XIV. Выбранный нами жанр не случаен. - 2
Мы же, имея “абсолютную, непоколебимую уверенность”, дерзнем представить вам новую философскую доктрину, полностью определяющую и раскрывающую тот самый Свободный Дух, о котором начал говорить Бердяев. Как вместить ее в пронумерованные главы?
Думаю о том, как распределить мысли
для нравственного учения детского,
и вижу, что в духовной области нет первого,
второго, третьего, нет более или менее
важного. Все одинаково важно, и все - первое. (10)
Тем более мы все знаем: “мысль изреченная есть ложь” (11), а записанная - мертва.
Сейчас на тысячи ладов развивают тютчевский стих: “мысль изъясненная есть ложь”. И все согласно думают, что мысль, переведенная в слова, оттого становится ложью, что у людей мало слов, а какие есть, те недостаточно гибки и эластичны и потому жмут и насилуют мысль. Немного правды в этом, пожалуй, есть, но только очень немного. Мысль наша, облекшись в слова, становится ложью не столько оттого, что нельзя найти для нее подходящего выражения, сколько оттого, что мы не смеем показать ее в том виде, в каком она явилась нам. Самого бедного языка достаточно, чтоб передать многое, о чем мы теперь молчим. Мы всего боимся и всегда боимся, и больше всего боимся мыслей. Поэтому, когда время от времени рождается на свет смелый человек, у него не бывает недостатка в словах. Во всяком случае, без колебания можно утверждать, что можно было бы гораздо больше сказать, чем мы говорим, и гораздо меньше лгать, чем мы лжем. Но нам этого не нужно, нам правда в тягость - не по Сеньке человеку такая шапка, как правда, - и мы лжем, трусливо ссылаясь в свое оправдание на бедность языка. Посмотрите на идеи, которые приняло в свой обиход человечество, - разве они лживы потому, что те, кто их возвещают, не умели рассказать о себе? Разве тот, кто утверждает сейчас, что высшее благо есть любовь, в то время как он весь кипит ненавистью, не умел бы сказать, что для него высшее благо - покорить и раздавить врага?! Отлично умел бы, но он знает, что если он это скажет, то он всем покажется глупым и смешным. Или тот, кто утверждает, что он не принимает мира, потому что ему не удалось стать Наполеоном, не мог что ли просто сказать, что ему хотелось бы быть действительным статским советником? Мог бы, конечно, но ему кажется, что его настоящая идея слишком тускла и сера, а он хочет высказывать только блестящие идеи, которые сверкают, как крупные алмазы. Философы - каждый, разумеется, о себе - утверждают, что их учения совершенно свободны от противоречий и что только потому они этих учений держатся, что убедились, что в них противоречий нет. Что ж, у них не было слов, чтобы высказать свою настоящую мысль неискаженной, чтобы просто заявить, что они выбрали учения, которые им показались больше по вкусу, и что их задача не столько в том, чтоб избегнуть противоречий, сколько в том, чтоб эти противоречия более или менее искусно скрыть от проницательности противников? Слова, конечно, были, и вовсе не нужно каких-либо особенных слов, чтобы такие мысли при изъяснении не превратились в ложь. Философы просто не хотят открыто высказываться, ибо не хотят губить свою репутацию и прослыть глупцами. Но все-таки, по заведенному обычаю, вздыхают о том, что их мысль обратилась, помимо их воли, в ложь. Или разговоры об абсолютной истине! Католики утверждают, что они проповедуют то, quod semper ubique et ab omnibus creditum est. Разве они не могли бы сказать вместо semper - довольно долгое время, вместо ubique - на довольно большом пространстве, вместо ab omnibus - просто многими людьми? Те, которые говорят об абсолютной истине, уже давно удовлетворились истиной очень относительной, и удовлетворились вполне. Но говорят об абсолютной, самой абсолютной истине. Наконец, чтоб не забыть наиболее распространенную в наше время мысль, кто теперь не говорит о своем пророческом предназначении? Все хотят быть теперь пророками - даже чин Наполеона сейчас кажется уже скромным. Что ж? Вы думаете, что эта мысль лжива, потому что настоящую правду пророки не могли изъяснить в словах?! Ведь обыкновенно о своем пророчестве говорят писатели, и такие писатели, которые млеют от всякой похвалы. Они отлично могли бы рассказать, что им вовсе и не нужно быть пророками и что они были бы очень довольны, если бы их всегда или часто хвалили за талант, ум, проницательность. Но такую правду не смеют вывести на люди и рассказывают неправду, меланхолически ссылаясь на то, что мысль обратилась в ложь, так как ее нужно было высказать. Не думайте, что я здесь имею в виду ординарных, ничтожных писателей. Нет, тут грех общечеловеческий! - Все лгут, и лгут невыносимо, и живут постоянно в этой атмосфере лжи и не задыхаются - только вздыхают. В конце концов, люди предпочитают традиционные, возвышенные обманы всякой истине - не только низкой, но и такой, о которой они не знают, какова она по существу, а потом дивятся, отчего это им никак не удается сказать правду и почему в жизни так много лжи… (12)
Есть два рода бессмыслицы: одна происходит
от недостатка чувств и мыслей, заменяемого
словами; другая - от полноты чувств и мыслей
и недостатка слов для их выражения. (13)
Как передать не только Букву, но и Дух Закона? Только из уст в уста, от учителя к ученику. Именно такую возможность нам подарят письма, дав путь к живому человеческому общению с максимумом чувств и эмоций. Именно в этом выражается эксклюзивность Школы Солнечный Путь - прямое общение ученика с преподавателем - индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Первое, что необходимо здесь, есть жизнь:
стиль должен жить. Стиль должен доказывать,
что веришь в свои мысли и не только мыслишь их,
но и ощущаешь. (14)
Архаические проблески архаизмов словаря Даля, прелесть бесхитростных оборотов - выверенный аграмматизм, длинное свободное дыхание фразы, ее текучее матовое серебро; и простота, простота и наивность, как бы идущая от чистоты души, от еретической мудрости, незыблемости исконных драгоценностей морали: добро, истина, прощение, и горчинка всепроходящести; о, без этой горчинки нет пикантности, нежной тонкости вкуса - так благоуханную сладость хорезмских дынь гурман присыпает тончайшей солью. (15)
Он (Господь) дал нам способность быть
служителями Нового Завета, не буквы,
но духа, потому что буква убивает,
а дух животворит. (16)
Потому хочу я искренне предупредить читателя, чтобы он прилежно читал эту книгу и не соблазнялся простотою автора; ибо Бог не глядит на высокое: Он один высок; но Он глядит, как помочь низкому. Если зайдет с тобой так далеко, что ты поймешь дух и мысли автора, то уже не будет больше нужды ни в каком увещании, но ты будешь радоваться и веселиться в этом свете, и душа твоя будет смеяться и ликовать в нем. (17)
10. Л.Толстой. Божеское и человеческое. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, стр.52.
11. Ф.Тютчев.
12. Л.Шестов. Власть ключей. //Л.Шестов. Сочинения в 2-х томах. - М.: Наука, 1993. Т.1, стр. 83.
13. А.Пушкин. //А.Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах. - Ленинград: “Наука”, 1977. Т.7, стр. 40.
14. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1990, Т.1, стр.571.
15. М.Веллер. Ни о чем. //М.Веллер. Правила всемогущества. - СПб.: Объединенный капитал, 1997, стр. 314.
16. Послание 2 Кор. 3, 6.
17. Я.Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. - СПб: Азбука, 2000, стр. 121.
Учение СП в магазине Голос Галактики.
[показать]LIci WP - WordPress crossposting plugin