Хочется сразу начать с того, что музыка - это, конечно, не лекарство и к ней нельзя относиться просто как к какой-нибудь таблетке от недуга. Она значит в жизни человека намного больше.
Известно высказывание пифагорейцев о том, что «всё подобно числу» («numero cuncta assimilantur»). То есть, первооснова мира, которая есть число (logos), выражается и в музыке. Музыка, как и число, является самой общей абстракцией действительности, при этом и то и другое обладает, однако, «вполне ясной определенностью» (Шопенгауэр). Поэтому через музыку мы можем непосредственно постигать устройство мира, в основе которого, согласно пифагорейской традиции, лежит число. Музыка является выражением внутренней сущности нашего мира. Через музыку мы получаем возможность непосредственно приблизиться к тому, к чему через науку мы приближаемся опосредованно, через понятия и абстракции.
В чем же секрет лечебного воздействия музыки? По этому поводу существуют разные точки зрения. Врачи-психотерапевты полагают, что в основе исцеляющих свойств музыки лежит ее способность влиять на психоэмоциональное состояние человека. Склонность людей к таким болезням, как гипертония, стенокардия, язва желудка и др., часто объясняется не физической немощью и не наследственной предрасположенностью, а особенностями характера человека, его мировоззрением и отношением к окружающей действительности. Оказывается, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонией чаще болеют люди, нетерпимые к ошибкам и "неправильному" поведению других людей, жестко придерживающиеся своих принципов и взглядов, настроенные враждебно и противопоставляющие себя окружающим. Если же человек постоянно зациклен на собственных недостатках, неуверен в себе - это прямой путь к мигреням, аритмии сердца, бронхиальной астме. Чтобы избежать или вылечить психосоматическое заболевание (именно так называется эта группа болезней), нужно помочь скорректировать если не характер человека, то его отношение к проблемам и к жизни вообще. И музыка здесь - один из главных инструментов лечебного воздействия.
Я разделила подобранные записи на три группы: музыка барокко, музыка классицизма и музыка 19 - 20 веков, поскольку музыка этих эпох очень сильно отличается своими характеристиками и способом воздействия. Но для всех трёх групп общее одно - эта музыка не расслабляет, а наоборот. Следует так же учесть, что во времена Пифагора не было ни Баха, ни Моцарта, ни Шопена, однако уже тогда музыка считалась лечебной. Поэтому от имени композитора лечебные свойства музыки никак не зависят.
I. Барокко
Музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду. Музыкой бодрости и спокойного настроения называют произведения периода барокко, которая стимулирует альфа-волны, влияющие на ритм головного мозга, связанный с ощущением спокойствия и уверенности.
Корелли. Concerto grosso, Op. 6, No. 8
~~~~~
Вивальди. Концерт для 2-х виолончелей
~~~~~
Телеман. Оркестровая сюита
~~~~~
Бах. Фантазия BWV 542
~~~~~
Бах. Фуга BWV 578 (Little Fugue)
~~~~~
Гендель. Органный концерт, Op 4 No 1
~~~~~
II. Классицизм
Классическая музыка отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью.
Johann Wilhelm Hertel. Концерт для гобоя
~~~~~
Ванхаль. Sinfonia
~~~~~
Моцарт. Симфония № 25
~~~~~
III. 19 - 20 века
19 век - эпоха романтизма и здесь нужно быть особенно осторожными, поскольку такая музыка подчеркивает чувственность и часто пробуждает индивидуализм, что может вывести человека за рамки благоразумия и умеренности, а это, в свою очередь, является уже ослабляющим фактором.Степень получаемого наслаждения здесь отнюдь не служит признаком правильности. Не следует думать, что если вы слушаете известный "шедевр", то он обязательно будет лечебным. Он может быть совершенно бесполезен в этом плане или даже вреден.
Шопен. Баллада № 1
~~~~~
Carl Reinecke: Konzertstück for Piano and Orchestra, Op. 33
~~~~~
Józef Wieniawski - Piano Concerto, Op.20
~~~~~
Согласие не может получиться из расходящихся элементов до той поры, пока они расходятся. В свою очередь, расходящееся и не приходящее в согласие невозможно привести в гармонию. Согласие всему, подобно тому, как ранее это было с медициною, доставляет музыка, влагая в противоположные элементы взаимную любовь и единомыслие. С этой точки зрения музыка является наукой об элементах любви, относящихся к области гармонии. (Платон)
Рахманинов. Концерт № 4. I часть
~~~~~
Рахманинов. Prelude Op. 23 No. 5
~~~~~
Otto Olsson - Symphony, Op.11
~~~~~
Ernest John Moeran: Symphony (фрагмент)
~~~~~
Шостакович. Piano Quintet, Op.57
~~~~~
© Barucaba