Панчабрахма матра (мантры пяти ликов Шивы)
Вначале была Пустота – непроявленный Вечный Шива (Садашива). Его называют также ЛИНГА, так как в нем всё существующее растворяется (лиятэ) и из него всё приходит (гамьятэ) в мир снова.
Чтобы сотворить вселенную, Шива проявился в виде пятиликого существа (Панчабрахма). Пять лиц Шивы называются Садьйоджата, Вамадэва,Татпуруша, Агхора и Ишана. Из этих пяти ликов постепенно появилось всё остальное.
Мантры пяти ликов Шивы связаны с пятью элементами, пятью Силами (Шакти), пятью активностями Господа (творение, поддержание, разрушение, сокрытие и явление милости), пятью слогами мантры “намах Шивая”… О таких “пятерках” я планирую подробнее рассказать позже.
Панчабрахма мантры очень важны для шиваитов. Эти мантры не только обязательно произносят во время Шива-пуджи, их также используют в процессе приготовления священного пепла (вибхути).
—
Как звучат мантры пяти ликов Шивы:
Садьйоджата (“Рожденный сегодня”)
Этот лик ливы обращен на восток. Шива-Садьйоджата творит, его называют Брахма. Из него появился элемент земли. Он связан со слогом “НА” пятислоговой мантры “намах Шивая”, зеленым цветом и Рамбхапури питхой традиции вирашайва.
Садьйоджатам прападьями садьйоджатая ваи намонамаха
Бхавэ бхавэ натибхавэ бхавасва мам бхаводбхавая намаха
—
Вамадэва (“Прекрасный бог”)
Этот лик Шивы обращен к югу. Шива-Вамадэва поддерживает мир, его называют Вишну. Из него появился элемент воды. Он связан со слогом “МА” пятислоговой мантры “намах Шивая”, красным цветом и Удджайни питхой традиции вирашайва.
Ом вамадэвая намо джйештхая намах шрэштхая намо рудрая намах калая намах калавикараная намо балавикараная намо балая намо балапраматханая намах сарвабхутадаманая намо манонманая намаха
—
Агхора (“Нестрашный”)
Этот лик Шивы смотрит на запад. Шива-Агхора разрушает мир, его называют Рудра. Из него появился элемент огня. Он связан со слогом “ШИ” пятислоговой мантры “намах Шивая”, темно-синим цветом и Кедар питхой традиции вирашайва.
Агхорэбхьйо тхагхорэбхьйо гхорагхоратарэбхьяха
сарвэбхья сарвашарвэбхьйо намастэ асту рудрарупэбхьяха
—
Татпуруша (“Тот человек”)
Этот лик Шивы обращен к северу. Шива-Татпуруша скрывает Истину, его называют Ишвара (Исполняющий желания). Из него появился элемент воздуха. Он связан со слогом “ВА” пятислоговой мантры “намах Шивая”, белым цветом и Шришайла питхой традиции вирашайва.
Татпурушая видмахэ махадэвая дхимахи
Танно рудрах прачодаят
—
Ишана (“Господь”)
Этот лик Шивы смотрит вверх. Шива-Ишана являет милость, то есть освобождает. Из него появился элемент пространства (эфира). Он связан со слогом “ЙА” пятислоговой мантры “намах Шивая”, желтым цветом и Каши питхой традиции вирашайва.
Ишана сарвавидьянам ишвара сарвабхутанам
Брахмадхипатир брахманадхипатир брахма шиво мэ асту садашивом