• Авторизация


Без заголовка 04-12-2008 01:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[291x403]
По По. Евгений Гришковец. Пресса о спектакле
Время новостей, 14 декабря 2005 года
Александр Соколянский
Это вот я, а это он
Евгений Гришковец и Александр Цекало в спектакле «По По»


Спектакль Евгения Гришковца «По По» устроен, казалось бы, бесхитростно. Два равноправных партнера рассказывают друг другу (не залу, а именно друг другу) более или менее увлекательные истории, почерпнутые из сочинений Эдгара Аллана По, и забавно перевирают их по ходу изложения. Партнеры никак не обсуждают рассказанное, не лезут со своими комментариями, почти не задают друг другу вопросов. Оба предельно корректны и нарочито невыразительны, от них нельзя дождаться никакого «да что ты!», или «ну, а дальше?», или «нет, давай лучше я» - один говорит, другой слушает, и это все.

Можно подумать, что перед нами некая первородная (вернее, зародышевая) форма драматического театра, но сведущий человек твердо скажет: такой формы никогда не было. Театр начинался на принципиально иных основаниях, залогом сюжетного развития в нем было как раз неравноправие, неравновесие героя и хора. То, что придумал Гришковец, весьма ново, и энергия этого его спектакля - как, впрочем, и всех предыдущих - энергия не возвращения к началу, а притяжения к пределу театрального искусства, энергия не зачина, а тупика. Традиция «По По» по существу своему лежит вне традиций европейского театра. Ориентир здесь не греческая игра, высвобождающая страсти, а арабская сказка, их убаюкивающая, не трилогия Эсхила, а «1001 ночь». Одна Шахразада рассказывает свои истории другой Шахразаде, причем - поправимся! - не свои, а как раз чужие, «ничьи» истории. В чем и состоит их особая, рахат-лукумная привлекательность.

Спектакль «По По» был придуман очень давно, его впервые сыграли в самодеятельном кемеровском театре «Ложа». Вероятно, публике 90-х годов было трудно (гораздо труднее, чем нынешней) поверить, что руководитель театра Гришковец действительно пересказал своим актерам содержание давно прочитанной книжки, что он ее не перечитывал с младых ногтей, что актеры знали Эдгара По только понаслышке. Хорошие книжки все еще лежали на столах, почти все их читали - очень немногие успели с головой засунуться в деловую жизнь - и все принимали притворную полуграмотность «Ложи» как условие комического представления. Потом Гришковец уехал из Кемерова и совершенно по справедливости прославился. «По По» с актерами Нового Рижского театра он уже делал на правах знаменитости. А рассказов Эдгара По молодые рижане, должно быть, и вправду не читали.

Когда этот спектакль был показан на фестивале NET-2001, все поздравляли Гришковца с новой, перспективной удачей и, в придаточных предложениях, почти извиняющимся тоном говорили о непередаваемости приемов: мол, сам Гришковец одно, а все, кому он передает свою технику, совсем другое, второсортное по происхождению. Эти упреки сами по себе могли бы быть лестны: кому только подобное не говорилось, хотя бы и Станиславскому. Важно, однако, то, что Гришковец, в отличие от Станиславского и от кого угодно из театральных реформаторов, передает свою театральную науку походя, не особо интересуясь результатами. Говоря всерьез, его театральной идее некуда развиваться, с нее можно только снимать нарастающие пенки.

Проницательный и доброжелательный критик Глеб Ситковский писал о спектакле «По По» осенью 2001-го: «Часто получается что-то вроде коротеньких скетчей, с которыми прямиком можно идти на эстраду. Но Гришковец (это точно) не пойдет на эстраду. Обогнет ее и пойдет себе дальше». Предсказание оправдалось на две трети. Евгений Гришковец не пошел на эстраду, она сама его накрыла: гора пришла к новому Магомету.

Александр Цекало не мог не попробовать себя в ипостаси драматического актера - особенно после того, как его бывшая партнерша, Лолита, наглухо провалилась в «Резиновом принце». Особенность новой инкарнации спектакля «По По» состоит в абсолютном равенстве знаменитостей - Гришковцу и Цекало нечего друг с другом делить и нечего друг с другом делать: на сцене они занимаются болтовней, равнодушными смешилками и больше ничем. Они попросту балуют зрителей своим присутствием.

Иногда - часто - самодовольство играющих начинает раздражать. Реже, когда в сценическом существовании возникают проблески сюжета, оно начинает тревожить: игра убога не потому, что таков режиссерский рисунок, а потому, что играть лучше Цекало, видимо, не способен и пора уже думать, способен ли на нечто большее Гришковец. Партнеры, и это их беда, ничем не превосходят друг друга. Что хуже: не стараются превзойти. И самое редкое в их работе - желание полюбиться кому-нибудь, кроме себя. Смешилки - они и есть смешилки. Как сказал бы Митя Шагин, «дурилки картонные».

Одно из качеств красивого жеста: он обязан быть экономным, и этот кантовский постулат пока еще никто не опроверг. Излишество усилий враждебно красоте, это так. Но пока что дуэт Гришковца и Цекало выглядит не изысканно-сдержанным, а попросту ленивым. Ну, типа, мы вышли на сцену, это вот я, а это он, мы, что, еще должны перед вами как-то надрываться? И со всеми претензиями гоните вон отсюда, поскольку билеты проданы вперед на немереное количество представлений. И что мы там будем делать - никого, кроме нас, не касается.

Забавно: я никогда не думал, что Гришковца настолько интересуют голые деньги. И Цекало вроде человек приличный. Но, с другой стороны, если люди услышали свое личное nevermore, упрекать их больше не в чем.
Газета, 13 декабря 2005 года
Глеб Ситковский
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
rendsome 04-12-2008-04:29 удалить
Почитал критику и не захотел ДВД покупать, посмотрел спектакль понравилось, наверное куплю ДэВэДэ :)
Цыркало меня раздражает своими понтами но посмотрев спектакль хочется простить ему это.
Забавно пытаться угадывать о каком рассказе идет речь, много прикольных моментов, игра на втором плане интертрепация сама по себе интересна, аудио файл и без картинки ни в чем не проигрывает
harrisonjohnson 28-10-2012-01:19 удалить
внимание

Я г-н gebrel, адвокат по закону и личным адвокатом одного из моих клиентов с тем же фамилия с вами, кто умер вместе с женой и только Дочь в автомобильной аварии здесь в Ломе-Того без указания его ближайших родственников.
Моя причина для связи с вами, чтобы представить вам в банк в качестве его ближайших родственников на сумму (US $ 14.500.000.00) Четырнадцать миллионов пятьсот Thausand долларов США.
Я объясню более подробно, чтобы вы только я слышу от you.Please имейте в виду, я решил работать с вами базу в вашем профиле, нет никакого риска связаны.
Вернись ко мне для более подробной информации на этот адрес: barristergebrel@yahoo.com
спасибо
адвокат


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | rendsome - Дневник Александр_Ясадович | Лента друзей rendsome / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»