( 2 тип слоговой структуры).
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивают или начинают его, затем называет слово полностью.
|
Логопед: |
Ребенок: |
|
Побе |
победа |
|
Пома ПО |
помада |
|
Пого |
погода |
|
Логопед: |
Ребенок: |
|
Бина |
кабина |
|
Лина |
калина |
|
Нава |
КА канава |
|
Као |
какао |
|
Юта |
каюта |
|
Ленно |
полено |
|
Лина |
Полина |
|
Ляна |
поляна |
|
Беда |
ПО победа |
|
Года |
погода |
|
Мада |
помада |
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
- С окончанием « - Ы».
|
Логопед: |
Ребенок: |
Логопед: |
Ребенок: |
|
Панама |
панамы |
Филин |
филины |
|
Минута |
минуты |
Кабан |
кабаны |
|
Ягода |
ягоды |
Пион |
пионы |
|
Поляна |
поляны |
Буфет |
буфеты |
|
Канава |
канавы |
Батон |
батоны |
|
Бутон |
бутоны |
Банан |
бананы |
|
Диван |
диваны |
Букет |
букеты |
|
Бидон |
бидоны |
Билет |
билеты |
- С окончанием « -И».
|
Логопед: |
Ребенок: |
Логопед: |
Ребенок: |
|
Кубик |
кубики |
Веник |
веники |
|
Пудель |
пудели |
Паук |
пауки |
|
Петух |
петухи |
Тюлень |
тюлени |
|
Педаль |
педали |
Олень |
олени |
|
Медаль |
медали |
Лебедь |
лебеди |
|
Домик |
домики |
Бутыль |
бутыли |
- с окончанием «-Я».
Тополь тополя
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай».
|
Логопед: |
Ребенок: |
|
У кошки - |
котята. |
|
У утки - |
утята. |
|
У коровы - |
телята. |
|
У гусыни - |
гусята. (СНОСКА: При отсутствии нарушений звукопроизношения [c’]) |
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Упражнять в образовании, различении и употреблении приставочных глаголов.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки, вода и различная посуда.
Ход игрового упражнения.
1. Образование глаголов по демонстрации действия.
Логопед демонстрирует действие и произносит начало фразы, ребенок дополняет предложение словом, подходящим по смыслу.
|
Логопед: |
Ребенок: |
|
Воду в чашку… |
налили. |
|
Воду из чашки… |
вылили. |
|
Цветы водой… |
полили. |
2. Завершение предложений словом, подходящим по смыслу, с опорой на сюжетную картинку и вопросы логопеда.
|
Логопед: |
Ребенок: |
|
Дети воду в лейку (что сделали?) |
налили. |
|
Мальчики водой цветы (что сделали?) |
полили. |
|
Наташа и Галина воду из ведра (что сделали?) |
вылили. |
|
Зимой ребята водой каток (что сделали?) |
залили. |
(Аналогичную работу можно провести с глаголами: мыли, умыли, помыли, вымыли).
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Упражнять в различении и практическом употреблении глаголов единственного и множественного числа прошедшего времени.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает парные сюжетные картинки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.
|
Логопед: |
Ребенок: |
|
Бегала - |
бегали. |
|
Лепила - |
лепили. |
|
Ходила - |
ходили. |
|
Копала - |
копали |
|
Болела - |
болели |
|
Катала - |
катали |
|
Давала - |
давали |
|
Гуляла - |
гуляли |
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных единственного числа винительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: олень, тюлень, филин, енот, кабан, лебедь, паук, хомяк, удод, удав, макака.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ответить на вопрос: «Кого ты видишь?»
|
Логопед: |
Ребенок: |
|
Это олень. Кого ты видел? |
Оленя. |
|
Это тюлень. |
Тюленя. |
|
Это филин. |
Филина. |
|
Это енот |
Енота. |
|
Это кабан. |
Кабана |
|
Это лебедь. |
Лебедя. |
|
Это паук |
Паука. |
|
Это хомяк |
Хомяка. |
|
Это удод. |
Удода. |
|
Это удав. |
Удав. |
|
Это макака. |
Макаку. |
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при закреплении обобщающих понятий.
2. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его.