• Авторизация


ВЕЛИКИЙ АЙВАЗОВСКИЙ. 29-06-2016 15:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lyubava63 Оригинальное сообщение

Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Очень ценная статья и для зрителя, и для профессионального художника.

[470x]За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное?
Что является осью любой его картины?
Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере?
Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно?
И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?
Конечно, Иван Константинович Айвазовский родился гением.
Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться.
Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?

[800x]
Иван Константинович Айвазовский.
Буря у скалистых берегов.

[показать]

«Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка


Иван Крамской писал Павлу Третьякову:
«Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок».
Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.

Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям - движущуюся, стремительную, живую.
Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга.
Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости.
Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского - отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии - тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.
[800x]
(Эрмитаж). Фрагмент картины Ивана Айвазовского
«Корабль среди бурного моря»


Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за 1 сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы.
Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «…воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку.
Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны.
Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины.
Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при 3-слойном методе живописи.
Вся живопись у него в основном проводилась в 1 прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы.
Лессировкой художник иногда пользовался на 1-ом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку.
Так иногда писал он воду.
Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».
[800x]
Иван Константинович Айвазовский.
Неаполитанский залив в лунную ночь.


К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу.
«Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями.
Возможно, что он их специально подрезал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое, - рассказывает искусствовед Барсамов.
- Краска в этих местах обычно положена плотным слоем.
Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю.
Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».

[800x]
Иван Константинович Айвазовский. Среди волн.
[показать]

Главное - начать, или - В темпе Айвазовского


Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в 1 приём - это могли быть и 10 минут, и 6 часов.
Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти.
Небо готово - можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени).
Море же мог писать и в несколько заходов.
[показать]
Айвазовский у мольберта.

Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского - это, к примеру, писать 1 полотно 10 дней.
Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину - «Среди волн».
При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине.
То есть работа потребовала максимум усилий от художника - и целых 10 дней.
А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по 20 и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).

В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й.
Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили.
Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу.
Не отхожу от картины, пока не выскажусь».
Столь разные таланты, разные способы творить - каторжный труд и радостное любование жизнью - не могли долго держаться рядом.
[показать]
Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.
[показать]

Творчество как радость


Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар - то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя.
Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской.
При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал.
Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.
[показать]

Пленэр VS мастерская


О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый.
Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской.
«Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор.
Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии - а именно это его интересовало.
Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее.
Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст - вот зачем нужна натура.
При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком.
Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере.
Но копирование - хоть чьих-то картин, хоть природы - представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.
[800x]
Иван Константинович Айвазовский.
Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е


[800x]
Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи.

О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:
« (...) Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом - очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя.
Потом мы пошли с ним дальше.
Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.
- День пасмурный сегодня, - сказал Айвазовский, - и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.
Я указал.
Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.
- Теперь пойдемте.
Для меня этого достаточно.
Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.

На другой день действительно были написаны 3 эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца…»
[800x]
Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889
[показать]

Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм


Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света - иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».
[800x]
Иван Константинович Айвазовский. Буря на Северном море.

[800x]
Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849

[800x]
И. К. Айвазовский.
Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892


[800x]
Иван Константинович Айвазовский.
Корабль «Императрица Мария» во время шторма. 1892


[800x]
И. К. Айвазовский. Лунная ночь на Капри. 1841

Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно.
Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге.
Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал».
[800x]
Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал.
[показать]

Как смотреть на картины Айвазовского


Художник дал совершенно однозначные рекомендации: следует искать на холсте самую яркую точку, источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту.
К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, он утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует».
[800x]
И. К. Айвазовский. Лунная ночь в Крыму.
Гурзуф, 1839, 101-36.5 см.


Константин Айвазовский не из тех художников, которые теряют вдохновение в процессе и бросают работы неоконченными.
Но однажды такое случилось и с ним - он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900).
Помешала смерть.
Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества.
Она позволяет понять, что художник считал главным на картине, с проработки каких элементов начинал работу.
Мы видим, что Айвазовский начал с корабля и пламени взрыва - того, что возьмет зрителя за душу.
А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом.
[800x]
И. К. Айвазовский. Взрыв корабля. 1900

Современного зрителя порой обескураживает интенсивный колорит полотен Айвазовского, его яркие, бескомпромиссные краски.
Этому есть объяснение.
И это вовсе не дурной вкус художника.
[800x]
И. К. Айвазовский. Лазоревый грот. Неаполь. 1841

Сегодня на марины Айвазовского мы смотрим в музеях.
Часто это провинциальные галереи, с обветшалым интерьером и без специального освещения, которое заменяется просто светом из окна.
Но при жизни Айвазовского его картины висели в богатых гостиных и даже во дворцах.
Под лепными потолками, на оклеенных роскошными шпалерами стенах, в свете люстр и канделябров.
Вполне возможно, художник заботился о том, чтобы его картины не потерялись на фоне пестрых ковров и мебели с позолотой.

Знатоки говорят, что ночные пейзажи Айвазовского, которые нередко выглядят простовато при скудном естественном освещении или под редкими лампами, оживают, становятся таинственными и благородными, какими их задумывал художник, если смотреть на них при свечах.
Особенно те картины, которые Айвазовский при свечах и писал.


Источник

Спасибо за ваши комментарии!


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВЕЛИКИЙ АЙВАЗОВСКИЙ. | Милена_Икс - Дневник Милена_Икс | Лента друзей Милена_Икс / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»