• Авторизация


Навстречу ветру. Подвиг «FAZISI» 03-02-2009 20:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

http://h.ua/story/142688/  1 часть

http://h.ua/story/144115/  2 часть

  

[показать]
 
     

        Кругосветная регата Volvo Ocean Race 2008-2009 продолжается. Это девять месяцев безумно трудных гонок, это океанские шторма и штили, безмолвный холод Антарктиды, это жизнь на пределе человеческих возможностей. Первый ее этап, Аликанте – Кейптаун, составляет 65оо миль. Пока лидирует американская яхта Puma Racing, спонсором которой является известная немецкая спортивная фирма Puma. История ее началась в 1948 году. Основателем компании был Рудольф Дасслер.

     Над созданием яхты трудились конструкторы Botin Carkeek и специалисты Goetz Custom Boats. Яхту строили в Бостоне, и 12 мая 2008 года ее спустили на воду. Крестной матерью стала всемирно популярная актриса Сальма Хайек. В присутствии широкой публики она разбила о борт судна традиционную бутылку шампанского. Руководитель маркетингового департамента Антонио Бертоне воскликнул:

     - Мы были действительно потрясены получившимся дизайном – устрашающая гоночная махина! Именно поэтому мы назвали яхту Il mostro, что значит по-итальянски чудовище. Мы хотели, чтобы при виде нашей лодки люди говорили: "Не может быть, ты только посмотри на это!" И, думаю, нам удалось этого добиться".

     И невольно вспомнилась трагическая история великой империи СССР и ее история парусного спорта:

империя крошилась на глазах;

и мертвые голосовали “против”,

когда живые как бы были “за”

и мертвых сдали бартером за шпроты*.

    В 5-й   кругосветной парусной гонке, “ Whitbread ” (Whitbread Round The World Race)в 1989 году, впервые участвовала яхта “Фазиси (Fazisi)”. Ее дебют стал сенсацией в мире. “Фазиси” была спроектирована в Ленинграде, строилась на судостроительной верфи в абхазском городе Поти. Строительство яхты велось благодаря инициативе, знаниям, фанатической преданности парусному спорту группы яхтсменов во главе с Алексеем Грищенко. Алексей был не только незаурядный яхтенный капитан, но и сведущий инженер - строитель. Он руководил строительством яхты, вкладывал туда все свои силы и денежные средства. Как Юрий Гагарин в космосе, Алексей Грищенко первым в истории советского яхтинга выводил свой экипаж на такой высокий уровень. Его сподвижниками были Игорь Мироненко, Евгений Платон, Сергей Акатьев, Анатолий Верба…… Костяк экипажа был в основном из Киевского яхт-клуба.

        В ускоренном темпе был построен алюминиевый корпус   яхты, который доставили в Англию на самолете “Руслан”. Когда весь собравшийся флот уже отдыхал, набирался сил перед ответственным стартом, команда «Фазиси» работала круглосуточно, вооружая лодку. Никто уже и не верил, что советские гонщики стартуют. Капитан советской яхты Алексей Грищенко делился:

     - Для нас многое было в первый раз. Опыт приходилось приобретать буквально на ходу. Ведь раньше русские яхтсмены в таких гонках не участвовали. Да и вообще яхт подобного класса у нас еще не было.

      Иностранная пресса писала:

    - О кругосветном походе речи нет, можно спорить лишь о том, напорется ли советская яхта на ближайший мыс или ее отнесет назад к Саутгемптону и выбросит на берег у местной заправки? Советские конструкторы ни разу не видели западных яхт и рисовали собственные чертежи, они просто не знают, во что ввязываются".

     Советская пресса, телевидение - молчали, не  было  ни моральной поддержки, ни ободряющих слов.

     В воскресенье 23 сентября, в 15.00 часов, дан старт первого этапа гонки от Саутгемптона до Кейптауна. Этот маршрут был самым длинным и составлял 7350 морских миль (13 612 км). Гонщикам потребуется приблизительно 30 дней на преодоление этого расстояния. К удивлению многих, «Фазиси» показывает приличные скоростные качества, а экипаж слаженность в работе. На первом этапе «Фазиси» пришла шестой, уступив лишь пяти яхтам, имеющим миллионные бюджеты, спортивный опыт и время для подготовки к гонке.

     Не всем понравилось, что «русские» проявили такую прыть и стали чаще и чаще обходить своих более именитых соперников. Эта команда «безумцев» могла завоевать призовое место. Но ведь такого не должно быть. Не на нее делали миллиардные ставки воротилы бизнеса. На пути "Фазиси" было много бюрократических, материальных и прочих препятствий. Это уже была ставка не на жизнь, а на смерть. Перед началом второго этапа, внезапно исчезает капитан Алексей Грищенко. Сразу возникло много предположений и слухов. Были даже подозрения в его дезертирстве. Но вскоре Алексея Грищенко нашли повешенным на дереве, в одном из парков Пунта-дель-Эсте. (Уругвай).

    Останкинское телевидение, которое до сих пор, не уделяла кругосветной гонке никакого внимания, показывает капитана висевшего в петле на дереве.

    Сенсация! Сенсация! Это было так цинично и бесчеловечно. Чиновники от спорта заволновались за честь своих мундиров, за свои шкуры и потребовали отнять у экипажа советский флаг. Не было даже заведено уголовное дело, по факту гибели человека:

    «Нет человека - нет проблем!»

      До сих пор точно не установлено, было ли это действительно самоубийство или жестокое, хорошо спланированное убийство. Допускается и такая версия, что прославленный капитан советской яхты «Фазиси» действительно не выдержал чрезмерных нагрузок, нечеловеческого накала борьбы и покончил с собой.

         Родина - мать бросила в беде своих сыновей. Ей было не до этого. Она стояла на пороге своего краха. Было прекращено финансирование экипажа, и остро встал вопрос о дальнейшем его участии в кругосветной гонке. Трагическая смерть Алексея Грищенко стала ударом для гонщиков и мирового сообщества. Но команда не сдалась и принято мужественное решение продолжить гонку. "Фазиси" уже под чёрным флагом, вместо красного флага СССР, закончила кругосветную гонку. Вопреки всему, команда заняла высокое 11-е место из 23 стартовавших яхт. То, что свершил экипаж яхты, можно и нужно назвать подвигом.     Как сказал один из участников этой легендарной кругосветки Анатолий Верба:

     -У настоящего яхтсмена-гонщика вся жизнь, каждый ее миг должны быть подчинены только одной цели - победе, во что бы то ни стало.

     Теперь в Киеве проводятся регаты в честь Алексея Грищенко. В годовщину гибели Алексея, в его любимом Киевском яхт- клубе на Зеленном острове, собираются его друзья, чтобы помянуть Человека, вспомнить первую, незабываемую, фантастическую кругосветную гонку, вспомнить легендарную "Фазиси".

 Продолжение следует.

http://www.people.nnov.ru/slider/f2.htm

http://www.keygenius.com/ru/Fazisi/  фото 3,

http://www.1yachtua.com/verba/race89-2.htm  фото 2

http://www.greatsail.ru/asw2006/fazisi.

http://www.kommersant.ua/application.html     

http://katera.ru/main/magazines/page.php?id=199&comments=1

 Сухбат Афлатуни*

 «Русские идут», авторы: Вронский Н.В. ,Ефимов М.Ю. , Платон Е.В., Федоров В.В. .

 

[показать]
В цехе, на строительстве Фазиси. В середине - Алексей Грищенко, слева - Виктор Утченко, сварщик из Киева, справа - Евгений Платон,- г. Поти, 1989г.

 

 

[показать]
Команда "Фазиси" перед сбросом яхты на воду, г. Поти, 1989 г.

 

 

[показать]
Первый выход "Фазиси", г. Саутгемптон, Великобритания, 1989 г.

 

 

[показать]
Команда "Фазиси" в Окленде, Новая Зеландия

 

 

[показать]
Наперекор стихии.

 

 

[показать]
Регата учреждена городским крейсерским яхт-клубом, из которого Алексей ушел на *Фазиси* в свое последнее плавание. Яхт-клуб находится сразу же за вот этим Южным мостом.

 

 

[показать]
Зеленный остров. Киевский -яхт клуб

 

 

[показать]
«FAZISI» 22 апреля 2006 г. с американским и польским флагами.

 

 

[показать]
Яхта Puma

 

 

[показать]
Крещение яхты Puma

 




 

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
12-01-2010-21:34 удалить
В середине 90-х годов я с супругой зашли на чашку чая, после пикника, к моему товарищу. Чай состоялся. Состоялось и тронувшее до слез событие, что заключалось в просмотре любительского фильма о кругосветной гонке с участием яхты "Фазиси". Кассета с записью фильма была взята моим другом еще у кого-то из яхтсменов-любителей г. Киева. Для справки. В Славутиче существовал (по приемственности от г. Припять) приличный яхтклуб ЧАЭС. Просмотренный фильм шокировал. Мужество экипажа и трагедия капитана ... без слов. С тех пор ищу этот филм в "цифре" для размещения на своем сайте "История мира:история каждого из нас!" Этот фильм весьма поучителен для мужчин в современных наших условиях. Лариса, а Ваш материал - весьма и весьма серьезно дополнил бы этот фильм. Врочем можно сказать и наоборот. Спасибо Вам. Мы заочно знакомы по ХайВею. Приглашаю Вас опубликовать Ваш материал на моем сайте (регистрация - это доступ для хороших и барьер для озабоченных) photo-text.at.ua С уважением Александр Калаш Примечательно, фильм сопровождается известной песней "Арго"
Ответ на комментарий # Здравствуйте. Яхты для меня не пустой звук. У меня яхтмен мой сын Коля. Накануне развала СССР он успел стать чемпионом страны....а потом все пошло вперекосяк. Но яхты он не бросил. в своюодное время -гоняет... Жизнь, семья. трое детей закрутили. Подрастает внучок Филиппок. Ему скоро 6 лет, папа его уже берет на Дон. Может он продолжит дело моряков "Фазисы" Попробую вас найти в инете. У меня же есть на тему яхт рассказы и про олимпийского чемпионна Валкнина Манкина. Киньте мне ссылку, где вы. Успехов.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Навстречу ветру. Подвиг «FAZISI» | Лариса_Швыдун - Воспоминания и размышления вслух. | Лента друзей Лариса_Швыдун / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»