Чайная церемония.
22-07-2008 18:52
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Китайская чайная церемония
Заваренный чай через ситечко наливают в кувшинчик, из которого – по чашкам. В принципе, эту часть из церемонии можно исключить, но тогда будьте готовы к наличию мелких чаинок в чае и горячим чашкам – промежуточное переливание чуть охлаждает чай. При любом варианте в чайнике после разливания чая не должно остаться чая. Если он остается – его просто выливают в стол.
Итак, заварившийся чай разливают по высоким чашечкам (вэнсябэй) так, чтобы у всех был чай одинаковой крепости. Для чего все чашечки сначала заполняются примерно на четверть, потом еще на четверть и еще. То есть в итоге все высокие чашечки должны быть заполнены на три четверти своего объема.
После чего высокие вэнсябэй, как крышкой, накрываются питьевыми чашками – чабэй. Получаются этакие грибки, символизирующие банальный коитус. Эти «грибки» нужно перевернуть. Так, чтобы чабэй оказалась внизу. Наловчившись, это можно делать одной рукой. Если навыка пока нет – можно и двумя. При этом старайтесь плотно (но не очень сильно, конечно), прижимать чашки друг к другу – чтобы не расплескать напиток.
После того, как чайные пары перевернуты, высокие чашки вынимаются из низких. Чай при этом, конечно, переливается в последние. За то в высоких концентрируется аромат чая, который, собственно, и нужно вдыхать. По традиции засовывая нос в чашку и дыша в нее. Ну а их питьевой чашки чай пьют маленькими глотками. Потом снова нюхают вэнсябэй и пьют из чабэй. И так – пока чай не кончится (что произойдет очень быстро, на самом деле).
Когда чай выпит, всю процедуру повторяют. И так несколько раз, до тех пор, пока чай не потеряет свой вкус и аромат. При повторных заливках можно увеличивать время настаивания чая – но это тоже придет с опытом. В промежутках между заливками можно с удовольствием наблюдать метаморфозы, происходящие с чайными листьями – они того стоят. А уж заталкивать в чайник вылезающий из него чай – это вообще сущее удовольствие.
Однако истинное наслаждение китайской чанной церемонией наступит тогда, когда вы сможете оценить внешний вид чая, удивиться цвету напитка, ощутить, как изменяются его аромат и вкус, понять естественность действий чайного мастера, принять несуетливость чайной сущности и разделить с гостями прелесть вдумчивой беседы. Разберемся по порядку.
Внешний вид чая. Как вы помните, церемония начинается со знакомства с чаем. И первые эмоции, испытываемые участником гунфу-ча, связаны с внешним видом сухой заварки. Если человек участвует в церемонии впервые, то он, чаще всего, изрядно удивляется – причудливо свернутые китайские чаи не могут не восхищать. Опытного же участника церемоний при созерцании сухой заварки, как правило, посещает тихая и спокойная радость – он встречает чай, как старого друга, узнавая его и предчувствуя то удовольствие, что приносит общение с ним. Следующий «визуальный контакт» с чаем происходит, как правило, в конце церемонии, когда развернувшиеся чайные листья извлекают из чайника. И вновь новичок и мастер испытывают разные чувства. Новичка удивляет, что те «чаинки», что он рассматривал в самом начале чаепития – это настоящие чайные флеши – два листочка и почка. И теперь он может видеть их целиком, поражаясь, насколько искусно они были свернуты. Опытному же мастеру вид развернувшихся чайных листьев доставляет спокойное удовольствие предсказуемого чуда, в котором ему посчастливилось принять участие.
Цвет напитка. Изначальный цвет напитка определяется, конечно, сортом чая. Улуны, несмотря на то, что все они являются чаями полуферментированными, радуют участников церемонии целой гаммой желто-коричнево-зелено-янтраных оттенков, передать словами которые просто невозможно. Я (Д.Ш.) отчетливо помню потрясение, которое я испытал, первый раз увидев цвет Дун Дина – Улуна с Морозного пика. Настолько насыщенной, яркой, провокационной, радостной (но при этом очень естественной и ни разу не кислотной) желтизны я просто не мог ожидать от чая. Но статичный цвет напитка – это не единственное удовольствие. Цвет чая постоянно меняется – в зависимости от освещения, от посуды, из которой пьется чай и от кучи других причин. Даже будучи налитым в разные чашечки пары – в вансябэй и чабэй – один и тот же чай выглядит неуловимо по-разному. Цвет чая меняется от заварки к заварке, но самые классные изменения происходят внутри питьевой чашечки. Во-первых, цвет напитка меняется от краев к середине чашки. Меняется градиентно. Во-вторых, он меняется при рассматривании чашечки и поднесении ее ко рту. В-третьих, он меняется в процессе выпивания, потому что чая в чашечке становится все меньше. Но при любом раскладе этот цвет остается исключительно чистым и глубоким. И очень светлым.
Нам встречались описания гунфу-ча, в которых рекомендуется проводить церемонию молча – дабы не смущать словами вдумчивый процесс. Однако такая церемония возможна только тогда, когда за одним столиком собираются старые занкомцы, знающие церемонию. Да и им не всегда сидится в тишине. А если вы угощаете чаем гостей, никогда участие в гунфу-ча не принимавших, или пробуете новый чай, или у вас появилась новая посуда – сидеть молча просто не получится. Но темы для разговоров возникнут сами собой. Это сама церемония, обсуждение утвари, чая, нюансов вкуса и аромата. Если хотите, можете гадать на «Книге перемен» или читать буддийские коаны – но это уже будет несколько неорганично. Лучше для беседы выбирать темы простые и ненапряжные – такие, в которых ценно мнение каждого участника разговора. Только тогда беседа получится вдумчивой и приятной.
Вкус и аромат напитка – это, конечно, гвоздь церемонии. Вернее, не столько вкус и аромат, сколько их синхронное изменение. Дело в том, что с чистым вкусом и ароматом хорошего улунского чая может выйти порядочный казус. Для того, чтобы оценить их по полной программе, нужна хорошая тренировка. То есть, попросту говоря, таких чаев нужно изрядно попить, а это условие не всегда и не всем удается соблюсти. А вот проникнуться гармонией изменяющихся вкуса и аромата может каждый. Итак. Сначала приходит аромат – при знакомстве с сухим чаем он имеет выраженные «жженые» нотки – а все остальное зависит от сорта. При втором знакомстве – с омытым чаем – эти жженые нотки вдруг свежеют и чай приобретает настолько сильный и непривычный травяной аромат, что к нему даже не подобрать правильных эпитетов. Вернее – эпитеты и ассоциации уже зависят не только от сорта чая, но и от человека. Не забывайте, что при знакомствах с сухим и омытым чаем делается два вдоха – и ароматы первого и второго вдохов тоже различаются – и эту разницу нужно попытаться уловить.
После того, как начинается собственно чаепитие, начинается и самый кайф. Техника вдыхания аромата не меняется – с выдохом, но в сочетании со вкусом она дает совершенно неожиданный эффект. Как вы помните, первая заварка используется для омовения посуды – но аромат-то чай уже начал отдавать. И после этого омовения церемониальный столик начинает источать едва уловимый чайных запах. Во второй, уже питьевой заварке, аромат проявляется на полную катушку, а вкус еще едва уловим и неотделим от обонятельных ощущений. На третьей заварке аромат начинает слабеть, а вкус – усиливаться, на четвертой они примерно сравниваются (если вкус и аромат вообще можно сравнивать), начиная с пятой заварки вкус начинает доминировать над ароматом. Причем от заварки к заварке меняются не только количественные характеристики вкуса и аромата (сильнее – слабее), меняются и сами вкус с ароматом.
Самое интересное, что в случае с улунскими чаями ассоциативный ряд, возникающий у участников церемонии при встрече с вкусом-ароматом, бывает самым разнообразным. Тыквенные семечки, свежее сено, жженый сахар, цветы, конфеты – люди вспоминают все, что угодно и ощущения эти не формализовать. После пятой заварки (четвертой питьевой) начинает угасать и вкус (аромат уже почти неощутим) – но тут начинается одна забавная штука. Начинает работать чайное послевкусие и, выпивая и вынюхивая очередные чашечки с чаем, ты не понимаешь, откуда берутся вкус и аромат – из чашек или они уже «живут» в тебе. Эти тонкие, почти неуловимые ощущения – одна из самых больших приятностей гунфу-ча.
Еще один источник наслаждения церемонией скрыт в наблюдении за действиями чайного мастера. Выше мы уже писали, что вращательное движение чайником, предваряющее разливание напитка, часто получается само собой – настолько оно очевидно. И это характерно. Все действия чайного мастера, на первый взгляд вычурные, сложные и противоестественные, на сомом деле удивительно просты и потрясающе гармонируют с основной целью гунфу-ча – раскрытием аромата и вкуса чая. Наблюдая за действиями мастера, в какой-то момент понимаешь, что они идеально сочетаются с сущностью чая, начинаешь любоваться ими и хочешь научиться делать все тоже самое...
Но это еще не все. В какой-то момент, после неоднократного наблюдения за действиями чайного матера, понимаешь, в чем основа его мастерства. Оно – в понимании пауз. Вы, наверное, уже заметили, что техническая сторона гунфу-ча – это набор простых действий, которые очень просто воспроизвести. Распечатать страницу из интернета, собрать все причинадалы, купить чаю – и вперед. И вот когда этот «вперед» начнется, перед вами встанет ряд неразрешимых, на первый взгляд, вопросов и все они будут связаны с этими самыми паузами – сколько настаивать чай в чайнике, когда переворачивать чайные пары – и т.д. Чувство «правильного чайного времени» приходит с опытом, и с опытом немалым. И потому правильные паузы в исполнении чайного мастера не могут не восхищать.
Подготовка к чайной церемонии
При подготовке к церемонии важно максимально избавить себя от посторонних запахов. Руки – вымыть, зубы – почистить, рот – прополоскать. Чайной церемонией лучше не заниматься сразу после еды. И не сочетать ее с едой, хоть это и трудно объяснить людям, привыкшим пить чай с закусками. Легкая пищевая «отдушка» возможна (например, орехи), хотя в классической традиции и не присутствует. Важно также, чтобы у участвующих в церемонии женщины стерли помаду с губ, ежели такая имеется.
Классическая гунфу-ча подразумевает, что вода для чая подогревается в непосредственной близости от места чаепития и первое действо церемонии осуществляется, пока вода стоит на огне. Начинается все с демонстрации чая гостям. Эта часть церемонии отнюдь не является простым пижонством. На хороший улунский чай посмотреть очень приятно – он бывает весьма разнообразно скручен, красив внешне и обладает приятным ароматом. Именно с аромата и начинается знакомство гостей с чаем. Для этого порция чая, отмеренная для заваривания (строгой регламентации здесь нет, все зависит от чая и такая порция может составлять от 2 до 6 граммов сухой заварки) пересыпается в специальную чайницу. После этого каждый участник церемонии «знакомится с чаем», дважды вдыхая его аромат и дважды выдыхая в чайницу – чай тоже должен познакомиться с гостем. Извините за натурализм, но для правильного осуществления такого знакомство нос придется засунуть в чайницу. Аромат чая исключительно приятен – и вспоминать химические правила нюхания здесь совершенно ни к чему.
Вдыхая аромат, нужно постараться дышать как можно глубже – чтобы запах чая достиг самого низа легких. Для этого лучше сидеть прямо, может быть – на коленях. Женщинам такие глубокие вдохи обычно удаются быстрее. Если при вдыхании аромата вы чувствуете, что запах чая на втором вдыхании поменялся – значит все идет как надо. Опыт показывает, что изменение аромата сухого чая происходит только в том случае, если выдохнуть в чай.
Знакомство участников церемонии с чаем можно ограничить рассматриванием последнего в чахэ – черпалке. Важно отметить также, что все процедуры, осуществляемые в рамках церемонии с сухой заваркой, подразумевают, что чай никто не будет трогать руками – он очень хорошо «принимает» чужие запахи. Кстати, по-китайски процедура извлечения чая из чайницы называется цюйча.
Пока гости знакомятся с чаем, хозяин может ополоснуть всю чайную посуду горячей водой. Во-первых, посуда подогреется, во-вторых – с нее смоется пыль (ежели она есть) и злые духи, в-третьих, если несколько чаев пьются один за одним, такое ополаскивание поможет избавиться от аромата предыдущего чая. Посуду следует обливать и снаружи и внутри (на забываем, что столик с дырками или водостоком), не разводя при этом особой слякоти. Вся вода, участвующая в омовении, сливается в стол.
Поле того, как гости познакомились с чаем, а хозяин ополоснул посуду, наступает чжича в чаху. То есть чай пересыпается в чайник. Это можно делать и «через край» чайницы, и пинцетом и с помощью палочки-тыкалки – главное, не трогать чай руками. Как мы уже отмечали, количество чая, насыпаемого в чайник, зависит от тысячи и одной причин и как правило мастер, в конце концов, просто знает, сколько нужно насыпать чая в чайник. Опыт помогает. Здесь лишь отметим, что для полноты ощущений от церемонии желательно, чтобы в определенный момент из чайника начали вылезать разваренные листья. Так как хорошо скрученные улуны при заваривании увеличиваются раза в три, то, соответственно, и чайник можно заполнять на треть объема. Но, опять же, все зависит и от сорта чая, и от количества пьющих и т.п.
После того, как чай засыпан в чайник, его заливают горячей водой. Не кипятком, а именно горячей водой. От 60 до 90 градусов, в зависимости от сорта чая. Чем более ферментированный чай, тем более горячей должна быть вода. Первая заливка чая водой (ее еще называют омовением – сича) – это еще не заваривание. Как только чайник наполнен водой до краев, его закрывают крышкой и сразу обливают из чайника все чайные пары, что стоят на столике. Первой заливке нужно не давать настаиваться – все равно она пойдет с слив, так что нечего добру пропадать. Сначала омываются (и подогреваются, и избавляются от посторонних запахов) чашки для пития – чабэй. При этом первозаваренный чай переливается из чашечки в чашечку (по возможности, быстро), а потом выливается в стол. После этого такая же процедура проделывается с высокими чашечками (для вдыхания аромата – вэнсябэй). И в стол – все в стол. Процедуры омовения чашечек называются, соответственно, сибэй и сивэнсябэй.
После омовения чая водой и омовения чаем посуды в чайнике оказываются смоченные горячей водой чайные листья, которые начинают помаленьку раскрываться и очень активно отдавать аромат. Именно с этим ароматом происходит второе знакомство участников церемонии. По уже традиционной схеме – вдох аромата, выдох в чайник, вдох изменившегося аромата, выдох в чайник. При этой процедуре можно обжечься, если слишком активно засовывать нос в чайник.
На этом заканчиваются подготовительные мероприятия и наступает, собственно чаепитие. Тоже весьма непростое.
Посуда для чайной церемонии
Принято считать, что это церемония было создана в районе Чжачжоу (провинция Гуандун) в конце XV – начале XVI века. Историю появления ритуала обычно связывают с появлением исинских чайников. Нам приходилось даже встречать утверждения, что помимо чайника из исинской глины, гунфу-ча вовсе на гунфу-ча. Для гунфу-ча используются, в основном, улуны. Можно использовать для церемонии белые, желтые, зеленые или любые другие чаи – и не без удовольствия – но один из основных сюжетов церемонии при этом будет утрачен.
Для церемонии нужны следующие причинадалы.
- Специальный столик, на котором размещается вся остальная утварь. Столик этот может быть самых разных размеров – в зависимости от того, сколько человек пьет чай. Нам больше нравятся небольшие столики – на двоих. Хотя встречаются и столики, на которых совершенно без проблем попьют чаю пять-шесть человек.
Столики выполняются их разного материала (дерево, мрамор, а сейчас – и пластик) и бывают разной формы – круглые, прямоугольные, фигурные. Очень часто столик представляет собой своеобразную коробку с крышкой, которая снимается и в которой есть прорези. Если столик изготовлен из цельного куска дерева или камня, то в нем стараются сделать сток для воды. Дело в том, что в процессе церемонии столик активно поливается водой и чаем – и эти прорези позволяют влаге спокойно стекать, на превращая чаепитие в плескание в воде. Ну и некоторые дополнительные приятные эффекты создают, о которых чуть позже. Китайцы, в которых удивительным образом сочетается пяти-тысячелетняя традиционная культура и бесшабашное стремление к повсеместному использованию современных технологий, смогли удивить нас и специальными чайными столиками на электричестве, с встроенным кипятильником, пультом управления и специальном отводом для воды, подключаемым к канализации на манер автоматических стиральных машин.
- Заварочный чайник (чаху). Вернее было бы сказать – чайничек – ведь несмотря на разнообразие размеров приборы эти, чаще всего, оказываются несколько меньше привычных заварочных чайников. Формы таких чайничков также могут быть весьма разнообразными – однако классической и наиболее удобной является, все-таки, круглая. Весьма важным отличием такого заварника является особая конструкция крышки, которая позволяет сильно наклонять чайник, не опасаясь, что крышка вывалится, разобьется сама и перебьет всю встретившуюся на пути посуду.Чайники для гунфу-ча, в подавляющем большинстве случаев, глиняные (хотя встречаются и фарфоровые). В идеале – из исинской глины. Хотя где же его найдешь, этот идеал.
- Чашечка (чайница) для демонстрации чая. В нее чай пересыпается из чайницы для постоянного хранения. С одной простой целью – похвастаться чаем. Изготавливается из фарфора или глины.
- Кувшинчик, который наиболее точно можно назвать промежуточным. Он выполняет те же функции, что и описанная ранее «чаша справедливости». В него переливают чай из чайника перед разлитием по чашкам. Если кувшинчик есть, конечно. Имеет классическую кувшинчиковую форму, изготавливается из глины или фарфора. Как всегда.
- Ситечко. Используется вместе с кувшинчиком и служит для того, чтобы чаинки из чайника не попадали в напиток. Тут следует сразу оговориться, что при употреблении качественных чаев этих самых чаинок особо много не бывает, но если их нет совсем, эстетика церемонии усугубляется. Ситечки бывают бамбуковые и металлические.
- Черпалка, наверное. Я не знаю, как по другому обозвать чахэ – штуковину совкового типа, которой чай берется из чайницы и перекладывается туда, куда он должен быть переложен. Чахэ чаще всего изготавливается из бамбука и нередко используется для демонстрации сухого еще чая участникам церемонии.
- Пинцет. Простой. Деревянный. Для произведения церемониальных мероприятий, разнообразие которых ограничено только фантазией мастера. Например, этим пинцетом можно доставать после окончания церемонии разваренные чайные листья из чайника и демонстрировать их гостям. Весьма достойное зрелище.
- Тыкалка. Еще один предмет, назначение которого строго не регламентировано. Это такая деревянная палочка с небольшим ложкообразным вырезом на утолщенном конце. Наилучшее применение, которое мы смогли ей найти – это заталкивание обратно в чайник чайных листьев, которые через некоторое время после заваривания начинают оттуда активно вылезать.
- Ковырялка. Вот этот предмет (деревянная палочка с тонким, чуть изогнутым костяным наконечником) как раз исключительно функционален. Используемый в церемонии чайник, как уже отмечалось, невелик. И, соответственно, дырочки между его основным сосудом и носиком тоже маленькие. А листья чайные (если чай приличный) большие. При таком раскладе дырочки, конечно, часто забиваются. И их приходится проковыривать. Вот для этого-то и нужна ковырялка.
- Ну и, наконец, гвоздь программы: пиньминьбэй и вэнсябэй на подставочке. То есть, говоря простыми словами, китайская чайная пара. На подставочке. Использование предметов, составляющих эту пару, неочевидно. Из пиалообразной чашечки чай пьют. И называется она чабэй («чайная чашечка») или пиниминьбэй («дегустационная чашечка»). Из высокой чашечки, похожей на стакан, чай нюхают. И называется она вэнсябэй («чашечка для вдыхания аромата»). Ну а подставка, к счастью, выполняет традиционные подставочные функции. Чашечки делаются из глины (и в этом случае изнутри, чаще всего, покрываются белой эмалью) или фарфора и могут быть расписаны. На глиняных обычно пишут мудрые китайские изречения. На фарфоровых рисуют нечто красивое. Подставки бываю глиняные, фарфоровые или деревянные. И тоже украшаются разными способами.
Вообще говоря, для нормального чаепития достаточно столика, чайничка, черпалки и чайных пар на подставочке. Остальные прибамбасы, хоть и являются безусловно полезными, определяющего значения не имеют. В принципе, ко всем этим атрибутам может быть весьма полезной льняная салфетка – во время церемонии часто возникает необходимость что-либо протереть.
Кроме этого, весь этот ансамбль утвари может усугубляться кипятильников – классическим китайским хо-го (аналог и, возможно, предок самовара, только без носика – вода из него черпается черпаком через крышку для черпания) или современным прозрачным кипятильником, подогреваемом на спиртовой или газовой горелке. Такой кипятильник особенно приколен, так как силу его горения можно регулировать, а на то, как пузырится закипающая вода – смотреть. Хотя, конечно, это уже будет окончательное и бесповоротное пижонство.
Важно также отметить, что принцип однородности чайной утвари, часто соблюдаемый в европейских чайных сервизах, здесь не особенно важен. С глиняным коричневым чайником прекрасно сочетаются фарфоровые чайные пары – и нечего в этом страшного нет. Конечно, все можно подобрать в тон, цвет и размер – но следует помнить, что утварь для гунфу-ча, несмотря на свое многообразие, причудливость и удивительное изящество, вторична по сравнению с чаем и служит всего лишь инструментом для его приготовления.
Философия чайной церемонии
философская сущность состоит в том, что эта церемония просто не может быть суетливой и производиться впопыхах. Мысль устроить гунфу-ча может быть спонтанной – это безусловно. Но после того, как церемония началась – время начинает течь совершенно по-другому. Ты вдруг понимаешь, что вся остальная жизнь осталась там – за пределами чаепития. И все проведенное за чайным столиком от начала церемонии и до ее окончания – безраздельно твое. И ты можешь распорядиться им совершенно по-своему. Можешь наслаждаться церемонией, можешь углубиться в собственные мысли (гунфу-ча – прекрасный антураж для таких мыслей), можешь грустить или радоваться или вообще отрешиться от всего, что тебя окружает – в такие моменты ты по-настоящему хозяин себе и своим мыслям – это не очень часто случается в нашей жизни.
Вы, наверное, уже поняли, что сущность гунфу-ча сплетается из тысячи незаметных и неочевидных мелочей, а ее скрытая прелесть становится доступной только тогда, когда эти мелочи начинаешь замечать. Причем нет ничего страшного, если на первых порах вы сможете радоваться только самым простым вещам – сложные они потому и сложные, что даются не сразу...
Здесь необходимо сделать одну весьма существенную оговорку. Если начинать корчить из себя снобов или великих знатоков китайской культуры, то можно заявить, что гунфу-ча без глубокого осознания даосских, буддийских и конфуцианских принципов, без знания китайского языка, китайской поэзии, наличия определенного разреза глаз и цвета кожи – это вовсе не гунфу-ча. И что во всей России, дай Бог, найдется десяток человек, которые могут качественно эту церемонию организовать и правильно ею проникнуться. С формальной стороны это действительно так.
Однако мы не снобы и не корчим из себя великих знатоков китайской культуры. А наш не очень бедный чайный опыт научил нас тому, что любое настоящее чаепитие состоит из двух составляющих. Обязательной, которую надо соблюдать, по возможности, точно. И произвольной – которую приносит в чаепитие сам человек. Это относится ко всем видам чаепития – начиная от банального засовывания разового пакетика в чашку и заканчивая изысканнейшими церемониями – китайской и японской. Так что нечего комплексовать. Примерное описание гунфу-ча мы привели выше. Нравится? Пробуйте!
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote