За неполные четыре года своей кинокарьеры эта актриса снялась почти в 80 кинолентах, до нас же дошло только пять. Ради того, чтобы посмотреть на нее, люди выстраивались в колоссальные очереди. Она была необычайно красива - мягких очертаний правильное лицо с чёрными, на уровне нереальности, огромными глазами, какой-то глубинной кроткой улыбкой, с красивыми страдающими руками и плавными движениями. Такого кино в России начала 20 века еще не знало. В кинотеатрах во время столпотворения били окна, срывали двери с петель и часто приходилось вызывать полицию, чтобы утихомиривать толпу. После первых же двух фильмов Евгения Бауэра - "Песнь торжествующей любви" и "Пламя неба" (1915) - Вера Холодная "завоевала" всю Россию.
«Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?
Куда ушел Ваш китайчонок Ли?..
Вы, кажется, потом любили португальца,
А может быть, с малайцем Вы ушли...
В последний раз я видел Вас так близко,
В пролеты улиц Вас умчал авто...
Мне снилось, что теперь в притонах Сан-Франциско
Лиловый негр вам подает манто...»
А.Вертинский
Вера Левченко родилась в Полтаве, в семье учителя, осенью 1893 года. И те, кто знал её, свидетельствуют, что она отличалась глубиной мысли, начитанностью. И первые актёрские способности проявились еще в детстве. Постоянная участница гимназических вечеров, она хорошо читала стихи и хорошо пела, аккомпанируя себе на фортепиано. В десять лет она поступила в балетную школу Большого театра, которую, правда, вскоре оставила по настоянию родных. Те, кто знал её, вспоминали, что Вера ещё в юности собиралась стать актрисой, и друзья по кружку артистов Московского Художественного театра, к которому она принадлежала, были убеждены, что судьба её будет связана с театром. Уход в кино явился для всех неожиданностью.
На выпускном балу с Верочкой Левченко весь вечер протанцевал молодой красивый юрист Владимир Григорьевич Холодный. А под конец он увлек ее в дальний уголок актового зала и стал читать стихи своего любимого Гумилева. На свадьбу, состоявшуюся в том же 1910 году, собралось огромное количество родственников с обеих сторон. Вырвавшись из родительского дома на волю, Вера каждый вечер увлекала мужа в театр. В 10-е годы в Москве действительно было на кого посмотреть: М. Н. Ермолова, И. М. Москвин, А. Г. Коонен, М. А. Чехов, Сара Бернар. Но чаще всего ходили в синематограф "Буфф", что на Садовой. В 1912 году у Веры родилась дочь Евгения. Еще через год Владимир уговорил жену взять на воспитание приемную дочь Нонну.
В 1910 году на российские экраны вышел фильм с Астой Нильсен, которую считают первой в мире серьезной кинематографической актрисой. Именно она станет кумиром Веры Холодной. Вера пробует себя “в актрисы” , но дальше проб дело не пошло – помешала Первая мировая война. Позже она получит рекомендательное письмо к режиссеру – художнику фирмы “Ханжонков и К” Евгению Бауэру (Анчарову), который в это время собрался снимать мистическую любовную драму “Песнь торжествующей любви” по повести И.С.Тургенева. Бауэр увидел или угадал в ней то, что жило в ней, и то, что принесло ей славу. «Диагноз» Бауэра был: «Я нашёл сокровище». Именно Николай Францевич убедил Ханжонкова - главу фирмы, в которой он работал, пригласить Холодную на главную роль, а Ханжонков, в свою очередь, посмотрев несколько сцен снимающегося фильма, заключил с нею контракт на целых три года.
Евгений Бауэр
Она играла роли красивых, обманутых или непонятых женщин. Женщины эти «жили» в салонных драмах и мелодрамах, страдали, закатывали к небу свои прекрасные глаза, ломали руки, умирали от любви или от тоски… «Миражи», «Жизнь за жизнь», «Шахматы жизни», «Позабудь про камин, в нём погасли огни», «Молчи, грусть, молчи», «Живой труп», «Тернистый путь славы», «Женщина, которая изобрела любовь», «Последнее танго»… Одни названия этих фильмов рисуют образы роковых страстей, возвышенных чувств, влечений загадочных и часто трагичных. А слава всё росла, зрители всё шли и шли «на Веру Холодную». Никто из русских актрис ни до, ни после не имел такой славы.
Фильмы с ее участием приносили огромные прибыли. Только один кинотеатр давал в год фирме Ханжонкова фантастическую по тем временам сумму - 50 тысяч рублей. Вере предлагали уехать в Европу, сулили огромные гонорары. Но ей казалась нелепой мысль об отъезде. Куда? Зачем? Здесь у нее все есть и ее все устраивает. Она сама придумывает себе фасоны платьев, подбирает отделку, ткани и аксессуары, сама украшает шляпки, вышивку корсажа, декорирует голову круглым тюрбаном. Огромными тиражами выпускаются серии открыток с ее изображением - Вера Холодная в мехах, в цыганских и восточных нарядах, в открытых вечерних платьях, в шляпах, в мужской одежде. Открытки становятся своеобразным заменителем модных журналов для женщин России. Фантазия актрисы проявлялась даже в выборе духов – смешивая прямо на коже два аромата, она получала только ей присущий горьковато – сладкий запах.
У нее всегда было много поклонников. В Холодную влюблялись все, с кем она работала, сталкивалась, на кого бросала случайный взгляд: В. Максимов, О. Рунич, говорят, даже сам Станиславский, предлагавший ей перейти в труппу его театра. Она купалась в обожании, но... никогда физически не изменила мужу. Поэты Серебряного века посвящали ей романсы. Веру Холодную называли «капризной девочкой», «саксанской игрушкой» и «мадонной из мрамора». "Рабой любви" она была только на экране. А главное - ее фантазии были для нее гораздо большей реальностью, чем сама реальность. Она обожала платонические романы.
Партнеры. Мозжухин, Максимов, Полонский, Рунич, Худолеев, Чардынин
Однажды никому не известный худой солдат привез Вере с фронта письмо от мужа, а потом стал приходить каждый день. Просто садился и не сводил с нее глаз. Этим солдатом оказался Александр Вертинский. Он тоже был в нее безнадежно влюблен, посвящал ей песни. Вера отвечала ему своеобразной взаимностью. С Вертинским, как и со всеми ее поклонниками, Веру Холодную связывал не роман, а гораздо больше ее волнующая возможность романа и любви. В 1916 году фирмой Ханжонкова было объявлено о постановке фильма “Пьеро” - с Холодной и Вертинским в главных ролях. Но по неопределенным причинам фильм не был завершен. Они оба были символами того странного, непонятного времени...
А.Вертинский
17 февраля 1919 года - непостижимое известие: Вера Холодная скончалась. В возрасте 26 лет. В ноябре 1918 года у Холодной случилась острая форма ангины. А в гостинице "Бристоль", где она жила, температура не поднималась выше минуса девяти. Ангина перешла в вирусную "испанку", от которой тогда не было лекарств. Врачи и близкие, находившиеся у постели больной, рассказывали, что даже умирая, Вера... будто играла сцену смерти. Чувствуя, что ее минуты сочтены, она позвала из соседней комнаты свою дочь Женю, величественным жестом велела ей опуститься на колени, положила руку девочке на голову и грудным и прочувствованным голосом благословила ее. После чего, грациозно откинувшись на подушки, Вера Холодная ушла в то царство теней, из которого уже не возвращаются. Ее лицо было абсолютно спокойно.
Ваши пальцы пахнут ладаном
И в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо Вам,
Ничего теперь не жаль.
И когда Весенней Вестницей
Вы пойдете в дальний край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведет Вас прямо в рай.
Тихо шепчет дьякон седенький,
За поклоном бьет поклон
И метет бородкой реденькой
Золотую пыль времен.
Ваши пальцы пахнут ладаном
И в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо Вам,
Ничего теперь не жаль.
А.Вертинский посвятил эти строки той, в которую был безнадежно влюблен. Когда актриса впервые прочла слова романса «Ваши пальцы пахнут ладаном…», она попросила Александра Вертинского убрать строчку посвящения. Он выполнил её просьбу, вернув строку лишь тогда, когда Веры не стало.
Собор, где отпевали Веру, был переполнен. Чудом никого не задавили насмерть. За гробом шли тысячные толпы. Похороны снимали на пленку – последний фильм Веры Холодной… Уже в марте ленту показывали во всех кинотеатрах. Фильм сохранился. Тело набальзамировали для отправки в Москву, но дороги были закрыты – и Веру Холодную похоронили в Одессе.
Узнав о ее смерти, Станиславский устроил в Художественном театре вечер памяти Веры Холодной.
Через несколько месяцев после ее кончины умерли от тифа сначала ее мать, а потом и ее муж. Вскоре исчез и последний земной след этой загадочной женщины - Веры Холодной: в 1931 году одесское кладбище, где похоронили актрису, было превращено в парк. Опеку над малолетними дочерьми актрисы приняла на себя двоюродная сестра Веры. Позже она вышла замуж за болгарина и увезла девочек к нему на родину.
В фильме Н. Михалкова «Раба любви» (1976) в образе Ольги Вознесенской (в исполнении Е. Соловей) были воссозданы некоторые эпизоды из жизни Веры Холодной. 2 сентября 2003 года в Одессе на ул. Преображенской возле дома, где жила и скончалась Вера Холодная, ей поставлен памятник:
По материалам сайтов: Люди
Вера Холодная