008 16:25
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Европейцев, посещавших Китай в XIX веке, привлекал
и одновременно
поражал уникальный вид народного искусства,
соединявший музыку, пение,
пантомиму и акробатику. В представлениях почти не
использовался реквизит,
но актеры были одеты в великолепные костюмы и
причудливые маски.
Поскольку в этих спектаклях драма смешивалась с
пением, как в привычной им
опере, европейцы называли их Пекинской оперой.
Мао Цзэдун прекрасно понимал, что литература и
искусство могут быть
мощными орудиями в пропаганде коммунистических
идей. "Литература и
искусство предназначены для масс, - писал он еще в
1942 году. - Они
создаются для рабочих, крестьян и солдат, которые и
должны пользоваться их
достижениями". Во время "культурной революции"
Цзян Цин, четвертая жена
Мао Цзэдуна, решила реформировать Пекинскую оперу,
задаваясь вопросом,
почему на сцене отражается жизнь горстки помещиков,
кулаков и буржуазных
элементов, а не 600 миллионов рабочих, крестьян и
солдат. Ревизионисты,
руководимые свергнутым главой государства Лю
Шаоци, заявляла она,
превратили Пекинскую оперу в "отдельное царство".
Цзян Цин стремилась
создать новые формы искусства, которые бы
прославляли коммунизм.
После смерти Мао в 1976 году Цзян Цин и троих других
руководителей
"культурной революции" заклеймили как "банду
четырех". Суд приговорил
их к смертной казни, замененной позднее на
пожизненное заключение. Полный
разрыв с искусством прошлого, которого Цзян Цин
добивалась,
просуществовал лишь столько, сколько она была у
власти. Сегодня
традиционная Пекинская опера снова занимает в Китае
прежнее положение.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote