Польский священник и математик, друживший с покойным Папой Иоанном Павлом II, получил самую крупную научную премию за работу, которая демонстрирует, как математика может предоставить косвенные доказательства существования Бога.
72-летний профессор Михал Геллер, специалист по космологии и философ, специализирующийся на математике и метафизике,недавно в Нью-Йорке получил премию в 820 тыс. евро.
Теории профессора Михалa Геллера не столько содержат доказательства существования Бога, сколько заставляют усомниться в материальном существовании мира вокруг нас. Он разрабатывает сложную формулу, которая позволяет объяснить все, даже случайность, путем математических подсчетов.
Как утверждают представители Фонда Темплтона, который выдает премию "За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий" в течение 35 лет, исследования профессора Геллера "расширили метафизические горизонты науки". Сумма премии корректируется каждый год с тем, чтобы она была больше суммы, выдаваемой Фондом Нобеля.
На получение премии кандидатуру профессора Геллера выдвинул профессор Кароль Мущёл, ректор Ягеллонского университета в Кракове. "Его уникальность как творческого ученого и мыслящего верующего приносит в науку ощущение трансцендентной тайны, а в религию – взгляд на Вселенную широко открытыми глазами ученого".
"Он ввел важное понятие теологии науки. Он сумел показать, что религия, изолирующая себя от научных исследований, неубедительна, а наука, не признающая иные пути понимания, слепа". Когда Геллер был мальчиком, его семью отправили в Сибирь. Его отец участвовал в строительстве заводов в Польше и присоединился к группе, которая саботировала строительство химического завода на юге в то время, когда нацисты вторглись в Польшу в начале Второй мировой войны.
Семья бежала во Львов, а оттуда русские отправили их в Сибирь, где Геллер окончил начальную школу. К тому времени, когда он перешел в среднюю школу, война завершилась, и семья возвратилась в Польшу. Когда Геллер решил поступить в семинарию, его отца снова подвергли преследованиям.Несмотря на подавление религии в Польше, Геллер достиг вершин в своей области, занимаясь исследованиями в университетах по всему миру, включая Оксфорд и Льеж. В свою бытность архиепископом Кракова он работал с папой Иоанном Павлом II и был одним из ученых, которых каждое лето приглашали в Кастель-Гандольфо, летнюю резиденцию Папы, для обсуждения проводившихся ими исследований.
Джон Темплтон, председатель Фонда Джона Темплтона и сын сэра Джона Темплтона, который основал фонд в 1973 году, заявил: "Стремление Михалa Геллера к более глубокому пониманию привело к важным прорывам в религиозных концепциях, а также расширило горизонты науки".
Геллер сообщил, что отдаст свою премию на создание нового Центра Коперника в Кракове, центра исследований в области науки и теологии.
- Работа профессора Геллера строится вокруг поиска фундаментальной теории творения. Его исследования идут дальше Эйнштейна в область квантовой механики, космологии, физики и чистой математики, включая собственную версию уравнения Гейзенберга. Хотя его теории не доказывают существования Бога, они могут предоставить косвенные доказательства его существования.
- Если у Вселенной было начало, мы можем предположить, что у нее был Творец. Однако если Вселен ная автономна, не имея ни границ, ни края, то у нее нет ни начала, ни конца: она просто существует. Где же тогда место для Творца?
- Профессор Геллер выступает против ньютоновской концепции творения, то есть против идеи абсолютного пространства и абсолютного времени и Бога, создающего энергию и вещество.
- Он предлагает современным теологам вернуться к традиционной доктрине, согласно которой создание Вселенной было актом вне пространства и времени.
Ну что тут скажешь? Лучше всего об этом написано в бессмертном романе о незабвенном сыне турецкоподанного:
" Эй вы, херувимы и серафимы! - сказал Остап, вызывая врагов на диспут. -- Бога нет! -- Нет, есть, -- возразил ксендз Алоизий Морошек, заслоняя своим телом Козлевича. -- Это просто хулиганство, -- забормотал ксендз
Кушаковский.... Как же вы утверждаете, что бога нет, - начал Алоизий Морошек задушевным голосом, -- когда все живое создано им!..-- Знаю, знаю, -- сказал Остап, -- я сам старый католик и латинист. Пуэр, соцер, веспер, генер, либер, мизер, аспер, тенер.... Сын мой, - сказал Кушаковский, с ненавистью глядя на Остапа, -- вы заблуждаетесь, сын мой. Чудеса господни свидетельствуют...
-- Ксендз! Перестаньте трепаться! - строго сказал великий комбинатор. -- Я сам творил чудеса. Не далее как четыре года назад мне пришлось в одном городишке несколько дней пробыть Иисусом Христом. И все было в порядке. Я даже накормил пятью хлебами несколько тысяч верующих. Накормить-то я их накормил, но какая была давка!..... -- Пан Козлевич! - застонали ксендзы. - Доконд пан иде? Опаментайсе, пан! -- Вот видите, -- крикнул Остап опечаленным ксендзам, занимая командорское место, -- я же говорил вам, что бога нету.
Научный факт. Прощайте, ксендзы! До свидания, патеры!"
А если сериозно ,то
Мне больше нравится мысль Канта, что с позиций нашего разума невозможно ни доказать, ни опровергнуть существование Бога. Это - предмет веры, а не науки
Но:
et ego dico tibi quia tu es Petrus et super hanc petram aedificabo ecclesiam meam et portae inferi non praevalebunt adversum em