Вот, наконец, и я, обычный Игрок, один из сотен тысяч преданных фанатов Heroes of Might and Magic, дождался того часа, когда в наш небольшой городок, добралась (не иначе ножками) лицензионная копия Повелителей Орды.
Чего греха таить – отношение к этой Игре у меня сложилось двоякое. С одной стороны все вроде бы супер, все отлично, блестяще! Но вот с другой стороны есть несколько вещей, которые вызвали если не разочарование, то удивление точно.
Впрочем, это тема для другого сообщения. Сейчас же я хочу поговорить о другом. Может быть это безнадежно глупо, но я все же до последнего момента надеялся, что в Повелителях Орды, несмотря ни на что, появятся несколько нейтральных морских существ. Даже во время установки Игры в сердце теплилась мысль — вдруг разработчики умолчали об этом в пресс-релизе. Ан-нет. Теперь уж я это точно знаю.
Знаю я так же и то, что как бы там ни было, но в мире достаточно много таких людей, которым искренне нравится Море, его тайны, загадки, его жители. Поэтому сегодня, как бы в завершении темы, я хотел бы рассказать тем немногим Игрокам, моим единомышленникам, что постоянно заглядывают в эту ветку форума о тех компьютерных играх, чьи разработчики побеспокоились удовлетворить их «морские» вкусы и заселили свои миры, свои игровые вселенные морскими существами.
Начну я, пожалуй, с самой замечательной, на мой взгляд, части ролевого сериала MIGHT and MAGIC — с шестой. В этой богатейшей на существа вселенной море было заселено довольно любопытными персонажами (Рис.1) начиная от Тритонов, заканчивая Гигантской Морской Черепахой. Может, я что-то и путаю, но в одной из первых частей Игроку приходилось бороться даже с Морским Змеем.

Раз уж я начал рассказ с M&M, то плавно перейду к ее стратегическому проявлению — к Heroes of Might and Magic.
Так уж получилось, что в Героях морские нейтральные существа появились только в четвертой части, но сразу же стали изюминкой морей Аксеота. Может быть повторюсь, но их появление — заметно скрасило игру на картах с водными участками. Плавать стало увлекательно и опасно. Абордажные битвы, опыт, призы, добытые кровью и потом, радуют поклонников этой части сериала и сегодня. Но если Русалки (которые Sirene) и Пираты (Pirate) особых трудностей у игрока не вызывали, то Sea Monster был действительно грозной силой. Он мог запросто проглотить Героя во время битвы, что при существующей системе боя неизменно заставляло Игрока жать LOAD. Именно желание заполучить в свою армию таких сильных бойцов, как Sea Monster, заставило поклонников Героев в фанатской версии четвертой части — Equilibris, сделать места их найма. Кроме того, в морях Equilibris тоже можно найти Затопленный Храм, сокровищницу, послужившую прообразом описанного несколькими постами выше Затопленного Храма. Все это великолепие можно встретить в, и без того богатых жизнью, морях Героев 4 (рис.2).

Немногим отстает и всем известный WOG, созданный преданными фанатами Heroes 3. Сейчас мне известно как минимум о двух проектах, целью которых является ввод в Игру морской расы. Первым из таких проектов является фракция ГАВАНЬ (Harbor). Над замком ведется активная работа и уже существует не только план города (рис.3), музыкальные темы, портреты Героев, но и даже несколько моделей воинов (рис.4-6).




Вторым проектом морского замка для WOG является работа Польcкой команды «Frozen People» — Two Islands. В частности это город REGNA (рис. 7). Население города планировалось сделать смешанным. Здесь бок о бок живут как люди — Пираты, так и истинно морские существа. На армию города REGNA можно полюбоваться на рис.8-14.






Как видно из анимации за основу были взяты модели из M&M 6 и из Heroes 3. Жаль только, что о проекте давно ничего не было слышно, и даже ходят слухи, что он закрыт. Надеюсь это не правда.
Что хотелось бы еще отметить, так это то, что города фракций Harbor и Regna располагаются на побережье, их армии включают в себя существ способных передвигаться по суше, и как следствие — вести войну на равных с любой из сухопутных фракций. Поэтому искренне желаю удачи их создателям. Если сильно повезет — моря Эратии закипят жизнью!
Как бы это было не печально, но на этом история морских существ в морях вселенной MIGHT and MAGIC заканчивается — Герои 5 не стали продолжателями этого замечательного начинания. А могли бы. Тем более что когда-то проект такого замка задумывала покойная 3DO. Название он имел Океан (Ocean) и в состав его армии входили:
level 1: pirate
level 2: mermaid > upg. mermaid warrior
level 3: crab > upg. giant crab
level 4: sea monster.
level 5: octopus > upg. giant octopus
level 6: sea dragon
Но то дела прошлого — сегодня моря в Героях 5 мертвы и изменений к лучшему не предвидится.
Не так грустно дела обстоят в других пошаговых стратегиях. Например, в ужасно запутанной и сложной для восприятия игре Dominions 3 вообще целых три морских фракции: Atlantis, Oceania и R’ lyeh (рис.15-16), причем некоторые из них даже не могут выходить на берег. Но знаете, этот факт не мешает тем же Тритонам Океании, при желании, повелевать всем миром.


Не менее яркими представителями морской фауны может с гордостью похвастать Невендаар. Его Русалки, Тритоны, Кракены и Морские Змеи являются неизменными жителями морей Disciples. К чести разработчиков из .dat. третья часть сериала — не исключение (рис. 17).

Еще больше существ, комфортно чувствующих себя в водной среде, можно встретить в преемнице Master of Magic — Age of Wonders (рис.18). И в первой и во второй частях этой игры море не только преграда на пути Героя, но и место битвы, поле боя, на котором противоборствующие стороны решают, кому же быть владыкой вселенной.

Но самым большим сюрпризом, для меня лично, обещает стать игра King’s Bounty известная так же, как Легенда о Рыцаре. У меня складывается такое впечатление, что не разработчики из Nival, а ребята из Katauri внимательно перечитывали эту тему. Слишком много морских вкусностей ожидает нас в этой игре.
Даже взобравшийся на палубу корабля Кракен, предложенный в этой ветке кем-то из Форумчан, победить которого можно, только отрубив по очереди все его щупальца (рис.19). Пираты, Морские Черепахи и т.п. — как само собой разумеющиеся. Сразу видно, что разработчики могут, а главное хотят учесть интересы максимального числа Игроков.

В принципе можно найти еще много примеров удачной реализации морских фракций. Взять хотя бы расу Наг из знаменитого WarCraft 3 (рис. 20).

Фракция цельная и законченная — имеет место и разделение на разные виды войск, и сложная инфраструктура постройки города, и уникальное дерево технологий. А главное — во время игры за Наг ни у кого не возникает вопроса: «А как они, бедненькие, без воды-то?»
Или вспомним такую игру, как Total Annihilation: Kingdoms, в которой у каждой из 4 противоборствующих фракций для завоевания господства на море были свои военно-морские силы. И половина из них — морские монстры.
В общем, не такие уж они редкие и непопулярные — морские существа, как некоторым кажется. Игры, книги и фильмы яркое тому подтверждение. Нужно только знать, где искать. Ведь альтернатива есть всегда. Плохая ли, хорошая — но есть.
Р.S. Абсолютно все модели представленных мною в обзоре существ — анимированы, даже если и выглядят статично. Кликайте для просмотра анимации!