"Путь жизни" продолжение
03-03-2009 23:36
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Угрожающая мстина, дремлющая в душе - это мысль о бессмысленности жизни, но истина тоже понятие относительное, абсолютной истины, как мы знаем, нет. Толстой нашел смысл жизни в нравственном самоусовершенствовании, он писал:
«Начну ли я рассуждать, глядя на природу, - писал в своем первом дневнике девятнадцатилетний Л.Н.Толстой, - я вижу, что все в ней постоянно развивается и что каждая составная часть ее способствует бессознательно к развитию других частей; человек же, так как он есть такая же часть природы, но одаренная сознанием, должен так же, как и другие части, но сознательно употребляя свои душевные способности, стремиться к развитию всего существующего. Стану ли я руссуждать, глядя на историю, я вижу, что весь род человеческий постоянно стремился к достижению этой цели. Стану ли рассуждать рационально, то есть рассматривая одни душевные способности человека, то в душе каждого человека нахожу бессознательное стремление, которое составляет необходимую потребность его души. Стану ли рассуждать, глядя на историю философии, найду, что везде и всегда люди приходили к заключению, что цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества. Стану ли рассуждать, глядя на богословию, найду, что у всех почти народов признается существо совершенное, стремиться к достижению которого признается целью всех людей. И так я, кажется, без ошибки за цель моей жизни могу принять сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего»
Конечно, к такому решению может прийти не каждый человек, большинство живет так, как описано у Герцена(цитата в предыдущей записи).Но когда по воле обстоятельств оказывешься на краю пропасти, происходит переоценка ценностей, жизнь становится так дорога, что не хочется тратить её попусту.
Л.Н.Толстой писал: «весь смысл человеческой жизни, доступной нам, только в том, чтобы мы имели возможность участвовать в божеской жизни; и потому мы должны быть счастливы. Если мы несчастливы, то это значит только то, что мы делаем не то, что должно, или не делаем того, что должно. Так что не только благо есть последствие исполнения долга, но наш долг в том, чтобы мы испытывали благо» (208). На другом языке это означает, что мы обязаны быть счастливыми, а это возможно в движении нравственном. Это движение - источник радости, а «веселье, радость - это одно из исполнений воли бога» (С.209).
Нравственное совершенствование приводит к высшему благу - любви, единению с людьми. Л.Н.Толстой писал: «Увеличить благо людей наукой - цивилизацией, культурой так же невозможно, как сделать то, чтобы на водяной плоскости вода в одном месте стояла бы выше, чем в других. Увеличение блага (читай: счастья - авт.) людей только от увеличения любви, которая по свойству своему равняет всех людей… Благо только от увеличения любви» (С.169).
Нравственное совершенствование приводит к высшему благу - любви, единению с людьми. Л.Н.Толстой писал: «Увеличить благо людей наукой - цивилизацией, культурой так же невозможно, как сделать то, чтобы на водяной плоскости вода в одном месте стояла бы выше, чем в других. Увеличение блага (читай: счастья - авт.) людей только от увеличения любви, которая по свойству своему равняет всех людей… Благо только от увеличения любви» (С.169).
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote