«Автопортрет». Начало 1850-х
Иван Николаевич Крамской - живописец, гравер, художественный критик и общественный деятель
Родился в городе Острогожске Воронежской области в семье писаря. Волей случая стал ретушером у петербургского фотографа Александровского, заметившего талант юного Крамского. В 1857 году поступил в Академию Художеств. Будучи противником академического искусства, стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863).
Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности; при этом образы (Л. Н. Толстого, 1873; Третьякова, 1876; Некрасова «в период «Последних песен» (1877-78); живописца Литовченко (1878); Салтыкова-Щедрина (1879); все —Третьяковская галерея; Шишкина (1880); Соловьева, 1885; оба — Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей.
Та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского [«Полесовщик», 1874, там же; «Крестьянин с уздечкой» («Мина Моисеев»), 1883, Киевский музей русского искусства], которые по-своему значительны и внутренне-величавы. Мастер часто применял в портретах (например, художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов.
Портрет художника П.П.Чистякова. 1860
Павел Петрович (1832 — 1919) - выдающийся русский художник и педагог. "Родоначальник русской живописи", "всеобщий педагог русских художников", "наш общий и единственный учитель" — так говорили о нем современники. Через его мастерскую прошли известнейшие художники конца XIX века: Репин, Поленов, Суриков, Васнецов, Врубель, Серов, Борисов-Мусатов.
Портрет Куинджи А. И. 1870
Куинджи Архип Иванович (1842-1910): Портрет И. Н. Крамского
Художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслитель, он всегда боролся за передовое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содержательность.
С 1870 Крамской — учредитель и идейный вождь Товарищества передвижных художественных выставок, страстный пропагандист реализма в искусстве
Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882
[показать]
Портрет Николая Ивановича Крамского, сына художника.
Портрет Сергея Крамского, Сына Художника. 1883
Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его «Христос в пустыне» (1872) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора.
Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника —неоконченной картине «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский»), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему «вечные темы».
Хохот (Радуйся, Царю Иудейский). Конец 1870-х
[772x465]
«Вечер на даче». 1879
Не стало одно из крупнейших художественных деятелей нашего с вами русского искусства. Даже если бы Иван Николаевич оставил после себя только свои картины, он уже был бы увековечен в нашей культуре. Но, пожалуй, главным его созданием является общество передвижных художников, которое он организовал и возглавлял столько лет... Заслуга его в родном отечестве никогда не будет забыта
Стасов Н.В.
«С утра до позднего вечера бродит по темным дубравам»
Иллюстрация к повести Гоголя
Раньше: Иван Николаевич Крамской (1837 - 1887) - художник жанровой, исторической и портретной живописи