• Авторизация


Руми 12-10-2009 16:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Притчи Руми
 
 
Ответ Лейлы
 
 
 
Когда Лейла в чертог царя вошла,
Тот изумился: «Ты и есть Лейла?
 
Но где ж красы твоей волшебной сила?
Чем ты Меджнуна разума лишила,
 
Невзрачная, обычная вполне?
И лик, и стан твой безразличны мне!»
 
Лейла ему: «О царь, не зарекайся,
Ведь ты меня не видишь взором Кайса,
 
Темны и тяжелы глаза твои:
Ты в вечной не клянешься мне любви,
 
Мне сердцем не свершаешь поклоненье,
От страсти не впадаешь в опьяненье.
 
Твой трезвый ум в гордыне вознесен,
Но эта трезвость — самый тяжкий сон.
 
Лишь человек, с ума сведенный страстью,
Над высшей явью обладает властью.
 
Хотя в твои закрытые зеницы
Свет Правды и пытается пробиться,
 
Но ты сквозь сон, что камня тяжелей,
Печешься лишь о выгоде своей.
 
Увы! Тому, чье сердце к страсти глухо,
Вовеки не взойти к вершинам духа:
 
Ты преуспел в своих земных делах,
Но в вышнем мире обретешь лишь прах.
 
Твой взгляд за тенью призрачной следит,
Сама же птица по небу летит.
 
Ты за стрелой стрелу пускаешь смело
Туда, где тень, а не туда, где тело,
 
И лишь тогда почувствуешь печаль,
Когда поймешь: конец — и пуст колчан!.
 
 
Меджнун (араб. «безумный») — прозвище юноши по имени Кайс, который был охвачен экзальтированной любовью к девушке по имени Лейли. Древнеарабское предание («Повесть о любви Меджнуна и Лейли») получило широчайшее распространение во всем мусульманском мире. Его сюжет лег в основу ряда поэм великих суфийских авторов. В суфизме любовь Меджнуна к Лейли — символ иррационального, экстатического стремления души к Богу.
 
Комментарии Д. Щедровицкого
 
Здесь Лейла символизирует Божественный Абсолют— цель стремлений и объект преданной любви суфийского адепта («Меджнуна»). В образе халифа представлен человек, ослепленный эгоизмом («печешься лишь о выгоде своей»), который напрасно прожил жизнь, гоняясь за материальными объектами — призрачными проекциями, «тенями» Высшей Реальности. В притче отражено суфийское (соотносящееся с учением Платона) представление о взаимоотношении между прообразом (архетипом) явления, находящимся в вышнем мире, — и его отображением — «тенью» — в мире вещественном. Жизнь становится осмысленной лишь в том случае, если человек находится на пути к «вершинам духа», а не гоняется за «тенью призрачной». Истинный суфий — «человек, с ума сведенный страстью» — является «безумцем» в глазах тех закоренелых материалистов, чей «трезвый ум в гордыне вознесен», «чье сердце к страсти глухо». Однако только духовная любовь служит для души верным проводником в обители «высшей яви».
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Руми | Under_the_Light - Under the Light | Лента друзей Under_the_Light / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»