[показать]В некогда популярном фильме «Последний дюйм» звучала песня: «Простите солдатам последний грех,/ И в памяти не храня,/ Печальных не ставьте над нами вех./ Какое мне дело/ До вас до всех?/ А вам до меня?». Написали эту культовую песню того времени поэт Марк Соболь и композитор Моисей Вайнберг.
Моисей (Мечислав) Самуилович Вайнберг (1919-1996), композитор, пианист.
Сначала несколько фактов биографии. Родился Моисей Вайнберг (8 декабря 1919 – 26 февраля 1996) в Варшаве. Его отец, Шмуэль Вайнберг (1882-1943), перебрался в польскую столицу из Кишинева за десять дней до рождения сына. Шмуэль, переживший печально знаменитый Кишиневский погром 1903 года, в котором погибли его дед и отец, решил увезти свою беременную жену подальше от опасности. В Варшаве он устроился в еврейский театр - скрипачом и дирижером оркестра, а в свободное от работы время обучал маленького сына игре на пианино. Мойшелэ схватывал уроки музыки буквально на лету, и однажды в оркестре театра появился новый пианист – 10-летний Моисей Вайнберг, позже ставший музыкальным руководителем нескольких постановок. В 12 лет мальчик поступил в Варшавскую консерваторию, где продолжил обучение у профессора Ю. Турчиньского (по классу фортепиано). В 1939 году, когда началась Вторая мировая, он бежал в СССР, а его близкие – родители и сестра – решили остаться в Польше и погибли в концлагере Травники. При переходе границы пограничник по ошибке "присвоил" Вайнбергу имя Мечислав. Под этим именем он и остался... Два года Вайнберг прожил в Минске, окончил Белорусскую консерваторию (класс композиции В.А. Золотарева). Из Минска он отправился в Ташкент, стал сочинять там оперную музыку, потом познакомился с Соломоном Михоэлсом и женился на его дочери Наталье. В 1943 году по настоянию Д.Д. Шостаковича, которого покорил талант молодого композитора, Вайнберг переехал в Москву. Они стали друзьями, и Вайнберг позже сказал об этом так: «Я словно бы родился заново». Как известно, в результате послевоенной антисемитской кампании Михоэлс был зверски убит в Минске в январе 1948 года. Наступили действительно черные дни советской еврейской культуры. Некоторые из работ Моисея Вайнберга были запрещены к исполнению, и он вынужден был зарабатывать тем, что стал писать музыку для цирковых представлений. А в феврале 53-го он был арестован по обвинению в «еврейском буржуазном национализме» и в тесных связях с Еврейским антифашистским комитетом. Д.Д. Шостакович написал Лаврентию Берия, сообщил, что готов присмотреть за дочерью Вайнберга в случае ареста его жены.
Д.Д. Шостакович и М.С. Вайнберг (в центре - О.Ю. Вайнберг)
Трагическую ситуацию разрешила смерть Сталина в марте 1953 года, и Вайнберг вскоре был официально реабилитирован. Однако трех месяцев тюрьмы хватило, чтобы полностью подорвать здоровье музыканта и наложить на лучшие его сочинения отпечаток горечи и боли: на страницах Скрипичного концерта, Шестой, Седьмой, Двенадцатой симфоний, трилогии «На пороге войны» трагические события жизни композитора отражены в полной мере. Но так сложилось, что Моисей Вайнберг более известен как автор музыки и песен к советским кинофильмам (в том числе к знаменитому "Последнему дюйму" и шедевру Калатозова "Летят журавли") и мультфильмам (в частности, к мультфильму "Винни-Пух"). См. записи в ККРЭ. Вайнберг часто шутил, что Винни-Пух его кормит, благодаря чему он может сочинять свои симфонии и оперы. Симфонические произведения Вайнберга считались не соответствующими духу соцреализма - 26 его симфоний, 17 квартетов, концерты для скрипки и виолончели, 7 опер и балет, более ста романсов на слова Ш. Петефи, Ю. Тувима, И.Л. Переца исполнялись нечасто, или вообще были запрещены, например, легендарная опера "Пассажирка" (по повести Зофьи Посмыш, 1968, о случайной встрече бывших узницы и надзирательницы концлагеря), мировая премьера которой состоялась недавно.
К концу жизни композитор откровенно страдал от невнимания к своей музыке. Очень хочется восполнить этот пробел.
Когда у Шостаковича спросили: "Дмитрий Дмитриевич, зачем Вы так много квартетов пишете?" - великий композитор отшутился: "Не хочу уступать Моисею Самуиловичу". Но и Моисей Самуилович Вайнберг, бывший ближайшим другом Шостаковича, в последние годы жизни, не уступал ему как симфонист. В выборе симфонических жанров и типов Вайнберг был столь же оригинален, как Шостакович, в чем-то даже его предвосхитил. Так, его вокальные симфонии - Шестая, Восьмая ("Цветы Польши") и Девятая ("Уцелевшие строки") оказались в том же русле, что Тринадцатая и Четырнадцатая Шостаковича. В творчестве композитора огромное место занимала еврейская тема. И, конечно, это было не случайно. В его музыке, говоря словами Пастернака, "дышала почва и судьба". О Шестой симфонии, созданной одновременно с «Бабьим Яром», следует сказать особо. Вспоминая о жертвах Холокоста, Вайнберг рассказывает о трагедии еврейского народа в интимном, приглушенном тоне; хор мальчиков, поющий о маленьком скрипаче и затем о расстрелянных детях, производит необыкновенно сильное впечатление, особенно 2-ая часть (Allegro molto), бешеный ритм которой воплощает разгул сил зла.
Предлагаю ценителям серьезной музыки следующие записи:
P.S. Британская фирма звукозаписи «Олимпия» выпустила 15 дисков с записью произведений Моисея Вайнберга. Я же давно и безуспешно ищу кантату "Дневник любви" (1965), посвященную детям, погибшим в Освенциме...
Налет (соло на ф-но-М. Вайнберг):