[показать]
[показать]
[показать]
Автопортрет (1790-95)
[показать]
Гойя. Герцог Альба. 1795г. За год до смерти.
Вообще-то не он был герцог Альба. Его собственные
титулы и имена занимают полные восемь строчек. Он был другой герцог.
Герцогиня Альба была она.
Она была наследницей всех богатств и титулов рода Альба.
Герцогиня была прямым потомком III-го Герцога Альба, самого выдающегося полководца
Европы в 16 веке. И Советская власть нас правильно учила, что он был
кровавым наместником короля в Нидерландах.Правда нас не учили,
что он одержал пачку побед в решающих битвах Европы. Но это уже обычные детали
советского образования.
Когда они поженились,
то по испанским законам ко всем его титулам дабавился и герцог Альба.
Они объединили свои богатства и владения, и стали скорее
всего самой богатой парой Испании. Даже богаче чем герцог Осуна и его жена.
Интересно, что обе пары герцогов с герцогинями были покровителями Гойи.
Для герцогов Осуна, Гойя наверное сделал больше работ.
Но и герцог Альба недаром вместе с герцогиней был покровителем Гойи.
Это был культурный,
образованный и талантливый человек.
Его друг, знаменитый итальянец на службе
в Испании, Алессандро Малеспина, пытался сместить любовника королевы, Годоя,
с поста премьера, для герцога Альба. Но из этого, конечно ничего не вышло.
Королева всё и вся держала под контролем.
На этом политическая карьера Гецога Альбы кончилась.
Герцог был одарённый музыкант, и прекрасный наездник.
Как мы видим Гойя использовал эти таланты своего покровителя в портрете.
Герцог стоит в элегантном костюме и в сапогах наездника.
Но при этом, с несколько меланхоличным видом, герцог рассматривает ноты Гайдна.
Герцог Альба заказывал Гайдну не одно произведение. Он не только любил, но и понимал музыку.
Гойя знал об этом.
Ко всему этому, Гойя правильно использовал неоклассический
интерьер этого дворца Альба.
Удачно. Прекрасно смотрится.
[показать]
Гойя. Портрет герцогини Альба в чёрном 1797.
Это портрет герцогини на следующий год после смерти её просвещённого мужа.
Герцогиня показывает на надпись, которая говорит:
--ТОЛЬКО ГОЙЯ!---
Лет 50-60 назад, картину реставрировали и стала видна надпись.
Когда Герцог умер, Герцогиня поехала в провинцию, в одно из её поместий.
Гойя был в очень хороших отношениях с обоими. Он бывало жил у них.
Теперь, Гойя поехал с Герцогиней в место, где она собиралась соблюдать траур.
Конечно они были любовниками. Почему бы эта любовь должна
была оставаться неосущёствлённой физически?
Она наверное действительно неслабо любила его.
Дело в том, что с 1792 на 1793 год, Гойя страшно болел,
чуть не умер и ещё в 1792 году Гойя ПОЛНОСТЬЮ ПОТЕРЯЛ СЛУХ.
Глухой Гойяя, стал не самым контактным человеком для лёгкого общения.
С ним было непросто.В 46 лет ему нужно было учиться жить полностью глухим.
Но они хорошо жили вместе. В Герцогине было что-то от её прадеда военоначальника.
Она была нестандартная.
Гойя писал её в шутливых ситуациях или в неподходящем виде.Ей это нравилось.
[показать]
Гойя. Портрет герцогини Альба в белом. 1795.
Этот портрет, по-видимому парный. Он написан как пара портрету мужа , который вы видели выше.
Эти оба портрета одного года,---1795 года.
Это была обычная практика, когда заказывали вместе портреты супругов.
Герцогиня показывает на надпись, которая два раза, более ни менее,
говорит --- БЕЛАЯ.
То есть её фамилия и её платье.Там же написан год и имя художника.
Герцогиня Альба была женщина, которая неслабо эпатировала, или
просто шокировала, своим нестандартным поведением и
образом жизни общество того времени.
Поэтому и слухи о ней допускали больше, чем о любой жене испанского гранда.
Но её жизнь была короткой. Она пережила мужа на 6 лет и умерла в 40 лет,
в 1802 году.
[показать]
Гойя.Стиль причёски гецогини Альба 1796-1797.
А вот и одна из его шуток. Удачно.
Герцогиня была ещё больше хулиганкой чем Гойя.
Она придумывала разные штуки.
Они познакомились в 1791 году. Совсем необязательно,
что они были уже любовниками когда Герцог был ещё жив.
Не потому что Герцогиню это могло остановить.
Она не подчинялась этике её времени, если не хотела.
Просто не похоже, что до того как они поехали в
поместье после смерти Герцога,
они уже были вместе.
Это красивая история любви. И нестандартная.
Вениамин.
[586x604]
«Гойя, автопортрет 1824 г.» на Яндекс.Фотках
[показать]
Гойя,Мария-Луиза Пармская, королева Испании, с мантильей. (1799)
Гойя работал, последовательно, при дворе трёх королей. При этой паре прошли его лучшие, и самые длинные годы.
Пармская принцесса, которая стала королевой Испании, никогда не выглядела слишком привлекательной.
Но художники, и в Италии, и потом в Испании улучшали её выгляд.
Но не Гойя. Он писал её достойно, но как видите, он её писал достаточно
приближённо к действительности.
Конечно королева могла потерять Гойю. Это она, вместе с любовником всей её
жизни,премьр-министром Мануэлем Годоем, правила страной. Король не считался.
Но королева по-видимому умела ценить великий талант.
И при дворе самым главным художником стал Гойя.
Там была сложная иерархия. В 1799 (или 98-ом) году Гойя стал самым-самым главным художником,
с гигантским жалованием в 50тыс. реалов в год. Плюс 500 дукатов (5500 реалов) на кучера и карету.
И Гойя продолжал писать её портреты не слишком приукрашивая. Увидите.
[показать]
Мария-Луиза Пармская, королева Испании,1789г.
Maella, Mariano Salvador (1739 – 1819);
Этот портрет королевы как вы видите написал не Гойя. И здесь королева выглядит получше.
Дело не в том, что она здесь моложе. На портрете Гойи того же года, она так не выглядит.
Для женщины желание выглядеть получше естественно.
Но королева не использовала её власть, чтобы завести более подходящего главного придворного художника.
Для королевы Шекспира, Елизаветы, лет тридцать существовал один и тот же портрет,
с небольшой поправкой на возраст. Поэтому, мы и не знаем толком как королева выглядела.
И любовники у Елизаветы были не слишком надёжные, несмотря на её портрет.
А вот посмотрите на испанского, королевского любовника.
[показать]
Гойя,1789 год. Карл IV король Испании(1748—1819)
Король был классический подкаблучник. Королева делала всё что хотела и ещё столько же.
И Гойя, не хуже чем на знаменитом портрете Николая II
Вал. Серова, показал нам слабого человека.
Гойя был портретист высокого класса. Он мог всё.
Но всё же он написал короля мягко, не правда ли?
Король не был совсем уж глупый.Он был слабый.
Семейный королевский портрет, который Гойя написал --- поражает.
Гойя художественными средствами, просто открыто рассказал
всю ситуацию в семье. Мы увидим.
[показать]
Гойя, Герцог Алькудийский, "Князь мира" Мануэль Годой.
Премьер-министр Испании. 1801
Хорошо быть королевой. Кого хочу, того к себе и ВОРОЧУ.
И не имеет значения, что королева не только не первая красавица
на Мадридской деревне, но даже не входит ни в первую, ни во вторую десятку.
Посмотрите на него.
Этот грубиян наверное так сладко целовал королеву,
что именно поэтому она прощала ему не только других дам, но и его постоянную любовницу, Пепиту.
Когда Годой подписал в Европе мирный договор, она его сделала "Князем мира"
Королева всё для него делала.
Сначала из за игр Наполеона, а после Наполеона, союзников,
король, королева и примкнувший к ним премьер,
остались без трона, и доживали свою жизнь во Франции и в Риме.
Королева умерла в 1819 году . У её постели был Годой. Короля просто не было в Риме на тот момент.
Но Годой её не покидал. Она была значительно старше его. И в изгнании, Годой
не зависел от королевской пары.
Но Годой не ушёл от королевы, буквально до самой смерти.Это было красиво.
Но хитрая королева и неумный и такой жадный как Меньшиков, Годой,
довели Испанию до катастрофы.
Через несколько месяцев после королевы умер и король. Тоже в Риме.
Годой умер в Париже, в 1851г. Он пережил их на 32 года. Он даже успел,
(кажется. не очень ясный источник) получить
назад какую-то часть своих несметных богатств и некоторые титулы, за четыре года до смерти.
В 1828 году умерла его жена. И наконец, в следующем году,
Годой официально женился на своей, всю жизнь любовнице, Пепите Тудо. (Pepita Tudó).
Они были тайно женаты давно.
Этот премьер, умел жить с классом.
Пепита дожила до 90 лет. Когда ей уже было 90 лет, она сказала журналисту,
что У Годоя была единственная любовь в жизни. Это была королева Мария-Луиза.
Вот так. Я только повторяю то, что о ней известно.
В романе "Гойя", Фейхтвангер описал их всех
как и всегда с высоким уровнем его таланта.
Но роман это всё же роман, а не жизнь.
Одно слово---РОМАН.
[показать]
[показать]
Vicente Lopez y Portana. Пепита Тудо. Графиня.(1779 - 1869) прим.первая четверть 19 века.
Вот эта знаменитая Пепита. Есть конечно её портрет написанный и Гойей. Я не знаю куда я его задевал.
Этот художник, сменил Гойю на посту главного художника.
Его лучшая работа,которая смотрится и сегодня, это портрет Гойи незадолго до смерти.
Это очень интересный парадокс и обстоятельства.
Я покажу и расскажу, когда мы дойдём до последних лет Гойи.
Я не просто так поместил Пепиту. Дело в том, что Пепита считается куда более вероятной моделью
для "Махи обнажённой" чем крепко сидящая в наших головах версия про герцогиню. Сегодня трудно
доказать что-нибудь наверняка. Когда дойдём до "Махи..." поговорим.
В любом случае Годой потом, по смерти герцогини загрёб и обеих "Мах" Гойи и знаменитейшую "Венеру с зеркалом" Веласкеса. И ещё много чего.
Его жадность, которая не знала границ, потом сгубила его самого, короля, королеву и Испанию.
Наполеон обвёл жадного Годоя вокруг пальца.
Наполеон элементарно наобещал жадному Годою почти половину Португалии.
И почти своими руками Годой отдал Наполеону Испанию.
Когда он понял, что его использовали было уже поздно.
Гойя по его убеждениям был либерал. Он приветствовал французскую революцию,
и свободы, но не императора и захватническую империю.
[показать]
Гойя,Семья Карла IV, 1800 г.
Я решил добавить, чтобы закончить эту тему.
Посмотрите какой класс.
Гойя был очень поздний в его поисках своего стиля и в утверждении его поразительных идей.
Он поздно прославился и т.д.
Но в 1800 году, хоть и полностью глухой,Гойя был не просто
в пике таланта. В возрасте 54 года,он всё ещё шёл вперёд и развивал,
и осуществлял его новые идеи.
Мы обо всём этом поговорим.
Веласкес был в числе двух учителей-художников, которых называл Гойя. Вторым был Рембрандт.
Конечно это сделано, по образцу Веласкеса---- "Менины". Так же само королевская семья, вроде бы
совершенно случайно, да ещё и в полном составе, оказалась в мастерской художника.
Но Гойя был, что-то с чем-то. При том, что у него действительно были прекрасные отношения
с этой королевской парой. Ничего тёплого, как на картине у Веласкеса, в изображении августейшей
семьи нету. Гойя, как и Веласкес, пристроился сбоку.
Но в его композиции, Гойя выдвинул семью вперёд, осветил ,развернул на публику,
и примерно сказал публике--
---Судите сами, какие они.---
Лучше всех сказал знаменитый Теофиль Готье.
Он сказал, что они выглядят,
---- Как семья булочника, из булочной,
что стоит на углу после того, что они выиграли в лотерею.----
Как припечатал.
Посмотрите сами и вы скажете, что он прав.
И Гойя написал так, что всем понятно кто в семье носит брюки.
Между прочим, пару деток были больше чем просто похожи на премьера Годоя.
Наверное у современников не было проблем, чтобы разглядеть это сходство на семейном портрете.
Вениамин.
Мужской портрет.
Гойя, достойнейший преемник Веласкеса.
[показать]
Маркиз де Сан Адриан. 1804г.
Гойя Франсиско (1746-1828)
Francisco de Goya , 1804 Portrait of the Marquis of San Adrian
Museum of Navarra in Pamplona , Navarra ( Spain )
Это одна из работ, которые Гойя сделал под прямым влиянием английского портрета.
[показать]
[134x300]
«Памятник Гойе у бокового входа в музей "Прадо" Мадрид.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]