• Авторизация


Удивительная жизнь... И поучительная... Все суета суета.. 07-11-2015 10:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Jo-Ann Оригинальное сообщение

Онегин Гаджикасимов- ДВЕ ЖИЗНИ...





[360x364]





Вот уже почти неделю я под впечатлением от открытия для себя этого имени...



«....Я думаю, что все мы, кому за сорок или около сорока,
провели своё детство, можно сказать, «под знаком Гаджикасимова»,
хотя, наверное, в своё время мало кто знал
(а теперь вряд ли и вообще кто подозревает), кому именно
мы обязаны этими пленительными и пряно-ароматными песнями,
которые сопровождали нас с детства ,и при первых звуках которых мы, даже и в самые нежные наши годы, восторженно открывали рты и в восхищении замирали в предчувствии непонятно чего...

Ну да, и «Эти глаза напротив», и «Алёшкина любовь»
(«Говорят, что некрасиво-некрасиво-некрасиво отбивать
девчонок у друзей своих...»), и «Падает ли снег, льёт ли тёплый дождь»,
и, одна из самых моих любимых, «Позвони мне, позвони»
(из кинофильма «Карнавал»), и ещё десятки других, иные из которых
теперь бессовестно перепевает всякая эстрадная шелупонь,
наверняка не задаваясь вопросом об авторских правах,
- это всё Гаджикасимов, Онегин Гаджикасимов,
поэт, сценарист и прочая, и прочая.

В 60-70-х эти песни звучали свежо, смело, изысканно,
донося дух и аромат неизвестного нам Востока;
это был ветер то ли его родного Каспия, которым он надышался
ещё в детстве, то ли ещё более дальних и более древних
морей и рек...»
Ольга Щёлокова

Прикрепленное изображение


Иеросхимонах Симон (в миру Оне́гин Юси́ф оглы́ Гаджикаси́мов; 4 июня 1937, Баку — 30 июня2002, Оптина пустынь) — советский поэт-песенник, автор стихов множества популярных песен, впоследствии иеросхимонах Оптиной пустыни
.
Об Онегине снят документальный фильм «Храм для Онегина. После славы»

Родители принадлежали аристократическим семействам, давшим множество известных в истории и культуре Азербайджана политиков,юристов, врачей, литераторов.

Отец — Юсиф-бей Гаджикасимов (1892—1960), окончил юридический факультет Московского университета.
Мать — Махтабан-ханум Гаджикасимова (1905—1980), знаток русской литературы и поэзии.

В год рождения сына отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, и сын был назван в честь любимого героя матери — Евгения Онегина.

Младший брат Онегина, родившийся в 1942 году (в год 800-летия великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви),
был назван именемНизами.

Онегин окончил Литературный институт имени Горького в Москве,
став затем одним из самых популярных поэтов-песенников СССР 1960—1980-х годов.
Песни на его стихи написаны известными композиторами и исполнялись популярными певцами.
Онегин Гаджикасимов также известен, как переводчик на русский язык множества зарубежных песен.

В 1985 году принял православие.

В 1988 году стал иеросхимонахом Симоном моныстыря Оптина пустынь.

Скончался 30 июня 2002 года.
Похоронен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области

Прикрепленное изображение


Вот такая биография.....

Посмотрите этот ролик....кому не жалко будет 43 минуты своей жизни.....
Можно пересказать... но стоит ли....
Лучше рассказать о нем невозможно....

Онегин Гаджикасимов - поэт и христианин
http://www.youtube.com/watch?v=1G-PdRHa_N0


Песни на слова Онегина Гаджикасимова (в скобках — автор музыки):
 Ах, любовь, любовь — (А. Бояджиев) Нина Пантелеева
 Арба — (А. Двоскин) Алла Иошпе и Стахан Рахимов
 Балалайка — (А. Колл) Эмиль Горовец
 Еще вчера — (Ю. Антонов) Юрий Антонов
 Будьте счастливы — (А. Бабаджанян) Ара Бабаджанян
 Бэмби — (В. Шаинский) Ирма Сохадзе
 Вдохновение — (А. Мажуков) ВИА «Музыка»
 Верю в тебя (А. Зацепин) Алла Пугачёва
 Веточка вишни — (Х. Огава) Эмиль Горовец
 Влюбился я — (П. Бюль-Бюль оглы) Алибек Днишев
 Восточная песня — (Д. Тухманов) Валерий Ободзинский
 Всё начинается с тебя — (А. Мажуков) Нина Бродская
 Всё прошло — (П. Бюль-Бюль оглы) Полад Бюль-Бюль оглы
 Говорят, я некрасивый — (Е. Птичкин) Владимир Нечаев
 Горсть земли — (Р. Гаджиев) Рашид и Рашида Бейбутовы
 Дельфины — (А. Двоскин) Эмиль Горовец
 Дождь — (И.Гранов) Роксана Бабаян — победа на фестивале в Дрездене (1976)
 Дождись меня — (П. Бюль-Бюль оглы) Полад Бюль-Бюль Оглы
 Дождичек — (З. Бинкин) Ирина Бржевская
 Дождь и я - (Р. Майоров) Валерий Ободзинский
 Дождь и я — (Р. Майоров) Евгений Головин
 Дождь и я — (Р. Майоров) Эмиль Горовец
 Дождь и я — (Р. Майоров) Олег Ухналёв
 Дорожная — (А. Зацепин) Аида Ведищева
 Дорожная — (А. Зацепин) Алексей Секацкий
 Жених — (Малгони) Виктор Беседин
 Загляни в мой сон — (П. Бюль-Бюль оглы) Полад Бюль-Бюль оглы
 Запоздалое письмо — (Э. Салихов) Вадим Мулерман
 Золотое танго — (А. Бабаджанян) Ара Бабаджанян
 Золотое танго — (А. Бабаджанян) Иосиф Кобзон
 Золотое танго — (А. Бабаджанян) Георгий Минасян
 Золотое танго — (А. Бабаджанян) Карен Мовсесян
 Золотое танго — (А. Бабаджанян) Гаянэ Оганесян
 Иволга — (А. Мажуков) Валентина Толкунова
 Карнавал — (К. Свобода) Ренат Ибрагимов
 Колдунья — (Р. Майоров) Аида Ведищева
 Край любимый — (П. Бюль-Бюль оглы) Полад Бюль-Бюль оглы
 Лайла — (Л. Рид, Б. Мейзон) Муслим Магомаев
 Ледоход — (Ю. Милютин) Ирина Бржевская
 Лунная серенада — (А. Зацепин) Муслим Магомаев
 Магнит — (В. Пильщиков) Тамара Миансарова
 Мир без тебя — (Р. Гаджиев) Рашид и Рашида Бейбутовы
 На качелях — (Е. Мартынов) Евгений Мартынов
 Наташа и я — (Перевод с польск. Автор: Богуслав Крынчик) Юрий Петерсон (ансамбль «Весёлые ребята»)
 Наше танго — (В. Хорощанский) ВИА «Оризонт»
 Не гадайте, девочки — (Р. Майоров) Алла Савенко
 Не грусти пожалуйста — (Ю. Антонов) Юрий Антонов
 Не ревнуй — (П. Бюль-бюль оглы) Геннадий Каменный
 Не спорь со мной — (В. Шаинский) Алла Пугачёва
 Ну, кому какое дело — (Р. Майоров) Нина Бродская
 Обида — (В. Хвойницкий) Валерий Ободзинский
 Память — (Годе) Валентин Будилин
 Первая весна — (А. Зацепин) Аида Ведищева
 Первое танго — (С. Мелик) Мария Кодряну
 Песня о Душанбе — (А. Зацепин) Аида Ведищева
 Песня о Свердловске — (Б. Карамышев) Владимир Трошин
 Песня-чайка — (В. Хвойницкий) Валерий Ободзинский
 Подожди — (С. Мелик) Валерий Ободзинский
 Прости, любимая — (Г. Месколи) Эмиль Горовец
 Птицы летят на юг — (А. Заберски) Нина Пантелеева
 Пусть будет, что будет — (С. Адамо) Эмиль Горовец
 Разговор птиц — (П. Бюль-Бюль оглы) Лариса Мондрус, Муслим Магомаев и Полад Бюль-Бюль оглы
 Разговор птиц — (П. Бюль-Бюль оглы) Людмила Сенчина, Сергей Захаров и Полад Бюль-Бюль оглы
 Речка вспять не побежит — (Р. Майоров) Вероника Круглова
 Руки прочь от Вьетнама — (Б. Карамышев) Наталья Бродягина
 Сон в дороге — (Б. Савельев) Владимир Макаров
 Спасибо тебе, море — (Б. Терентьев) Валерий Ободзинский
 Старая мельница — (В. Купревич) Муслим Магомаев
 Старые часы — (Б. Савельев) Аида Ведищева
 Счастье с нами рядом — (П. Бюль-Бюль оглы) Полад Бюль-Бюль оглы
 Ты и я — (Э. Шварц) Лариса Мондрус
 Фиалки — (П. Бюль-Бюль оглы) Геннадий Каменный
 Фиалки — (П. Бюль-Бюль оглы) Муслим Магомаев
 Фиалки — (П. Бюль-Бюль оглы) Валерий Ободзинский
 Чарльстон — (В. Рубашевский) Ирина Бржевская
 Эмина — (Турецкая н.п) Стахан Рахимов
 Я буду ждать тебя — (А. Зацепин) Аида Ведищева
 Записка — (С.Дьячков) Весёлые Ребята, Синяя птица.
 Алёшкина любовь - (С. Дьячков) Веселые ребята
 Анжелина - (L. Prima) Веселые ребята
 На чем стоит любовь - (О. Иванов) Веселые ребята
 Первая любовь - (С. Дьячков) Веселые ребята
 Сон (Портрет) - (А. Шпильман) Веселые ребята
 Скачет ковбой - (П. Слободкин) Веселые ребята
 Тебе всё равно - (О. Иванов) Веселые ребята
 Взявшись за руки вдвоем - (М. Долган) Веселые ребята
 Страдание (Имя твое нежное) - (Д. Тухманов) Веселые ребята

А вот некоторые воспоминания о нем...для тех, кто не смог посмотреть ролик....

"....Больше всего меня потряс поступком мой добрый знакомый Онегин Гаджикасимов.
Я его часто вспоминаю, когда думаю о тайных, непостижимых извивах человеческой души.
Онегин писал великолепные стихи, многие из них легли в основу песен, которые были очень популярны в стране.
Он никогда не писал песни о партии и о том, как прекрасно
всем живется под ее мудрым руководством.
У него были песни лирические, очень человеческие.
Некоторые из них до сих пор исполняются по радио.
Вот, например, "Эти глаза напротив" в исполнении Валерия Ободзинского.

В то время песни Онегина пела вся страна.
По тем временам, кстати, он был несусветно богатым человеком.
Во всех ресторанах от Москвы и до самых окраин исполняли его песни,
за каждое исполнение отчислялись копейки, которые потом вливались в бурный денежный поток.
И в эфире его песни звучали часто, благо Онегин заведовал отделом концертов по заявкам Всесоюзного радио.
Он писал сценарии, по которым ставились телесериалы, он везде успевал.

Такого жизнелюба, любителя поесть и выпить, я не встречал больше никогда.
Он обожал женщин, устоять перед ним было невозможно.
Он был огромным, добрым, очень обаятельным, невероятно эрудированным и мягким в общении.
Щедрость его была неописуемой, словом, настоящий кавказский мужчина, сохранивший в Москве замечательные традиции,
свойственные выходцам из прекрасного уголка на земле.
Уходя от очередной жены, он оставлял ей квартиру и дачу,
а сам жил у знакомых и никогда не терял при этом оптимизма,
ни для кого не был в тягость, все его любили.
Для меня он был добрым и надежным Портосом, который никогда не подведет, поделится последним.

Мы с ним часто жили в одном номере в Доме творчества радио и телевидения в Софрино.
Он меня с утра угощал великолепными фруктами и коньяком и очень критиковал за то, что я человек непьющий.
Мне нередко приходилось гулять, чтобы не мешать общению Онегина с замечательными представительницами прекрасного пола.
Мы все, мужчины, готовы душу заложить за прекрасных дам.
Но Онегин в этом смысле был для всех его знакомых замечательным — и недостижимым — примером.
А как он любил поесть, как разбирался в сортах вин!
Нет, воистину мне не доводилось в жизни встречать такого раскованного жизнелюба, такого потрясающе обаятельного человека, как Онегин. "

Михаил Бузукашвили (Нью-Йорк)


Очень много информации о судьбе этого человека на страничке В контакте :
Русский поэт Онегин Гаджикасимов (в монашестве - Симон)
Автор - Василий Иванов-Ордынский
http://vk.com/topic-10399682_23281724


Для тех, кому некогда посмотреть тот фильм о поэте - песеннике , предлагаю отдельно видеоролики с песнями на его стихи...

Юрий Антонов-Еще вчера
http://www.youtube.com/watch?v=tSoEz8DPu2o

Валерий Ободзинский – Восточная песня
http://www.youtube.com/watch?v=DWnCkB4w9qI...feature=related

ЛУННАЯ СЕРЕНАДА - Муслим Магомаев
http://www.youtube.com/watch?v=OrdwwojqLF8...feature=related

Евгений Мартынов – На качелях
http://www.youtube.com/watch?v=GbrTvc0MHuc

ВИА Веселые ребята Алешкина любовь.
http://www.youtube.com/watch?v=acGrz1IOxlE...feature=related

Лариса Мондрус - Ты и я
http://www.youtube.com/watch?v=eyXHXdceen8

РЕНАТ ИБРАГИМОВ - Карнавал
http://www.youtube.com/watch?v=Y9WzOpz1Phg

Роксана Бабаян Дождь
http://www.youtube.com/watch?v=EY8IHpU-eVA

Ирма Сохадзе – Бэмби
http://www.youtube.com/watch?v=04hUludIIfk

Полад Бюль-бюль Оглы - Всё прошло
http://www.youtube.com/watch?v=kyNi0FgZjIE

Олег Ухналев. - Дождь и я
http://www.youtube.com/watch?v=tPTFV3Qt1bU
Перейти в начало страницы


статья Кетевана Циклаури об Онегине Гаджикасимове

"«Не может быть! По меньшей мере, странно!
Возможно, он принял это решение в порыве эмоций!
Возможно, под действием импульса!»
Именно так, отказываясь понимать, все тогда «рассуждали».
Это сейчас некоторые из тех, кто знал его в те годы,
готовы снять кавычки и действительно рассудить, попытаться понять.
Но те, кто так и остался в той, прошлой для него, жизни,
никогда не поймут.

Даже многие из паствы, не имея представления о том,
кем он был до крещения, узнав, давались диву и,
может быть, так же, как и те, кто оставался по ту сторону, в прошлом
– в их общем прошлом и с ним прежним, до конца поймут его не скоро.

Можно подумать, речь идет об отчаявшемся человеке,
потерянном для друзей, бесславно забытом, или о том,
кто ушел – и сделал это самым безрассудным образом.
Так, именно так мы склонны воспринимать людей,
которые в одночасье лишают себя славы, денег, имущества
и даже возможности быть сытым и в тепле.
Почти как самоубийц.
Но он ушел спасаться.
Спасать тех, кого любил.

Православие иеросхимонах Симон, на то время в миру Онегин Гаджикасимов, принял в 1985 году.
В возрасте 49 лет. Вскоре состоялся и постриг.
Подвиг этот разрубил навсегда не только жизнь его на «до» и «после»,
но родных и друзей разделил на тех, кто «за» и кто «против».

Для того чтобы понять, кем он стал, важно знать, кем был.
Слава и деньги сыпались как из рога изобилия.
Статный, спортивный, красивый, любимец богемы 60–80-х годов
прошлого столетия.
Он приехал в Москву из Баку в 17 лет.
Перспективный, талантливый и обаятельный поэт,
создававший также и тексты к песням прославленных эстрадных композиторов.
Его романтичная, лирическая поэзия пришлась по вкусу даже режиму того времени.
Что уж говорить о советском человеке, у которого нарочитый патриотизм был на завтрак, обед и ужин.
На смену идеологическим текстам песен пропагандистского характера приходят сонеты, баллады о любви О. Гаджикасимова.

Исламское происхождение Онегина во многом предопределяло его судьбу. Это был потомок прославленного иранского рода,
что в каком-то смысле диктовало условия жизненной миссии.

Его предками были муллы, дипломаты, политики, юристы, литераторы, врачи.
Для любого восточного человека связь с предками неразрывна.

Мусульманская культура, передавая из поколения в поколение дух,
навыки, ориентиры, обязывает детей поддерживать и продолжать
дело отцов.
Полагаю, ислам в своем роде единственная религия,
определяющая этнос и образ или даже смысл жизни в нем.
Вот почему отказ от религиозной принадлежности мусульман словно обескровливает, лишает связи с предками, уничтожает традиции.

Человек, теряя богатства, мог бы надеяться на родных и друзей.
Но когда лишаешься возможности рассчитывать и на близких,
никого, кроме Бога, больше не остается.

Тем самым возникает христианская форма потерь и форма действий
– ради Бога.
Найти силы разорвать связь с тем, что веками накапливали и создавали предки, а потом воплотилось в тебе, означало уничтожить память о себе,
а в себе – то, что было до тебя.
Предстояло расставаться и с имуществом, комфортом.

Он никогда не знал того Бога, Которого принял сейчас.
Генетическая память его предков всегда работала на борьбу с христианством.
Невероятно для осознания и беспрецедентно в XX век.
Подобные подвиги совершали в период раннего христианства.
Случаи крещения мусульман случались, но в наши дни,
тем более в эпоху социализма и приближающегося капитализма,
а в реальности – в период разрушения и хаоса,
это выглядело, по меньшей мере, дико.

Что заставило его обратиться к христианству, а в скором времени
уйти в монастырь?
Не думаю, что смогу дать полный ответ на этот вопрос.
Вероятно, поиск истины.
Но очевидно – Промысл Божий.
Возможно, нам не дано понять многое из того, что происходит с нами и вокруг, но ясно: любые перемены олицетворяют Господа,
проявление Его воли.

В какой-то момент Онегин стал остро ощущать одиночество,
интриги, зависть.
Все это вполне в духе той среды, в которой он жил,
и сопровождает публичный успех.
Любой человек, искушенный славой или даже не прославленный,
но подорванный отсутствием морали, смысла, подменой понятий,
проходя через все те двери, которые якобы распахиваются на его пути, видит вовсе не то, чего жаждет душа как индикатор истины,
и, вероятно, имеет возможность впасть в уныние.
Но Господь не оставляет жаждущих истины.
Готовый искать свое место, Онегин теряется из виду тех,
кого знал, путешествует, ищет себя.
Возникает потребность в изучении религиозной литературы,
духовных практик.
На глаза ему попадается издание Библии.
Невозможно в это поверить, но человек неподготовленный,
совершенно далекий по внешним признакам от глубоких да и воцерковленному человеку не всегда понятных библейских текстов
осилил все главы в три дня.
Когда он окончил читать, перестал видеть.
Фактически ослеп.
Зрение восстановилось три дня спустя.
Но именно в тот момент, по его признанию, когда внешнее зрение было потеряно, открылось внутреннее.
Через два года после крещения он решает ехать в монастырь
и принимает монашеский сан с именем Силуан.
Там, в молитвенном подвиге и тяжком труде, проводит некоторое время.
У отца Силуана никогда не было прихода, и настоятелем он не был.
Но невероятный труд, постоянный подвиг – все это совершенствовало его,
и уже он сам представлял собой храм души своей,
вмещавшей огромное количество любви, людей, духовных сил и доброты.

Возможно, в тот момент, когда он принимает решение подвязаться как монах, находясь в уединении, сам не осознавая того,
встает на этот путь ради тех, кого ему только предстоит повстречать.
Ради тех, кто так нуждался именно в его молитвах, наставлениях и просто заботе.
Обладая невероятной мощью характера, своим примером и умением понимать любого приходящего к нему и просящего о помощи,
отец Силуан укреплял в вере.
На моей памяти никогда и никто не говорил о Боге с такой любовью.

Это было на грани откровения.
О любви он учил всегда, и главным образом выделял ту самую любовь и милосердие.
Но величайшего благоговения исполнялся в тот момент,
когда говорил о Боге.
Временами, поучая в наставлениях, отец Силуан мог быть суров
и даже, казалось, строг сверх меры, но сила, с которой он жалел, превышала ту меру в разы.
Трепетная и трогательная была его любовь.
Потому и истинная.
Та, которую так боишься потерять.

Внешне отец Силуан обладал невероятной статью.
Высокий, борода и длинные волосы с благородной сединой.
И всегда бедно и, как мне казалось, холодно одет.
Запомнились и стоптанные сапоги огромного размера.
Кажется, они были у него одни.
Впрочем, внешнее впечатление производили только две вещи
– осанка и взгляд.
Смотрел он чаще внутрь себя, но когда останавливал свой взгляд на мне, все нутро освещал. Видел насквозь.

Страх и интерес бежали от меня к нему наперегонки.
Возможно, подобные ощущения испытывала только я.
Как правило, так случается с теми, кому есть чего бояться.
Но, кроме всего прочего, сильнее была защита,
которую он давал своей заботой, равносильным участием в решении самых сложных и самых малых проблем жизни.
С любовью и терпением бесконечно повторял простые истины.
Ведь это то, что в суете и за бытовыми заботами захламляет основы христианства.

Последние годы своей жизни и почти все время монашества он проповедовал.
Он всегда был открыт для любой аудитории.
Проповеди были разными.
Образованный, эрудированный, он прекрасно ориентировался не только в духовных вопросах, но и в науке, медицине, искусстве
и был во многом просветителем как для верующих христиан,
так и для светских людей.
И его ждали одинаково как на пресс-конференциях,
так и в маленьких деревенских храмах"
Кетеван Циклаури


И ещё материал Елены Мартынюк

«ПО НОЧАМ В ТИШИ Я ПИШУ СТИХИ…»
"«Алешкина любовь» («Говорят, что некрасиво отбивать девчонок у друзей своих...»), «Позвони» («Ты мне вчера сказала, что позвонишь сегодня...»), «Дождь и я» («Желтый дождь стучит по крышам, по аллеям и по листьям...») и многие другие песни, а также несметное количество зарубежных шлягеров в его переводе, ставших достоянием российской культуры, исполнялись в концертах, по радио и ТВ, звучали изо всех окон домов с магнитофонов и проигрывателей, а то и под дворовую гитару... «Я бы взял твои ладони, к ним губами прикоснулся...», «Быть может, ты смеешься над нежностью моей...», «Я тебя назвал самой нежной и красивой;
о, и это правда!»
- сколько трепета в стихах, искренних, как молитва!
Истинно пушкинская распахнутость и благодарность жизни,
какой бы она ни была!

В 60 - 80-х годах XX века Онегин Гаджикасимов был одним из самых популярных и востребованных поэтов-песенников СССР. На его стихи писали известнейшие композиторы тех лет - Давид Тухманов, Александр Зацепин, Арно Бабаджанян, Полад Бюль-Бюль оглы, Сергей Дьячков, Владимир Хвойницкий... Их включали в свой репертуар самые популярные певцы - Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев, Рашид и Рашида Бейбутовы, Иосиф Кобзон, Алла Йошпе и Стахан Рахимов, Вадим Мулерман, Лариса Мондрус, Эмиль Горовец, Ирина Бржевская, Ольга Пирагс...
Такая глыба песенного творчества!
Но мы практически ничего не знаем о нем,
заслужившем людскую любовь и оставшемся без вести ушедшим.


Как пишет племянница Онегина Юсиф-оглы - Нигяр (Ника) Гаджикасимова, «фамилия «Хаджи-Гасымов» в русской версии звучит как «Гаджи-Касимов» и... берет начало от нашего предка Касима (по-азербайджански - Гасыма), совершившего паломничество в Мекку, которое должен совершить каждый правоверный мусульманин.
После паломничества, официально называемого «хадж»,
перед именем ставится «хаджи»...
Семья наша по праву считается носительницей дворянской фамилии (отчет идет от XVI века).

Дядя Гена (Онегин)... учился в одной из центральных школ Баку... учился хорошо, правда,... писал пародии на педагогов, в связи с чем дедушку не раз вызывали в школу».

Онегин Гаджикасимов был красив, высок, широкоплеч, с вьющимися иссиня-черными волосами, пользовался дружбой и симпатией ровесников.
Четыре года прослужил в армии в военно-морском флоте.
Поступил в Москве в Литературный институт имени Горького.
Говорил и писал по-русски безупречно - образно, изысканно, поэтично,
знал тюркские наречия.
Слава не заставила себя ждать.
«Я хорошо помню, - продолжает Ника, - как с приездом дяди Гены в доме появлялись певцы, композиторы, режиссеры, поэты:
все что-то бурно обсуждали, смеялись, четко стучала пишущая машинка (это дядя Гена писал стихи или сценарии).
Бывало, что и ругались в пылу обсуждения какой-то роли или песни... одним словом, - люди искусства.
Папа и дядя Гена любили вкусно и много поесть, и моя мама - настоящий ас в этом деле - готовила потрясающие блюда.
Папа и дядя Гена были веселыми, шумными и гостеприимными людьми. Собирались обычно у нас дома большими компаниями;
вокруг всегда раздавался хохот (это дядя Гена кого-то пародировал или папа рассказывал какую-нибудь смешную историю...
Дядя Гена меня любил очень сильно: видимо, он хотел дочку,
а у него сплошь и рядом были мужчины: три брата и два сына.
Я еще очень похожа на бабушку, и он плакал, когда смотрел на меня...»

«...По душе и культуре О. Гаджикасимов считал себя вполне русским,
причем именно православным русским, прекрасно осознавая всю трагичность положения «чужого среди своих, своего среди чужих»,
- пишет литератор Ольга Щелокова (Газизова),
знавшая его уже отцом Силуаном.

«...В 1985 году, - продолжает Ника, - дядя Гена приехал совершенно другим (как мы позже поняли, он принял крещение и переосмыслил всю свою жизнь).
...Хочется отметить, что в нашей семье не было и намека на религиозность, будь то мусульманская или христианская.
Сами понимаете: люди искусства далеки от набожности, особенно принимая во внимание тот факт, что речь шла о «совковых» 70-х - 80-х.
Поэтому нетрудно представить, что пережил мой отец,
когда в один прекрасный летний день 1985 года дядя Гена приехал в Баку с Библией в руках и странными по тем временам умозаключениями.
Мой папа, я так понимаю, пережил колоссальный стресс.
Человек, которого он боготворил, которым дышал, вдруг заговорил на другом языке (я имею в виду, что это был тот же, русский, язык, но многие дядю Гену не понимали ...)
Папа, конечно, как и принято, все так же любил и уважал своего старшего брата, но главное было утеряно безвозвратно:
дружба и взаимопонимание.

...Дядя Гена, ничего не объяснив, вдруг порвал со всеми всякие отношения и исчез.
Мы пытались его найти через его жену Татьяну, но она, рыдая в трубку, сказала:
«Он ушел, все бросил. Я ему сказала: «Как мне жаль тебя!»,
а он взглянул на меня и сказал:
«Это мне вас жаль, вы ничего не поняли и не понимаете».

«А что такое произошло в 1985 году?
Что было причиной его обращения? - рассуждает Ольга Щелокова.
- Тайна сия велика есть... к этому времени у него накапливалось ощущение... неправильной жизни...
И своей собственной, и жизни вообще.

Своей, потому что... все в жизни вроде было:
и слава, и любовь, и благополучие, и признание,
и возможность жить по-богемному вольготно, и ни в чем не нуждаться...
Все было, но ничего нового, более вдохновляющего, не предвидится... середина 80-х - это было время какого-то гигантского разлома и разлада
во всем и, прежде всего, в общественном сознании...
это было понятно ему, человеку сейсмографической, так сказать, чуткости...

Сознание всеобъемлющей, катастрофической пустоты того «мира искусства», в который он когда-то стремился и в котором потом так блистал,
- это сознание было в нем мощным и властным.
Но тех людей из него, которых он любил и ценил,
ему было искренне жаль».

В 1985 году Онегин Юсиф-оглы Гаджикасимов принял православие, а в 1988-м стал иеросхимонахом Симоном (Силуаном) моныстыря Оптина пустынь.

«Человек, который всю жизнь был остроумнейшим весельчаком, душой любой компании, собрался с духом и просто вышел из этой двери,
чтобы войти в другую.
Но в какую? Почему христианство?
Почему православие? - продолжает Щелокова.
- Во-первых, как это ни странно, Гаджикасимов невероятно, без всякой меры ... любил Россию.
Как профессиональный музыковед, он очень хорошо знал русский песенный фольклор...
И не просто знал, но и любил - с неумеренной восторженностью.
Кроме того, у него еще в юности сложилось какое-то почти мистическое представление о том, что спасение - только в России...
С каких-то пор он начал все видеть, так сказать, «через призму Троицы»...

Это было логическим завершением и воплощением любви к России...

Однако Гаджикасимов был всегда и во всем - ПОЭТ,
а потому его обращение к Богу и не могло не быть,
при всей его аскетической серьезности, поэтически возвышенным...
Будучи по всему (и по стати, и по характеру, и, главное, по умению нести ответственность) в высшей степени мужчиной,
или даже, в библейском и античном смысле, «мужем»,
в то же время, воспитанный Востоком, где женщины из его рода и, в целом, его традиции были нежны, кротки и восприимчивы, по своей изысканной, тонкой и нежной восприимчивости, чуткости и даже чувствительности он обладал артистично-женственной, но ни в малейшей степени не женоподобной душой...

Как верный сын своего отца, раздавший свои имения и угодья,
Онегин Юсиф-оглы оставил свою квартиру, все до копейки незнакомым людям,
отчего на старости лет ...скитался по чужим углам и в буквальном смысле иногда не имел где главу преклонить.
О своих достижениях поэта и композитора он принципиально не говорил;
не хотел, чтобы об этом вспоминали; считал, что все это было пустой тратой времени и т. д., то есть воспринимал себя исключительно религиозным человеком,
к которому прежний не имел ни малейшего отношения.

В общем, все мы - и друзья, и близкие, и родственники - его, каждый по-своему, его «не догоняли».
По-моему, просто он шел слишком быстро...»

Из письма Ники Гаджикасимовой:
«Доходили слухи, что дядя Гена теперь зовется Олегом, потом, что он в Оптиной пустыне,
но никто толком ничего не говорил.
Поэтому я думала, что когда вырасту, то обязательно найду дядю Гену (мне абсолютно было все равно, как его потом звали, какую религию он принял или отверг: я хотела найти своего родного человека).
Я очень любила дядю Гену.
Кстати, за те два последних раза, которые он провел в Баку перед своим исчезновением,
он совершил в душе маленькой девочки своего рода религиозную революцию.
И я из истинной пионерки-атеистки превратилась в верующего человека.

Мне кажется, ведь ребенок настолько чист, что слово Божие легче понять ребенку, чем взрослому человеку.
И поэтому мне хотелось сказать дяде Гене, что я на его стороне,
что я его понимаю, что я безумно скучаю, задать вопрос:
почему он оставил папу? нас? ничего не объяснил?
Оставил тех, кого он любил и кто его любил, без права хотя бы на встречу, на коротенькую переписку?...
Видимо, так ему было легче уйти...»

Воистину, почему «сердце любит, но не скажет о любви своей?»

Завершился земной путь поэта 30 июня 2002 года.
Он погребен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области.

В памяти прихожан Онегин Гаджикасимов останется отцом Силуаном.
Но мирскую жизнь он украсил своими песнями.
Они живут и будут жить, потому что божественно прекрасны.
И «грусти не тая», мы называем его, «самым нежным и красивым» поэтом. И это правда!

А на последней церемонии вручения общественной премии «Киноватсон» приз за творчество дедушки получил московский студент Трифон Гаджикасимов.

P. S. Редакция газеты «Азеррос» выражает огромную благодарность Ольге Рашитовне Щелоковой (Газизовой) за помощь в подготовке данной публикации.
Тем, кто интересуется жизнью и творчеством Онегина Гаджикасимова, рекомендуем ознакомиться с дневниковыми записями Ольги Щелоковой (Газизовой) «Эти глаза напротив...» на сайте http://regenta.livejournal.com/59623.html

Подготовила Елена МАРТЫНЮК



[320x240]

Все в мире,
Знай, что все в мире —
И рассвет, и день, закат и ночь,
Боль и радость, смех любви и грусть разлуки —
Начинается с тебя!
И я знаю, что пути странствий
На земле и в облаках, и в синем море
Сквозь годы и сквозь невзгоды
Приведут меня опять к тебе.

То, что мы встретились с тобой, — судьба.
И, значит, суждена нам она была.
Так знай, что где б ни быть мне в пути
странствий —
На земле и в облаках, и в синем море, —
Сквозь годы и сквозь невзгоды
Я приду, приду всегда к тебе.

Онегин Гаджикасимов

Музыка А. Мажукова
Исполняет Нина Бродская

http://www.youtube.com/watch?v=mU3mKRTdkgA

ИСПЫТАЛА ПОТРЯСЕНИЕ СУДЬБОЙ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА...
КОНЕЧНО, ИМЯ ЕГО БЫЛО НА СЛУХУ, НО ЖИЗНЬ ЕГО ОТКРЫЛА ДЛЯ СЕБЯ ТОЛЬКО ЧТО.
ПОСТ ПОЛУЧИЛСЯ,МОЖЕТ БЫТЬ ГРОМОЗДКИЙ,
НО НЕ МОГЛА СОКРАТИТЬ ИЗ ЖЕЛАНИЯ ДОНЕСТИ РОВЕСНИКАМ И ЧУТЬ МОЛОЖЕ, ЭТУ УДИВИТЕЛЬНУЮ СУДЬБУ НАШЕГО ПЕСЕННИКА, СПИСОК НАШИХ ПЕСЕН,ЕГО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Удивительная жизнь... И поучительная... Все суета суета.. | ГАЛАТЭЯ - Дневник ГАЛАТЭЯ | Лента друзей ГАЛАТЭЯ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»