Сергей ЖАКОВ, политолог, эксперт-международник, бывший кадровый старший офицер Службы нелегальной разведки ПГУ КГБ СССР и СВР России
Взрыв самолёта А-321 с российскими туристами над египетским Синаем, вероятнее всего, был экономической диверсией и карательной операцией, которую путинские спецслужбы провели под «чужим флагом» (якобы исламских боевиков), чтобы отомстить Египту за покупку французских «Мистралей», не доставшихся Путину, и заставить российский средний класс ездить отдыхать в аннексированный Россией Крым.
[показать]
В области терроризма и спецслужб всё и всегда чрезвычайно зыбко и покрыто мраком. Почти никогда нельзя найти прямые улики против заказчика. Редко находятся прямые улики против разработчика, координатора и организатора. Чаще – против исполнителя. Да и то, в том случае, когда он сам заинтересован, по идейным, идеологическим мотивам, в придании наибольшей огласки своей причастности. Или когда заказчики и организаторы пытаются пустить следствие и общественное мнение по ложному следу.
Поэтому сам по себе исполнитель в терроризме мало, что значит. Чаще всего он только ширма, за которой стоят порой совсем иные силы. Иногда – прямо противоположные той «окраске», которую придает теракту исполнитель. Как это было в классическом случае Катыни, когда сталинский НКВД инсценировал расстрел более 20 тысяч польских пленных офицеров якобы «фашистами-гестаповцами». Да и Аль-Каида с Усамой Бен-Ладеном были созданы, долгое время финансировались и секретно руководились ЦРУ США для борьбы против влияния СССР в Афганистане. Совершение терактов «под чужим флагом» – стандартный приём всех спецслужб.
Бывший заместитель начальника Первого главного управления КГБ СССР и начальник Службы нелегальной разведки (управления «С») ПГУ генерал-майор Ю.И. Дроздов в своей книге «Записки начальника нелегальной разведки» прямо рассказывает о документальных фактах создания КГБ за границей экстремистских, неофашистских, исламистских и иных террористических организаций для осуществления преступной деятельности в пользу СССР «под чужим флагом». Юрий Дроздов считал глобальный международный шпионаж и терроризм во имя коммунистических идеалов КПСС и государственных интересов СССР «нужной работой».
Поэтому в этой области то, что открыто лежит на поверхности, редко даёт ответы на глубинные вопросы, и главным способом проникновения в тайны остаётся старинный и проверенный детективный и дедуктивный принцип: ищи, кому выгодно.
С этой точки зрения, уже в день катастрофы на Синайском полуострове американо-французского авиалайнера А-321 с российскими туристами в субботу 31 октября 2015 года при возвращении с египетского курорта Шарм-эш-Шейх на Красном море, можно было утверждать, что наиболее вероятным заказчиком теракта являлся Владимир Путин. Потому что именно он (не лично "серый чекист", а «коллективный путин» – путинский режим) является главным выгодо-получателем, бенефициаром от гибели 224 пассажиров и членов экипажа в Египте.
Не спешите отметать эту версию, как «сумасшедшую» или как «теорию заговора». Прежде всего потому, что международный терроризм и спецслужбы всего мира повседневно и повсеместно живут именно заговорами, а Ангела Меркель в разговоре с Бараком Обамой уже прямо называла Путина сумасшедшим.
Но обо всём по порядку.
В первый же день отпали многие «мирные» версии. Версия теракта стала основной для специалистов в первые же часы после катастрофы. Потому что большинство обычных факторов гибели самолета быстро отпало.
В день (а не ночь) катастрофы погода была отличной, ясной и спокойной. Ни дождя, ни ветра, ни гроз, ни снега, ни льда, ни тумана, ни ураганов. Ярко светило солнце в Синайской пустыне, которую когда-то со своим иудейским народом пересекал по преданию Пророк Моисей, и видимость составляла десятки километров. Нормальные самолеты с нормальными экипажами в таких тепличных условиях обычно не падают.
Вне природных погодных катаклизмов, чаще всего технические сбои в авиации идут на фазах взлёта или посадки. Проблемы у А-321 возникли на 23 минуте полёта, когда самолёт относительно давно уже закончил маневрирование, набрал стандартную высоту в районе 9 тысяч метров и крейсерскую скорость, лёг на основной курс и перешёл на управление в режиме автопилота.
Самолет был не «помоечным», а вполне себе приличным и нормальным. Надежный и проверенный Аэробус-321, полетавший и летающий по всему миру, довольного свежего французского производства 1997 года, то есть всего 18 лет отроду (при надлежащих эксплуатации, обслуживании и ремонте современные самолёты спокойно служат 30-40 лет). С надежными английскими двигателями. Три года назад перекупленный голландцами, но принадлежавший с 1997 по 2012 год самой крупной в мире американской лизинговой компании International Lease Finance Corporation (ILFC) с хорошей репутацией (хотя и не с самым большим в мире парком самолётов). Со средним (чтобы не сказать малым) налётом и износом. Прошёдший плановый ремонт и стандартные лётные тесты в конце октября 2015 года.
Экипаж был нормальным и профессионально подготовленным. Командир воздушного судна Немов Валерий Юрьевич имел более 12 тысяч часов налёта, из них 3860 часов на самолётах Airbus A321 (1100 часов в качестве командира воздушного судна). Российская компания «Когалымавиа» (торговая марка Metrojet), у которой самолёт находился в лизинговой эксплуатации, хоть и не является ни большой, ни проверенной, но и не входила прямо чёрные списки. За ней исторически числилась пара неприятных историй с увечьями и небольшими человеческими жертвами, но и те – в основном со старыми советскими изношенными ТУ-154, от эксплуатации которых она уже отказалась, перейдя на надежную и проверенную западную авиационную технику.
Если бы в самолете стали бы постепенно возникать технические проблемы и неисправности, то его экипаж начал бы связываться с диспетчерскими службами Египта или Израиля, резко изменять курс и запрашивать экстренную, вынужденную посадку. Чего совершенно не произошло. Значит: или технических проблем не было, или они возникли слишком внезапно и слишком быстро привели к катастрофе. Всё это явно и сразу снижало вероятность версий технических поломок или ошибок экипажа до уровня статистической погрешности и говорило в пользу какой-то запредельной, непредвиденности ситуации, то есть, террористической версии.
Конфигурация места падения авиалайнера говорит о многом. Если самолет оставался целым до конца и разбился бы, пытаясь совершить вынужденную посадку, его останки были бы сконцентрированы компактно в одном месте – разброс в таких случаях составляет не больше одного-двух километров в длину.
Наибольшая диагональ эллипсовидного района падения лайнера с российскими туристами в Синайской пустыне с самого начала поисково-спасательных работ и судебного следствия по факту гибели лайнера и туристов с экипажем составила пятнадцать километров, а площадь обследуемого района быстро увеличилась до тридцати квадратных километров. Это сразу и однозначно свидетельствовало об одном: лайнер распался на части в воздухе, на довольно значительной высоте. Поэтому их и разнесло так далеко друг от друга.
И главная деталь, которая говорила об одномоментности возникшей в самолете фатальной проблемы в форме взрыва. В нынешнем мире мы являемся активными членами мировых и российских социальных сетей. Во всяком случае, те, кто ездят на отдых за границу. Почти все они в режиме реального времени постят всё о своей жизни: SMS и MMS (с текстовыми, фото, аудио и видео приложениями) по всевозможным социальным сетям через смартфоны.
Так вот, дотошными западными и российскими журналистами было быстро установлено через каналы операторов сетей, что ни один из 224 пассажиров и членов экипажа авиалайнера не отправил ни одного сообщения с рассказом о технических проблемах. НИ ОДИН! А это в наше время говорило только об одном: самолет стал разваливаться на части уже в воздухе при падении не постепенно, а одномоментно – в результате взрыва. Тут уж никому не до Фейсбука, Одноклассников или Твиттера. Тут все думают только о жизни или смерти.
Точку в вопросе о теракте можно было поставить уже на второй день, когда, в довершение ко всему вышеизложенному, египетская ветвь ИГИЛа официально взяла на себя ответственность за теракт. Увы, статистика мирового терроризма доказала, что эта организации никогда не брала на себя выдуманную ответственность. НИКОГДА. Ибо она дорожит своей террористической «репутацией», если так можно выразиться. Ей невыгодно играть в пиар-клоунаду, иначе её перестанут считать серьёзной организацией, прежде всего, её собственные адепты.
Неделю спустя не осталось сомнений, что это был теракт. Когда космическая разведка США сообщила о подозрительной вспышке в географической точке, после прохождения которой у А-321 начались фатальные проблемы, приведшие к катастрофе. Когда данные расшифровки первого из «чёрных» ящиков самолёта, фиксирующего фоновые шумы в кабине управления и переговоры членов экипажа, указали на подозрительный хлопок (взрыв) в последний момент нормального полёта. Когда Франция, Великобритания и США однозначно и публично высказались в пользу этой версии, экстренно прервали авиационное сообщение (полёты) с курортами Египта и начали срочно эвакуировать своих граждан из этой зоны.."
(продолжение следует)