• Авторизация


БИОГРАФИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА. 29-08-2008 14:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сергей Александрович Есенин (1895-1925) - российский поэт. Судьбе было угодно, чтобы "учитель школы грамоты" Есенин стал поэтом. Путь в литературу лежал через работу приказчика в лавке, подчитчика в типографии, через общение с писателями Суриковского литературно-музыкального кружка и занятия на историко-философском отделении Народного университета А. П. Шанявского. В марте 1915 года Есенин знакомится с Александром Блоком, читает ему свои стихи. Блок делает запись в своей книжке: "...стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык". Образ "родины кроткой" в стихах Есенина тех лет вызвал благожелательный отзыв Зинаиды Гиппиус, приветствовавшей обращенность поэта к христианской мифологии, поэтизации национальной старины. В первом сборнике "Радуница" (1916) отразились взгляды Есенина как "новокрестьянского" поэта (С. А. Клычков, Н. А. Клюев, А. В. Ширяевец), противопоставляющего себя поэтам "из интеллигенции". Крестьянское, народное сознание воплощено в яркой фольклорной образности, воспринимаемой как выражение души лирического героя. Насыщенный метафорой, "узорчатый" стиль "Радуницы" с новой силой зазвучит в "имажинистский" период творчества Есенина.

Наследуя во многом традиции поэзии А. В. Кольцова - напевность, песенность стиха, использование народно-поэтической образности, - Есенин рисует деревню, Русь светлыми красками ("Береза", "На плетнях висят баранки...", "Я пастух, мои палаты...").

"Лирическим чувствованием" проникнута вся поэзия Есенина. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, интимнейших настроений, которые возникали в его душе. Все богатство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели - дать читателю ощутить красоту и животворящую силу русской природы, в которой живет душа России.

Природа в стихах Есенина в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается и умирает, грустит и радуется. Природа у него не пейзажный фон, а любимый герой поэта. В создании образа природы Есенин опирается на опыт народной поэзии, обращаясь к многократному использованию развернутых олицетворений, метафор ("Отговорила роща золотая...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Заметался пожар голубой..."). Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эта цветовая гамма усиливала впечатление необъятности просторов России ("Гой ты, Русь моя родная..."). Один из важнейших элементов стиля поэзии Есенина - стремление к "овеществлению" образа ("ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве", "отговорила роща золотая березовым, веселым языком", "плачет метель, как цыганская скрипка").

Лирический герой Есенина - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений, мир его чувств, дум сложен и противоречив, характер полон драматизма. Облик поэзии Есенина изменяется под воздействием исторических событий, революция рождает иной образ родины.

Образ "кроткой Руси" в предреволюционные годы расширяется. В поэзии Есенина все чаще звучат мотивы тоски по утерянному раю ("Не бродить, не мять в кустах багряных", 1917; "Запели тесаные дроги", 1916; "В том краю, где желтая крапива", 1915; "Устал я жить в родном краю", 1915).

События 1917 года стали для Есенина сиволом духовного обновления жизни. В поэмах "Иорданская голубица", "Инония" (1918) звучит мотив оправдания революции как пути к новой вере. Следуя традиции русской и мировой поэзии, Есенин смело разрабатывает богоборческие мотивы, объявляя себя новым пророком, отразившим взгляды и чаяния многомиллионной крестьянской массы. Церковно-славянская лексика, библейский словарь ("Октоих", "Сельский часослов"), религиозные образы лишь "оболочка" чисто земных помыслов.

Наиболее значительные произведения Есенина созданы в 1920-е годы. В это время обостряется желание философского осмысления действительности. Проблема гибели старой жизни не укладывается в характеристику противоречий между "городом" и "деревней". В поэме "Сорокоуст" (1920), цикле "Москва кабацкая" (1924) отразилась глубоко личная трагедия, переживаемая Есениным - человеком и гражданином ("Исповедь хулигана", 1920).

В поэме "Черный человек" (1923-1925) Есенин, наследуя традиции Федора Достоевского, использует мотив "двойничества", раскрывающий нравственную борьбу между добром и злом в душе человека. Есенин как бы возвращается к изобразительной предметности ранней лирики, олицетворяя зло в образе Черного человека. Образ Черного человека не исчезает из сознания Есенина (не случайно в поэме трость, брошенная в черного человека, лишь разбивает зеркало), усиливаются мотивы тоски и одиночества, чуждости кипящей вокруг жизни ("Русь советская"). Образ родины воспринимался Есениным шире и глубже "октября и мая": он видел историческую миссию отечества не в утверждении новой идеологии, а в продолжении и развитии великих гуманистических традиций, которые впитала в себя Россия.

До сих пор не разрешена загадка ухода Есенина из жизни. По одной версии он покончил самоубийством, по другой - был насильственно умерщвлен.

Литература.
Марина Уртминцева. "Словарь русской литературы", 1997.
[300x431]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
15-05-2010-22:42 удалить
Подражание Сергею Есенину.
Обожгла!
Наводнила тоскою,
Заплела мою душу в косу!
Что ты сделала, Жизнь со мною? –
Зарубила рубец на носу.

Не зарубка на памяти шаткой,
Не забыть этих дней поток,
Но уже не скачу лошадкой,
Как когда-то скакать я мог.

И в Малевича чёрном квадрате
Вижу Тайны глубинных идей,
Всё же Жизнь не зря я потратил,
Всё, что прожито мной – для людей,

Чёрным Дырам в Квадрате не страшно
Поглaщает Квадрaты Дыра.
Вспомню с нежностью день мой вчерашний,
Позабытое мною Вчера.

С астрономией шутки плохи,
Математика истины – вещь.
Да, не даром учили Пророки:
Только Душу в Себе не калечь?.

Обожгла!
Наводнила тоскою,
Заплела мою Душу в косу
Что ты сделала, Жизнь, со мною?
Zарубила рубец на носу.
15-05-2010-22:56 удалить
Обожгла!
Наводнила тоскою,
Заплела мою душу в косу!
Что ты сделала, Жизнь со мною? –
Зарубила рубец на носу.

Не зарубка на памяти шаткой,
Не забыть этих дней поток,
Но уже не скачу лошадкой,
Как когда-то скакать я мог.

И в Малевича чёрном квадрате
Вижу Тайны глубинных идей,
Всё же Жизнь не зря я потратил,
Всё, что прожито мной – для людей,

Чёрным Дырам в Квадрате не страшно
Поглaщает Квадрaты Дыра.
Вспомню с нежностью день мой вчерашний,
Позабытое мною Вчера.

С астрономией шутки плохи,
Математика истины – вещь.
Да, не даром учили Пророки:
Только Душу в Себе не калечь?.
Подражание Сергею Есенину.
(Из старого)

Обожгла!
Наводнила тоскою,
Заплела мою Душу в косу
Что ты сделала, Жизнь, со мною?
Зарубила рубец на носу.
15-05-2010-23:07 удалить
Извините, нечаянно опубликoвал дважды,
Владимир Симановский.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник БИОГРАФИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА. | Прекрасная_Василиса - Царевна Лягушка | Лента друзей Прекрасная_Василиса / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»