Садятся зрители, чуть-чуть приглушен свет,
Из ямы оркестровой – звук нестройный,
Всё в предвкушении! И пусть знаком сюжет,
Зал ожидает с чувством беспокойным…
И – опустилась тьма на все вокруг!
Сгущенье мрака, порождающего формы,
Небытие и жизнь смыкают круг,
Вращенью вечному все существа покорны.
И – вспыхнул свет! Начался жизни фарс,
Манеры, мимика, красноречивость жеста,
Красс, Галатея, Гамлет, Лир и Марс,
И – постановочность движений в такт оркестра.
Заученность походки, слов и чувств,
В стеченьи странном обстоятельств порождают
В сознанье отклик силе всех искусств,
И чувства древние с собою увлекают.
Наряды, звуки, формы и цвета,
Гнев, ненависть, любовь, отвага, благородство,
Иллюзий неизменных простота,
Полет игры и мыслей автора проворство.
Все сущее внимает тем словам,
И превращенья тьмы и света непрерывны,
И мы дивились нашим голосам
Далеких жизней тех, что все звучат призывно.
… Сюжет исчерпан. Все опять покрыла тьма,
Звук музыки последний канул в бездне…
Весь мир – игра сияний света и ума,
Мы жили здесь – и мы опять исчезнем.
С легкой "руки" Шекспира, определившего весь мир, как театр, театральностью пронизаны культура и само наше мышление .
Ведь и рефлексия по сути превращает наше сознание в театр, где на подмостки нашего существования мы взираем с высот
метафизического амфитеатра смысла.
С другой стороны, театр это прежде всего пространство игры пронизанное условностью. Степень условности
выразительных средств в этом пространстве диктуется временем, его доминирующей эстетикой. И несоответствие стилистики
игры требованиям времени (если угодно - моды), воспринимается , как анахронизм. В то же время, именно стилистические особенности
выразительных средств образуют неповторимость художественного языка ,индивидуальность почерка художника.
Театр как он есть.
Природа медитации в концентрации сознания на "объектах",или точнее неких уровнях "стояний сознания". Наглядно и доступно опыту это в переходах от сна к бодрствованию ...Искусство по природе медитативное и способно погружать восприятие зрителя(слушателя)через созерцание произведения (код-объекта) в те же области "стояния",в которых пребывал автор(художник) в процессе создания произведения искусства (код-объекта)
Продуктивная ,творческая деятельность сознания ,например-научная,состоит по сути из медитаций-размышлений ,концентраций.. И практика "потребления" искусства любых жанров является тренингом медитативных механизмов нашего сознания,
Конечно тренингом подобных "процессов в чистом виде" являются занятия каббалой и йогой...Собственно ей мы и обязаны появлением понятия..
Спектакль способный погружать зрителя в состояния подобных состояний ПРЕДНАМЕРЕННО и будет явлением медитативного искусства.
[699x468]