• Авторизация


ЗОЛУШКА, КОТОРАЯ ХОТЕЛА СТРАННОГО, ИЛИ ПОРТРЕТЫ ЖИВЫХ ЦВЕТОВ. ЕКАТЕРИНА БИЛОКУР 13-05-2012 23:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Писанка Оригинальное сообщение

ЗОЛУШКА, КОТОРАЯ ХОТЕЛА СТРАННОГО, ИЛИ ПОРТРЕТЫ ЖИВЫХ ЦВЕТОВ. ЕКАТЕРИНА БИЛОКУР

 



[показать]
Жизненный и творческий подвиг талантливой художницы Екатерины Васильевны Билокур не имеет аналогов в мировом художественном пространстве. Ее талант был даром природы, умноженным на ежедневный труд. Екатерина Билокур родилась в с. Богдановка Полтавской губернии, когда именно – до конца не выяснено. Официальной датой рождения было в конечном итоге признано 25 ноября 1900 г. Приблизительно в 6-7 лет Катерина Билокур научилась читать. Отец и дед, что сначала помогали ей в этом, были удивлены рвением и успехами девочки. На семейном совете было решено: к школе Катрю не отдавать, поскольку читать она и так умеет, а экономия одежды и обуви огромна. Лучше посадить ее за прялку. Не получив даже начального школьного образования, Катерина Билокур училась сама: овладела грамотой, много читала. А душа хотела чего-то недосягаемого. Где-то в 1922-1923 гг. Екатерина Билокур прочитала о Миргородском техникуме художественной керамики. Слово «керамика» оказалось незнакомым, а вот «художественной» было понятным. В первый раз покинув Богдановку, Катерина Билокур отправилась в Миргород. ее багаж состоял из двух рисунков: «копия из какой-то картинки» и дедовский дом с натуры, – выполненных уже не на холстине, а на специально приобретенной для этого бумаге. Рисунки должны были засвидетельствовать, что девушка действительно имеет талант, достаточный для вступления в техникум. Но разговор закончился сразу, как только оказалось, что она не закончила семилетку. На рисунки даже не глянули. Невзирая ни на что, рисовать Катерина Билокур не бросила. Еще более рьяно взялась за работу с надеждой повторить попытку. В 1928 г. она опять решила попробовать свои силы, в этот раз в Киевском театральном техникуме. Однако и здесь появился вопрос об отсутствии школьного образования. После очередной неудачи Катерина Билокур начинает овладевать непростым малярным ремеслом сама. Акварелью и карандашом она всегда работала мало и неохотно, больше всего привлекали масляные краски. Кисти делала сама – выбирала из кошачьего хвоста волоски одинаковой длины: 9, 12 или 36. Для каждой краски была своя кисточка. Хотя Катерина Билокур и научилась рисовать сама, наставники в овладении масляной живописью у нее все-таки были. Кто-то научил ее грунтовать полотно, потому что сначала она пыталась писать непосредственно на полотне, но картины быстро темнели и жухли. Художественная манера Билокур сформировалась еще в начале 30-х годов и почти неизменной оставалась во все творческие годы. 1939 год определил последующую судьбу художницы. Катерина Билокур услышала по радио песню прославленной Оксаны Петрусенко. Пораженная песней и голосом Екатерина послала письма певице, где рассказала всю свою жизнь, а в конце попросила помочь ей, необразованной женщине, стать художницей. Вложенный в конверт вместе с письмом рисунок на кусочке полотна – калина, поразил Оксану Петрусенко. Она посоветовалась с друзьями – Касияном, Тычиной, поехала в Центр народного творчества, где и изложила суть дела. В Полтаву поступило распоряжение: съездить в Богданивку, найти Катерину Билокур, поинтересоваться ее работами. В 1940 г. в Полтавском доме народного творчества открывается персональная выставка художницы-самоучки из Богданивки Катерины Билокур, которая состояла из 11 картин. Успех был огромен. Зрители были очарованы невиданными до сих пор художественно совершенными цветочными композициями, преисполненными мощной поэтической силы. После Полтавы выставка экспонировалась в Киеве, а автора премировали поездкой к Москве. Катерину Билокур в этом путешествии сопровождал В. Хитько. Художница посетила Третьяковску галерею, Пушкинский музей, музей Ленина. Некоторое время после этой поездки она не могла писать. Но, успокоившись, снова и снова изображала цветы, которые не могла не писать, потому что лучше их для Екатерины Билокур не было ничего в мире. В 1941 г. она создала свои знаменитые «Полевые цветы». В годы оккупации Катерина Билокур почти не рисовала. И все же 1942-1943 гг. создала одну из лучших композиций «Цветы на голубом фоне», которую подарила Киевскому музею Т. Шевченко. После освобождения Украины с новым запалом начала творить, хотя не хватало красок, полотна, – эта крайняя бедность сопровождала Катерину Билокур все следующие годы. Через два года художница приворожила своих почитателей еще одним шедевром – «Декоративным панно». В 1956 г. Екатерине Билокур присвоено звание Народной художницы УССР. У нее художницы появляются ученики: Ольга Бинчук, Тамара Ганжа, Галина Самарска. Мысль переехать в Киев так и осталась мечтой. Два последних года жизнь Катерина Билокур почти не работала. Все острее, более болезненно подступала страшная болезнь, полечиться в больнице не могла, потому что болела мать, которую необходимо было присматривать. Тяжело доживала свои последние месяцы, недели, дни, на земле гениальная личность, одна из выдающихся фигур XX века художница Екатерина Билокур. Здоровье ее с каждым днем ухудшалось. 10 июня 1961 г. ей сделали операцию на ногах. То ли неудачную, или уже тщетную, но в тот же день художнице не стало. Дом Билокуров в Богдановке – давно уже Музей-усадьба Екатерины Билокур. Здесь и она сама, с розами – скульптура работы Ивана Билокура, племянника художницы, сына ее брата Григория Васильевича. Вокруг ее картин и до сих пор продолжаются споры: одни склонны считать ее произведения космогоническими, другие относят их к декоративно прикладным, третьи квалифицируют как высокохудожественные профессиональные самобытные творения. Как ни странно, мы сами сделали Екатерину Билокур «загадочной», называя «необразованной крестьянкой», даже когда шла речь о ее наилучшем творческом всплеске, расцвел умению, мастерству, интеллекту. А эта «необразованная крестьянка» цитировала по памяти не только поэзию Шевченко, но и Пушкина, Лермонтова, Тургенева, ссылалась на Гоголя, Горького… К тому же она была носителем многовековых художественных традиций нашего народа, выразителем его, высокого интеллекта, благородного характера, влеченья, к красоте, добру, трудолюбия. [показать]
Рисовать можно было только по воскресеньям, и то только если вся работа сделана. Холсты, кисти и краски она делала сама: кисти из щетины и шерсти, краски – из трав и цветов. За право писать картины ей пришлось бороться всю жизнь и со всем миром. В забытой богом деревне все (и ее семья) считали рисование – бездельем, заморочками. Советская власть требовала от нее прославления колхозного строя. А она писала – цветы... Ей позволили рисовать каждый день, только когда она решила покончить с жизнью. Отношение же к ее «малеванью» изменилось только тогда, когда за ее работами стали гоняться столичные искусствоведы и галереи, а увидевший их Пабло Пикассо сказал «Если бы у нас была такая художница – о ней говорил бы весь мир». Добавляло ей тяжести то, что не было близкой души – деревенские нравы были тяжелы и грубы, и женская доля там рисовалась совсем не в разговорах и написании картин. Вот такая вот Золушка в родном доме, только Золушка мечтала о понятном, женском счастье: красивое платье, балы и принц – а Катерина Билокур о Странном: писать картины. Этого никто в деревне не понимал, и в общем они были не так уж виноваты – из забитого крестьянского быта они шагнули в жестокий железный век советской власти с ее голодоморами, прописками, продразверсткой, потом война... Какие тут картины, какое искусство – просто выжить, и то удалось далеко не всем. А душа – просила искусства, рука тянулась к кисти, и цветы просили: напиши нас! Она рисовала на стенах, на самотканых холстах, если очень повезет – на бумаге. Все было против нее. А что помогало? Прекрасная природа Украины? Народные песни и вышивки? Потусторонние силы, с которыми она контактировала душой? Неубиваемый талант?

[показать]
Катя рано начала рисовать – сначала угольками, тайком от неодобрения родственников, на кусочках полотна (иногда взятого без спросу в сундуке дома). Потом – на кусочках картона и бумаги. Работала по ночам и поздно вечером, в конце тяжелого дня, полного домашних и хозяйственных хлопот. Впоследствии художница сама ткала полотно и делала кисточки из кошачьих волосков для своих картин, а иногда и сама делала краски из ягод, коры и других природных материалов. Известность пришла к художнице интересным образом. Рассказывают, что однажды в гостях Катя услышала песню «Чи я в лузі не калина була?» в исполнении Оксаны Петрусенко и, потрясенная впечатлением, решила отправить певице письмо, вложив в конверт маленький рисунок с изображением калины на кусочке полотна. Певица была удивлена рисунком, и рассказала о талантливой девушке в Центре народного творчества. В результате руководитель художественно-методического совета областного Дома народного творчества приехал в Богдановку и увез несколько работ Билокур, чтоб показать художникам в Киеве. Работами заинтересовался Павло Тычина. Творчество Катерины вызвало огромный интерес, о художнице узнали, начались поездки и выставки – например, персональная выставка в Полтаве в 1941 г. К сожалению, многие работы, представленные на этой выставке, погибли во время войны в пожаре. После войны художница продолжала работать, и в 1954 г. три ее картины («Царь-колос», «Березка» и «Колгоспне поле») попали на международную выставку в Париже. Именно тогда Пабло Пикассо, пораженный талантом Билокур, сказал: «Если бы у нас был художник такого уровня, мы заставили бы весь мир говорить о ней». Искусствоведы спорят – относится ли творчество Екатерины Билокур к народному творчеству или к профессиональной живописи. Но все исследователи сходятся в том, что ее работы полны высокого философского смысла, глубокого осмысления жизни. Ее картины осияны ее необычайным чувством цвета, оживлены ее тончайшим мастерством и воспринимаются как величальный гимн природе и человеку.
[показать]
Перед тем, как начать работу, художница долго обдумывала замысел, изучала натуру и тончайшие нюансы освещения. Она не делала набросков, а писала картины на одном дыхании. Последние, завершающие штрихи она делала тончайшей кистью буквально из нескольких волосков. Детали тщательно и достоверно выписаны, живописный слой прозрачный, картины будто светятся. Цветочные образы предстают перед нами во всей сочной красе, наполненные земной природной силы роста и созревания, они существуют в гармоничном единстве трепетного царства Природы во всем его совершенстве. В 50-е годы Катерине стало легче жить: ее признали, работы выставлялись в музеях и на экспозициях, и даже вот Пикассо был ими восхищен... Ей уже можно было писать картины и читать книги! Но здоровье ее ухудшилось, после войны она мало выходила из дому. В деревне лечиться было негде, а ездить в город она не имела возможности: надо было «доглядаты» старуху-мать. В 1961 году художницы не стало. Великая слава пришла посмертно – ее именем назвали улицу в Киеве, ей поставили три памятника, выходят альбомы ее картин. О ней ставят фильмы и пишут балеты. В Государственном музее искусств Украины в Киеве есть большой зал Екатерины Билокур. Изданы отдельной книгой даже ее письма – и в этих письмах открылся огромный писательский талант... Какая жестокая и насмешливая штука эта жизнь.
[показать]
Катерина никогда не срывала цветы – она хотела писать их живыми, не срезанными. Подумайте об этом, рассматривая ее картины – это портреты живых цветов. [показать] [600x504] [552x600] [488x600] [494x600] [434x600] [405x600] [450x600] [450x600] [600x506] [391x600] Файл:Картина Малинка Меморіальний музей-садиба Катерини Білокур.jpg
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЗОЛУШКА, КОТОРАЯ ХОТЕЛА СТРАННОГО, ИЛИ ПОРТРЕТЫ ЖИВЫХ ЦВЕТОВ. ЕКАТЕРИНА БИЛОКУР | Ирина-Солнце - Дневник Любящей Женщины | Лента друзей Ирина-Солнце / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»