Сомов Константин Андреевич , родился в 1869 году в Петербурге, умер в 1939 году в Париже.
Отец художника, известный историк искусства А. И. Сомов, много лет состоял в должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины и рисунки старых мастеров, которые долгое время со знанием дела собирал хозяин. Искусством занимались здесь все. Мать К. А. Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру, живописи. В одном из первых рисунков Сомова изображены сестра и мать за мольбертами.
В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств (АХ), в стенах которой находился до 1897 г. За этот период произошло преобразование старой педагогической системы АХ, и Сомов оказался зачисленным в мастерскую И. Е. Репина. Здесь он создал две свои картины: "Дама у пруда" и "Людмила в саду Черномора".
Дама у пруда,1896, ГТГ
Людмила в саду Черномора, На сюжет поэмы А.С.Пушкина 'Руслан и Людмила', 1897. ГМ А.С.Пушкина
В них проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность - то, что впоследствии определяло манеру художника. В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф. Коларосси и изучал памятники искусства. Одновременно с ним в Париже учились и работали А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова и другие "мирискусники". Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале "Мир искусства" за 1898 г. В этой статье художественный критик подчеркивал влияние на творчество Сомова немецкой графики (О. Бердслей, Ш. Кондер, Т. Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII в. (А. Ватто, Н. де Ларжильер), "малых голландцев" и русской живописи первой половины XIX в. Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру. Им были созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и А. П. Остроумовой (1901).
Портрет А.П.Остроумовой, 1901, ГРМ
Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности.
Особое место занимают графические портреты Сомова. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др.
Портрет М.В.Добужинского, 1910, ГТГ
Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники "Мира искусства", среди которых был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы - шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки - должны были составлять единое целое. Наряду с другими "мирискусниками" Сомов принимал самое деятельное участие в графическом оформлении журналов "Мир искусства" и "Парижанка", периодического издания "Художественные сокровища России" и др., а также снабдил изящными иллюстрациями и оформил "Книгу маркизы" Ф. фон Блея (1918), используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные "китайские мотивы".
Стилизацией, ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет "Графа Нулина" А. С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же стилистическом ключе портрет самого А. С. Пушкина (1899), в котором юный потомок арапа Петра Великого представлен в минуты творческого вдохновения.
"Мирискуснические" черты - ретроспективизм и интерес к мистификациям - прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н. В. Гоголя "Портрет" и "Невский проспект".
Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым, всегда была концентрация замысла произведения. Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина", фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова "Corardens", титульный лист книги А. А. Блока "Театр" (все 1907) и др.
Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника. Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет, жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы - "Сумерки в старом парке", "Конфиденции" (обе 1897), "Поэты" (1898), "Купальщицы" (1899) и др. - отмечены гармонией цвета и игрой фактуры, передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы.
[600x463]
Конфиденции, 1897, ГТГ
Купальщицы, 1899, ГТГ
Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в. прослеживаются в таких картинах, как "Вечер" (1902), где ритм повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах.
Чарующий неподвижный пейзаж, плоскостный и декоративный, характерен и для картины "Волшебство" (1902) с ее томной и жеманной героиней.
Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова. Таковы картины "Эхо прошедшего времени" (1903), "Арлекин и смерть" (1907), "Осмеянный поцелуй" (1908), "Зима. Каток" (1915).
Арлекин и смерть, 1907
[600x513]
Осмеянный поцелуй, 1908, ГРМ
Зима, Каток, 1915
Помимо живописи и графики художник много и успешно работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: "Граф Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905)и др.
Влюбленные, 1905, Музей государственного фарфорового завода им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербург
Экспонируя свои произведения на выставках "Мира искусства", СРХ, персональной выставке 1903 г. в Петербурге, на берлинском "Сецессионе" и парижском Осеннем Салоне 1906 г., Сомов приобрел широкую известность. Февральскую революцию 1917 г. художник встретил с радостью, Октябрьскую - сдержанно, но лояльно. И хотя на его антикварную коллекцию была дана охранная грамота, а сам он пережил разруху, довольствуясь продовольственными карточками, работать по-прежнему Сомов уже не мог. Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их для спекуляции, было для него неприемлемо, поэтому, когда художнику предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской выставкой в США, он охотно согласился. В начале декабря 1923 г. устроители выставки покинули Россию. Сомов тогда даже не предполагал, что больше не вернется на родину. Однако, оказавшись в Нью-Йорке, затем в Париже, вновь в Нью-Йорке и других городах, он был поглощен насыщенной и разнообразной художественной жизнью, встречами с друзьями и единомышленниками. Постепенно втянувшись в круг русской эмиграции, Сомов навсегда остался во Франции. Последние годы жизни художник был тяжело болен, с трудом ходил, но и тогда продолжал интенсивно работать.
Этот период его творчества был очень насыщенным. На выставке в Нью-Йорке в 1924 году было представлено 38 его работ. В 1925 году после сближения с семьей Рахманиновых им было написано много портретов.
В 1926 году стоит отметить портреты Б.Е. Поповой, Луизы Морган, Е.С. Питтс-Билибиной
На персональной выставке в галерее Голицына в Лондоне в 1930 году было выставлено 80 произведений. Иллюстрации к роману Лонга "Дафнис и Хлоя" для издательства "Трианон". Работа над портретами членов семьи Нольде, "Морской пляж с фигурами" и др.
Из работ 1934 года хочется привести портрет Сесиль де Воланж, 1934 (Иллюстрация к книге Шодерло де Лакло 'Опасные связи')
Сесиль де Воланж, 1934, Иллюстрация к книге Шодерло де Лакло 'Опасные связи', Музей Акшмолеан, Оксфорд
Художник продолжал интенсивную творческую деятельность вплоть до своей внезапной кончины 6 мая 1939 года в Париже.
Тем кто заинтересовался его творчеством советую посмотреть иллюстрации очень большого количества его работ по вот этим ссылкам на сайте www.art-catalog.ru , где представлена каталогизация его произведений, по жанру, по типу и технике.
ЖАНР
• Жанровая сцена [85]
• Портрет [78]
• Пейзаж [43]
• Абстрактная композиция [17]
• Сказочный сюжет [8]
• Интерьер [5]
• Мифологический сюжет [4]
• Натюрморт [4]
ТИП
• Картина [177]
• Иллюстрация [33]
• Открытка [10]
• Обложка [6]
• Посуда [6]
• Скульптура [4]
• Костюм [3]
• Программа [2]
• Афиша [1]
• Вышивка [1]
• Занавес [1]
ТЕХНИКА
• Масло [78]
• Акварель [62]
• Рисунок [45]
• Гравюра [19]
• Гуашь [18]
• Книжная графика [12]
• Пастель [4]
• Фарфор [4]
• Аппликация [1]
• Темпера [1]
При подготовке сообщения были также использованы материалы:
http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/581.htm, http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=30, http://www.silverage.ru/paint/somov/somov_bio.html, http://www.krugosvet.ru/articles/83/1008331/1008331a1.htm, http://www.peoples.ru/art/painter/konstantin_somov/index2.html, http://bibliotekar.ru/kSomov/index.htm и ряд других.